» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Интересно, что уже в древнейшую эпоху, говоря о душе, люди как бы соединяли в единый комплекс присущее внешней природе, например воздух – организму, дыхание – психике в ее дальнейшем понимании.

В своей житейской практике они это прекрасно различали. Мифологическая картина мира в их представлении – это когда тела заселяются душами (их двойниками, или призраками), а жизнь зависит от произвола богов – веками царила в общественном сознании.

Первооткрывателем, заложившим первые камни в основание науки о душе (впрочем, как и в основание многих других дисциплин), был Аристотель. Его по праву можно назвать отцом психологии. Им впервые был написан трактат «О душе» – первый курс общей психологии. Следуя определенной закономерности, он сначала изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, использовал их положительный опыт и просчеты и предложил свои решения.

Учениям Аристотеля о душе предшествовали революционные события в истории представлений об окружающем мире. Определенно, что революцией в умах стал переход от анимизма к гилогизму (от греч. «гиле», означающего «вещество, материя» и «зое» – «жизнь»). В этом учении весь мир – универсум, космос являлся живым, границ между живым, неживым и психическим не было. Здесь впервые поднялся вопрос о зарождении единой первичной энергии (праматери), и тем не менее новое философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Именно гилогизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Тогда же впервые утверждался непреложный для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

Гераклит являлся гилозистом, и мир представлялся ему в образе «вечно живого огня», а душа («психея») – в образе искорки. По его словам, все существующее подвержено вечному изменению: «наши тела и души текут как ручьи». Знаменитое выражение Гераклита «Познай самого себя» не означало, что, познавая себя, нужно уйти вглубь собственных мыслей и переживаний, отвлекшись от всего внешнего. «По каким дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос», – учил Гераклит (сам термин «логос» введен именно им и приобрел множество смыслов). Но главным является закон, согласно которому «все течет», явления переходят одно в другое. Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка. Углубиться в закон (логос) – означает постижение себя. По словам Гераклита, логос придает вселенскому ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию. Далее после Гераклита постепенно вошла в жизнь идея закономерного развития всего сущего. Учение Гераклита, гласящее о том, что только от закона (а не от богов) зависит ход вещей, развил Демокрит. В его изображениях боги – это скопление огненных атомов, следовательно, человек также создан из различного сорта атомов, а подвижные атомы огня образуют душу. Согласно учению Демокрита единым для души и космоса является закон, согласно которому нет беспричинных явлений, они – неотвратимый результат столкновений непрерывно движущихся атомов. Случайные события, по его словам, – это события, которых мы не знаем. Демокрит впервые ввел принцип причинности, впоследствии названный детерминизмом. Благодаря Демокриту значительно пополнялись знания о психике, и его дружба с Гиппократом, медиком, вовсе не случайна. Мало было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь, гораздо важнее – как взаимодействуют душа и тело. Именно с именем Гиппократа связаны дошедшие до наших дней названия 4 темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для психологии этот объяснительный принцип имеет большое значение, даже в современной науке. Но, кроме этого, Гиппократ видел источник различий между людьми и внутри организма – «душевные качества ставились в зависимость от телесных». Что такое нервная система и какова ее роль, в ту пору еще не знали – это только сейчас медики говорят о единой нейрогуморальной регуляции организма. Нельзя не отметить и еще одно воззрение на мир. Оно противоположно учению Демокрита о том, что мир – это огненный поток (атомные вихри). Ища гармонии (из хаоса организованный космос), Анаксагор признавал единым началом «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум). Кому и сколько отпущено «нус» – от этого зависит и совершенство в телах. Он не отрицает того, что самым разумным существом является человек, от того что имеет руки, что и доказывало, по словам Анаксагора, преимущество телесной организации человека взамен разума. Итак, все три принципа, утвержденные Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, создавали главный жизненный принцип будущего научного способа осмысления мира, в т. ч. и научного познания психических явлений. Именно идеи закономерного развития, причинности и организации (системности), открытые этими греческими учеными две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой объяснения душевных явлений. Софисты (учителя мудрости) открыли новую особенность этих явлений. Их более интересовал сам человек, которого софист Протагор назвал мерой всех вещей. Хотя впоследствии софистами стали называть лжемудрецов (тех, кто выдает с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные), но тем не менее именно деятельность софистов открыла новый объект отношений между людьми, которые объяснялись с помощью средств, призванных доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности. В связи с этим более детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Эта проблема так или иначе подготавливала развитие нового направления в понимании души. Оставлены в покое поиски ее природной материи (огненной, атомной и др.), выделены на передний план речь и мышление как средства манипулирования людьми.

