» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания, которая тесно связана с волей человека. Воображение, т. е. представление несуществующей действительности (или действительности, отсутствующей в данный момент времени) – одна из важнейших психологических характеристик сознания.

Сознательное отражение явлений окружающей действительности характеризуется следующими специфическими свойствами:

1) осмысленность представляемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;

2) отражение основных, главных характеристик предметов;

3) способность к коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, обмен мнением по различным вопросам;

4) социальный характер и направленность сознания;

5) наличие интеллектуальных схем, т. е. определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Сознание существует в словесной и в образной форме;

6) подотчетность, регуляция, контроль;

7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля.

Большинство рутинных, привычных действий осуществляются человеком неосознанно. Сознание включается в действие в тех случаях, если перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда человеку необходимо преодолеть физическое или психическое сопротивление на пути реализации целенаправленного действия или мысли; в процессе поиска решений и возможностей выхода из конфликтных ситуаций; в случае необходимости принятия экстренных действий по собственному спасению и в других ситуациях. Вся жизнь человека состоит из ряда ситуаций, без участия сознания в которых ставится под сомнение не только возможность адекватного существования личности в обществе, но и физическое бытие человека, его выживание.

Сознание как высшая ступень развития психики отличается прежде всего таким свойством, как способность познавать общее и частное в действительности. Сознание проявляется не только в обобщенном знании объективной действительности, но и в определенном отношении к ней. Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его сознательном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям. При помощи сознания человек не только использует окружающую данность, но и анализирует основные свойства окружающих веществ, применяет знания механизмов природы для создания новых веществ и предметов.

Человек – существо познающее и сознающее, обладающее способностью к самосовершенствованию. Основными признаками человека как личности являются его социальность, сознание как высшая форма психической жизни и язык как средство речевого общения людей между собой. Самосознание – одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве процессов познания себя, т. е. самопознания и построения отношения к самому себе. Особенно большое значение в самопознании имеют оценка одного человека другим и его коллективная оценка. Самопознание осуществляется в течение всей жизни человека путем анализа его собственной деятельностной активности и поведения (при этом оценивается уровень собственных личных качеств, анализируются собственные желания, потребности, поступки, волеизъявления, соотношения самооценки с оценками данной личности другими людьми), а также путем самонаблюдения.

«Самосознание (я-концепция) – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Самосознание – это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «я», выступающий как установка по отношению к самому себе»[2].

Активация различных состояний сознания зависит от поступающих извне сигналов, которые становятся побудительными мотивами действий. В зависимости от побуждений человек строит свои действия исходя из актуальности внешних сигналов, и т. о. можно говорить о том, что активность нашего организма основывается на мотивации и восприятии окружающей действительности, которые неразрывно связаны на уровне сознания.

Можно выделить следующие основные характеристики сознания:

1) активность;

2) интенциональность, или предметность (сознание всегда является сознанием чего-то);

3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);

4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;

5) различная степень ясности самого сознания[3].

Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями:

1) все психологические явления представлены в сознании человека лишь в той мере, в которой они осознаны. Относительно бессознательных процессов можно говорить о специальных процедурах адаптации внешних и внутренних процессов в сознании человека, например «доведение до сознания». По мнению ученых, сознание не обладает собственной психологической спецификой, а лишь отражает с разной степенью ясности психические процессы и явления. На основании этого сознание рассматривается как общее «бескачественное» условие существования психики или отождествляется с какой-либо психической функцией, чаще всего с вниманием или мышлением. Таким образом, сознание как особое свойство человеческой личности либо не изучалось вообще, либо изучалось с психологических функциональных позиций и обычно рассматривалось как процесс мышления;

2) вторая трудность напрямую зависит от первой: сознание является сугубо внутренним образованием, и оно не может быть проанализировано методами, известными психологам. Именно поэтому изучение свойств, функций, характеристик сознания строится с позиций философии. Традиции анализа сознания восходят к идее И. Канта о наличии устойчивых инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток чувственной информации, которая структурирует само сознание определенным образом[4].

Одним из вариантов форм существования сознания является религиозное сознание. Религиозное сознание определяют как отражение людьми в символической форме, т. е. в аллегорических образах, представлениях, идеях явлений окружающей действительности, которые воспринимаются как наделенные особыми сверхъестественными силами и возможностью воздействия на человека. Религиозное сознание состоит из двух компонентов: когнитивного и чувственного. Когнитивный компонент представляет собой попытку человека объяснить непонятные природные явления, тогда как чувственный основан на эмоциональном отражении мира, например переживании чувства собственного бессилия в момент землетрясения или разряда молнии. Формирование религиозного сознания обусловлено неразрывностью мышления человека и его практической деятельности. Начало проявления религиозного мышления можно отнести еще ко времени человеческого стада, где оно проявлялось в религиозном поклонении силам природы. Затем по мере развития общества религия стала все более обосабливаться, и к настоящему моменту религиозное сознание практически не управляет действиями человека, за исключением религиозных фанатиков и людей, живущих по религиозным канонам (например, монастыри). Развитие религиозного сознания прошло несколько этапов, на которых сознание человека оттачивалось и развивалось. Первоначально сложилась система верований – тотемизм, при которой акцент делался на кровнородственную связь группы людей и покровительствующих им животных или растений. Затем тотемизм постепенно трансформировался в фетишизм, т. е. веру в сверхъестественную силу предметов и вещей. Следующей ступенью развития сознания стало верование в то, что люди, животные, растения и даже предметы неживой природы наряду с видимой, чувственно воспринимаемой стороной обладают особым активным, самостоятельным началом – душой. Эта система верований получила название «анемизм». И наконец, сложилась система мифологических представлений, т. е. система символических абстракций и чувственной конкретизации отвлеченных понятий. Мифологические образы в дальнейшем не переосмысливались и превращались в логические понятия. В период Античности мифологический бог, уже воплощающий в себе абстрактные принципы, находит отражение в сознании человека именно в виде человеческого образа и потому чувственно созерцаем. По мере развития общества боги все больше отождествлялись с земными правителями. Власть духовная напрямую зависела от власти светской, что отражалось в систематизации религиозных верований, содержание и форма которых постепенно становились направленными на поддержание светской власти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.