» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






3. Теория бессознательного З. Фрейда

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное (подсознательное). Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне, – сновидения; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые. К бессознательному относятся также и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации, видения, ощущения. Общественные условия существования человека детерминируют не только его сознательное существование, но и его бессознательное и отражаются в мозгу человека как частичное восприятие окружающей действительности[5].

Впервые бессознательное в структуре личности выделил Зигмунд Фрейд. Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, актов и состояний, детерминированных окружающими индивида условиями, во влиянии которых на индивидуальные психические процессы, явления и состояния человек не отдает себе отчета. Кроме того, бессознательное можно определить как форму психического отражения действительности и отношения к ней человека, которые им не осознаются.

Выделяют 4 класса проявления бессознательного:

1) надсознательные явления – уровень психической активности человека, который используется при решении творческих задач и не поддается сознательно-волевому контролю. Понятие о надсознательном включает две формы неосознаваемой психической активности: бессознательное, которое зависит от уже имеющейся информации, детерминированной прошлым опытом человека, и надсознательное, которое предполагает стремление человека к созиданию того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте. Подобное конструирование обусловлено набором интеракций личности с миром культурных ценностей, который она не только использует и усваивает, но и наращивает, транслируя вектор развития общества, где живет человек, отражая назревшие тенденции объективного развития этого мира;

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и потребности), которые детерминируются имеющим личностный смысл образом желаемого будущего;

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности, под которыми понимается система навыков человека, представляющими собой совокупность автоматизированных образцов поведения и непроизвольных действий;

4) проявления субсенсорного восприятия. Изучение бессознательного, его природы, специфики его проявлений, механизмов и функций, основных характеристик позволяет создать целостную картину психической жизни человека.

Для концепций З. Фрейда в целом характерен акцент на бессознательном, которое образуется вытесненными сексуальными желаниями и влечениями (либидо), определяемыми общественной моралью и управляемыми человеческим поведением на протяжении всей жизни.

З. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.

Согласно его теории структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), супер-эго («сверх-я»). Она представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявиться вовне и получить удовольствие. Таким образом, «оно» имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия. «Я» – это психическая структура, которая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в зависимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а какие – нет.

Таким образом, «я» руководствуется принципом реальности, а «сверх-я» представляет собой структуру, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и запретов и является носителем моральных норм.

Именно «сверх-я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «я», принимая решения об удовлетворении какой-либо потребности. По мнению З. Фрейда, ведущую роль в психике играет «оно», содержание которого составляет две группы инстинктов:

1) инстинкты продолжения жизни (эрос), энергию которых З. Фрейд назвал либидо;

2) инстинкты смерти (танатос) – это инстинкты разрушения, агрессии.

Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения. Это выражается в чувстве соперничества с отцом. Девочки направляют сексуальную энергию на отца, и, соответственно, испытывают чувство ревности к матери. Эти неосознанные сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности З. Фрейд назвал эдиповым комплексом (для мальчиков) и комплексом Электры (для девочек). На последующих стадиях психического развития индивида сексуальная энергия проявляется в сексуальном влечении, творчестве, жизнедеятельности в целом, стремлении к власти.

Сексуальность как главный источник конфликтов, по З. Фрейду, является основным фактором возникновения в обществе норм морали, социального контроля, санкций. Сублимация сексуальной энергии является одним из методов пресечения конфликтов и лежит в основе социокультурной, творческой, властной и других видов человеческой деятельности. Сексуальность, подавляясь в той или иной степени внутри общества нормами и санкциями, может трансформироваться в межличностные и внутриличностные конфликты. З. Фрейд считал, что именно эти механизмы породили новое формирование – государство как систему обороны и нападения и определили возникновение институтов (образование, религия, семья, власть и т. п.) для поддержания сложившегося порядка. Таким образом, общество и его институты сформировались в результате конфликтов, в основе которых лежала неудовлетворенность сексуальных желаний.

В соответствии с сексуальной теорией психики З. Фрейда все стадии психического развития человека сводятся к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам энергии эроса. Выделяют 5 основных стадий психического развития человека:

1) оральная стадия – от рождения до 1 года. Характеризуется тем, что основным источником удовольствия является кормление.

На этой стадии ребенок совершает два последовательных действия: в первой половине оральной стадии – сосание, во второй половине – с появлением зубов – к сосанию добавляется укус. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь, и т. о. стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. По мнению З. Фрейда, у новорожденного нет «я». Это психическое образование постепенно отделяется от его «оно». Таким образом «я» – это часть «оно», модифицированное под влиянием внешнего мира;

2) анальная стадия – от 1 года до 3 лет. На этой стадии ребенка приучают к опрятности, он встречается с запретами и наказаниями. На этой стадии полностью сложилось «я», которое уже способно контролировать импульсы «оно». Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «сверх-я» ребенка как часть его «я», где в основном заложен авторитет родителей;

3) фаллическая – от 3 до 5 лет. Является высшей ступенью детской сексуальности. Генитальные органы становятся ведущими эрогенными зонами. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. На этой стадии у мальчиков возникает эдипов комплекс, а у девочек – комплекс электры, о которых говорилось выше. Вытеснение этого комплекса приводит к тому, что полностью выделяется структура «сверх-я». К концу этой стадии все три психических компонента личности уже сформированы, при этом главную роль играет «я»;

4) латентная стадия – от 5 до 12 лет. Характеризуется снижением полового интереса. На этой стадии «я» полностью контролирует потребности «оно». Ребенку не достаточно межличностных отношений в семье и он ищет дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи;

5) генитальная стадия – от 12 до 18 лет. Характеризуется возвышением детских сексуальных влечений. На этой стадии все эрогенные зоны активизируются, и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. На этой стадии «я» активно противодействует агрессивным импульсам «оно».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.