Теперь из представлений о душе исчезли признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, имеющим место в физической природе. Однозначно язык и мысль лишены этой неотвратимости, зато полны условностей и зависимости от человеческих интересов и пристрастий. В то же время действия души приобретали зыбкость и неопределенность. Сократ стремился возвратить им прочность и надежность позиций, а также доказать, что корни их не в вечных законах мироздания, а в самом внутреннем ее устройстве.

Сократ, хотя и не считал себя учителем мудрости, слыл человеком, пробуждающим у других стремление к истине. Он создал особую технику диалога, которую впоследствии стали называть сократическим методом, которая побуждала собеседника к более ясному и отчетливому знанию («Познай самого себя у Гераклита»). Это означало у Сократа обращенность к внутреннему миру субъекта, убеждениям и ценностям.

В принципе, его можно считать и пионером психотерапии, ведь он обладал стремлением в своих поисках обнажать то, что скрыто за покровом сознания. И сейчас, через много столетий, его методики играют важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Работа мысли ставилась в зависимость от задачи, и как бы создавалось препятствие ее течению. Сократ, обрушивая на своего собеседника вопросы, вынуждал тем самым его искать ответ, прибегая к работе ума. При этой возникали:

1) детерминирующая тенденция, создаваемая задачей;

2) диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, поскольку коренится в общении субъектов и является в настоящее время главными ориентирами в экспериментальной психологии мышления.

Далее, уже после Сократа, понятие о душе обогатилось новым, более предметным содержанием. Это особый мир, наполненный реалиями, которых физическая природа не знает, ставший основополагающим в учении еще одного философа, ученика Сократа, Платона.

Платон, создавший свой научно-учебный центр (Академию), занимался геометрией: изучая геометрические фигуры, общие понятия, математические формулы и т. д. Он был далек от чувственных восприятий, но, утвердив принцип первичности сверхпрочных общих идей по отношению ко всему происходящему в тленном телесном мире, Платон стал родоначальником философии идеализма. Он расценивал воспоминание как знание. Душа как бы вспоминает, но то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Именно Сократ доказал нераздельность мышления и общения (диалога). Вновь пересмотрев процесс мышления, Платон утверждал, что существует диалог внутренний (у Сократа – внешний). Этот феномен Платона известен в психологии как внутренняя речь, а переход из внешней речи к внутренней называется «интериоризация». После софистов и Сократа в объяснениях души наметился поворот к пониманию ее деятельности как феномену культуры, ведь входящие в «состав» души абстрактные понятия и нравственные идеалы не выводимы из вещества природы и являются порождениями духовной культуры. Душа при ориентации на природу и на культуру выступала как внешняя по отношению к организму реалия или как общественная (огонь, воздух и др.). Понятие «закономерность развития» введено в психологию в качестве важнейшего объяснительного принципа «идеи развития». Функции души при этом располагались в виде «лестницы форм», где из низшей, на ее основе, возникает функция более высшего уровня. Достаточно вспомнить, что каждый человек при превращении из младенца в зрелое существо проходит те ступени, по которым шел весь генетический мир. Аристотель пытался найти те звенья, которые вели от одной ступени к другой, и в результате открыл одну из областей психологических образов (сейчас это представления памяти и воображения), которые подчинены открытому Аристотелем механизму ассоциации – связи представлений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.