» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






1) материальное «я» – это образ нашего тела;

2) актуальное психологическое «я» – это то, о чем человек думает, когда думает о себе. Это осознание человека себя в своих собственных мыслях и эмоциях как некой данности, являющейся стандартом для самооценки в любой момент времени. Человек осознает себя непрерывно и опирается в оценке своих психологических качеств на свой прошлый опыт, набор качеств и характеристик, присущих лишь ему как неповторимой личности;

3) «я» как мышление и эмоциональный процесс. Это «поток сознания»;

4) социальное «я». Это наш образ в глазах общества, т. е. то, как другие видят нас;

5) идеальное «я» – это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ориентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе;

6) реальное «я» – это представление человека о себе в настоящем времени;

7) динамическое «я» – это то, каким субъект намерен стать;

8) фантастическое «я» – это то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным[7].

Выделяют следующие компоненты «я-концепции»:

1) познавательный компонент является представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, способностях, качествах, ресурсах и возможностях;

2) эмоциональный компонент включает эмоциональные переживания человека по поводу собственной личности и ее статуса в обществе;

3) оценочно-волевой компонент отвечает за стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержанию самоуважения.

Для того чтобы более полно и подробно осветить структуру самосознания, необходимо рассмотреть основные характеристики «я»:

1) стабильность представления человека о самом себе, которое выражается в двух аспектах:

   а) согласно теории постоянства стабильность представления в данный момент предполагает, что, например, при получении положительных характеристик и оценок собственной личности человек с низкой самооценкой для сохранения стабильности представлений о самом себе будет стремиться сохранять низкую самооценку и откажется принять эту информацию. Помимо этого, он будет искать негативную информацию о себе, чтобы сохранить свое постоянство. Таким образом, убежденность человека в своей низкой самооценке влияет на его поведение, однако человек адекватно воспримет положительные оценки других людей по поводу его успехов в области, не относящейся к его собственному «я»;

   б) стабильность представления человека о самом себе в различных ситуациях. Существует мнение, что «я» постоянно в любых ситуациях, но многие исследователи говорят о нескольких «я» или постоянной смене «я», вариациях «я-концепции». Они считают, что «я» – это набор отдельных «я», каждое из которых соответствует ситуации, в которой находится человек. И «я» можно рассматривать как паттерны поведения, используемые для увеличения уровня одобрения, получаемого от других;

2) осознание человеком неповторимости своей личности является актуальной потребностью. Так, например, унифицированность, чувство одинаковости, потеря уникальности вызывают негативные переживания. Вместе с тем человек вынужден соответствовать стандартам того общества, в котором он существует, быть похожим на других, вынужден быть «таким, как все». С другой стороны, конформность нормам большинства позволяет человеку чувствовать себя свободно. Таким образом, возникает парадокс – иногда люди желают быть уникальными, а иногда – слиться с толпой;

3) самооценка. Каждый человек обычно может самостоятельно дать оценку своей адекватности и компетенции в различных областях деятельности. Если человек высоко оценивает собственные достижения, способности, ресурсы и возможности, чувствует ответственность за совершаемые действия и может их контролировать, то можно сказать, что он имеет высокий уровень самоуважения. Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я». Уровень самооценки коррелирует с такими показателями, как адекватность цели, коммуникабельность, внушаемость, конформность, творчество[8]. Блумер, основатель символического интеракционизма, считал, что основой формирования человеческой личности является ее взаимодействие с другими людьми и смысл, который люди вкладывают в эти интеракции. Блумер – автор работы «Социальное конструирование реальности», в которой раскрывается связь между религией и конструированием человеком реальности. Блумер рассматривает повседневную жизнь как «высшую реальность», на базе которой строятся все теоретические надстройки и «символические универсумы» общества. Согласно Блумеру и Лукману реальность формируется субъектами общества, а не есть данный свыше конструкт.

На процесс формирования социальной реальности решающее воздействие оказывает сознание человека. Социальная реальность является миром социальных представлений, а социальные институты – продуктом человеческого сознания.

Так, Дж. Г. Мид в своих представлениях по данной проблеме исходит из того постулата, что процесс развития общества необходимо рассматривать через анализ принципов поведения людей. В своей теории он выделяет три основных положения:

1) в любой поведенческий акт и социальное действие человек вкладывает определенный смысл и действует, опираясь на эти смысловые установки. Другими словами, человеческое поведение всегда осмысленно. Например, отказ молодого человека уступить место в транспорте престарелому человеку означает недостаток воспитания юноши и формирует у окружающих соответствующие представления о нем;

2) в процессе действия люди интерпретируют смысл, который вкладывается в акт поведения, и пытаются объяснить себе его значение. Люди адаптируют окружающую среду под себя и выражают это в символической форме посредством речевых идиом, присущих данному человеку;

3) смысл, вкладываемый людьми в свои действия, выражается ими с помощью символов, которые совершенствуются в процессе взаимодействия людей. Человек постоянно смотрит в «зеркало», в качестве которого выступают другие люди и их мнение о данном человеке.

По Дж. Г. Миду, личность (сознание, самость, self) состоит из 2 частей (SELF = I + ME):

1) «ME» (социальная часть) – соотнесенность собственного «я» с внешним миром;

2) «I» – бессознательная часть, то, что человек сохраняет в себе (интуиция, скрытые желания, порывы, инстинкты).

Дж. Г. Мид выделил важную структуру в процессе социализации. Он назвал ее «генерализованный другой», или «значимый другой», – это сборная модель понимания человеком того, как общество его воспринимает.

Согласно концепции Дж. Г. Мида интерпретация человеком поведения других людей наделена индивидуальным смыслом и является неоднозначной, что приводит к возникновению ошибок при взаимодействии. Вместе с тем благодаря такой специфике интерпретаций имеют место различные инновации, которые порождаются даже вне зависимости от наших желаний. Подход Дж. Г. Мида крайне психологичен в оценке процессов, протекающих в человеческом сознании. Дж. Г. Мид рассматривает процессы взаимодействия людей как взаимодействие их сознаний, в результате которого возникает общая структура сознания, формируются определенные установки и социальные паттерны.

Вышеизложенные положения имеют сходство с концепцией «зеркального я» Ч. Кули, которая утверждает, что каждый из нас является уникальной идентичностью, которую нельзя считать биологически заданной. Наше «я» возникает в процессе взаимодействия с другими. Мы присваиваем смысл нашему «я», рассматривая себя отражением в аттитюдах других людей по отношению к нам (как относятся, как ведут себя, что думают).

Согласно Ч. Кули «зеркальное я» состоит из 3 частей:

1) наше представление о том, какими нас видят другие;

2) наше представление о том, что другие думают о нас;

3) что мы чувствуем в связи с суждениями других. «Зеркальное я» представляет собой социальный конструкт, который формируется под влиянием субъективных представлений и культурных ценностей человека.

Все эти теории отражают научные представления о структуре психики и сознания человека. Структура сознания есть система элементов и их взаимосвязей. Процесс сознательного отражения мира осуществляется с помощью следующих психических процессов и состояний:

1) память позволяет возобновить в сознании образы прошлого;

2) воображение обеспечивает возможность построения в сознании образных моделей того, что является объектом потребности;

3) мышление обеспечивает решение насущных задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение любого из указанных психических познавательных процессов неизбежно становится расстройством сознания. К. Ясперс предложил несколько критериев для определения состояний расстроенного сознания:

1) отрешенность от реального внешнего мира;

2) нарушение ориентировки (во времени, месте, ситуации и т. д.);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.