» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Постепенно продуктами сознательной человеческой деятельности становятся не только элементарные ручные орудия труда, но и сложная техника, развиваются точные науки, человек начинает оперировать абстрактными понятиями, более развитое мышление начинает перестраивать речевое общение в контексте более полного отражения мыслей и чувств человека. Постепенно устное речевое общение и мышление людей формируют совершенно особую потребность человеческого общества – передачу мыслей и сообщений на расстоянии и во времени, от предков к потомкам, необходимость сохранности определенной информации. В результате чего формируется система письменности, способствующая складыванию определенной цепочки передачи знаний, позволяющая информации доходить до адресата в первоначальном виде, расширяющая возможности общения людей между собой, взаимного влияния человеческих сообществ друг на друга. Таким образом, сознание людей обогащается опытом и знаниями не только путем непосредственного общения, но и через письменное общение с людьми, находящимися на далеком расстоянии, с людьми, которые жили раньше.

Вместе с мышлением и языком в процессе труда и формирования общественных отношений у человека возникает и исторически развивается воля. Воля – это сознательное проявление человеческих способностей, возможность самостоятельно формировать различные стороны собственного характера, совершать различные явления и действия. Человек, в отличие от животных, обладает сознательным волеизъявлением, заранее представляет не только свои целенаправленные действия, но и их результат. Человек прилагает определенное усилие для достижения поставленной цели, сознательно формулирует задачи для осуществления данной цели, преодолевает возникающие в процессе реализации системы целенаправленных действий трудности. Волевые действия есть действия на основе разума, логики человека. Эти действия, в отличие от инстинктивных действий животных, могут носить творческий характер. Человек легко перестраивает систему своих действий в зависимости от изменяющихся обстоятельств, трансформирует систему действий наиболее эффективным способом для достижения конкретной цели, логично осмысливает и употребляет в процессе деятельности наиболее удобный для него путь выполнения поставленных задач. Так, животные только приспосабливаются к окружающей среде, а человек эту среду перестраивает, изменяет в соответствии со своими потребностями.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Практически сознание является совокупностью чувственных и умственных образов, непрерывно меняющейся в процессе человеческой жизнедеятельности и предстающей перед человеком как внутренняя данность личности, которая позволяет не только осуществлять саморефлексию человека, но и прогнозировать собственное бытие в окружающей действительности.

Сознание изучается рядом наук: философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией, психиатрией, психологией и другими науками.

Так, философия рассматривает сознание в контексте бытия человека и его рефлексии по поводу смысла собственного существования. Философский смысл сознания был раскрыт Гуссерлем в его феноменологии – учении о структуре потока переживаний в их «чистоте» и внеэмпиричности.

Центральной для Гуссерля является сфера переживаний сознания – переживаний истинного, общезначимого. Для анализа этого процесса, имеющего определенную структуру, Гуссерль предлагает особый феноменологический подход, суть которого состоит в том, чтобы изменить «естественную установку» сознания, обычно обращенного к внешнему миру, и направить его внимание на само же познание. Речь здесь идет об обращении к переживаниям, которые испытывает человек во время мыслительного процесса. В повседневной жизни люди не отдают себе отчета в своих переживаниях, не акцентируют на них внимание и не анализируют. Гуссерль считает, что именно эту подспудную мыслительную деятельность и необходимо подвергать рефлексии. Именно это осознание мыслительных процессов и будет истинным и значимым, находя свое выражение в специфических речевых построениях и психических переживаниях.

Гуссерль стремится обнаружить структуру переживаний в целостности и выделяет несколько элементов – феноменов сознания: текучее сознание, мнение и обнаружение предмета или явления, представляемого в какой-либо форме (наглядно, ненаглядно, вымышленно, невымышленно).

Основным постулатом является интуитивное осознание действительности, подчиненность сознания интуиции. Феномен является «первичной данностью» сознания, в которой выделяются следующие «слои»:

1) словесная языковая оболочка, взятая в смысле физических процессов речи, письма, обозначения и т. д.;

2) психологические переживания – эмоции познающего;

3) сами «смысл» и «значение» познавательного переживания;

4) «предмет», полагаемый через его значения.

Предмет предстает сознанию вместе со смыслом, который всегда является сополагаемым. Сознание направлено на предмет и активно конструирует и трансформирует его.

Таким образом, теория Гуссерля, по сути, является учением об особых типах сознания (психолого-эмоциональных реакциях), которые можно различать в пределах самого сознания, а не о реальном взаимодействии субъекта и объекта.

Антропология же делает акцент на культуральных особенностях сознания человека, исторических особенностях сознания человеческих сообществ.

Психология в свою очередь изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида, где человек и высокоорганизованные животные обладают психикой. Однако существенное отличие человеческой психики состоит в осознанности психических процессов и явлений. Сознание есть высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственной только человеку. По К. Марксу, вся жизнедеятельность человека подчинена сознанию, и на основе этого человек строит свои взаимоотношения с окружающей действительностью, делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Таким образом, К. Маркс акцентирует внимание на том, что сознание человека включает не только его знания об окружающей среде, но и его отношение к ней, причем это отношение человек может выделить в своем сознании. Можно сказать, что вся жизнедеятельность человека фиксируется им в языке и отражается в символических речевых понятиях. Благодаря этому человек как субъект сознания ощущает себя отдельным от природы, противопоставляет себя предметному миру. Он не только не подвластен окружающей действительности, но и сам трансформирует окружающий мир в соответствии со своими целями, задачами и потребностями.

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, способность видеть, воспринимать, анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность.

Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками:

1) пространственная характеристика, подразумевающая осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности. Сознание может опосредованно воспринимать объекты и явления действительности, находящиеся вне зоны непосредственного восприятия (через средства телекоммуникаций, Интернет и т. д.);

2) временная характеристика, проявляющаяся в том, что сознание, с одной стороны, ограничено сроком существования физической оболочки человека, но, с другой стороны, находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;

3) информационная характеристика, отражающая способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;

4) энергетическая характеристика, предполагающая способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.

Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания, которая тесно связана с волей человека. Воображение, т. е. представление несуществующей действительности (или действительности, отсутствующей в данный момент времени) – одна из важнейших психологических характеристик сознания.

Сознательное отражение явлений окружающей действительности характеризуется следующими специфическими свойствами:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.