» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






2) воображение обеспечивает возможность построения в сознании образных моделей того, что является объектом потребности;

3) мышление обеспечивает решение насущных задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение любого из указанных психических познавательных процессов неизбежно становится расстройством сознания. К. Ясперс предложил несколько критериев для определения состояний расстроенного сознания:

1) отрешенность от реального внешнего мира;

2) нарушение ориентировки (во времени, месте, ситуации и т. д.);

3) нарушение стройности мышления;

4) амнезия.

При многих заболеваниях может присутствовать один из вышеперечисленных признаков. Однако говорить о нарушении сознания можно лишь при наличии всех признаков. К. Ясперс предложил разделение нарушений сознания по 3 группам:

1) «состояние оглушенности» или снижение уровня сознания, которое может проявляться в таких расстройствах, как оглушение (повышение порога восприятия всеми анализаторами, заторможенность, погруженность в себя, сонливость); сопор (патологический сон, при котором разбудить человека не представляется возможным, но безусловные рефлексы сохранены); кома (практически полное выключение сознания, при котором не проявляются даже безусловные рефлексы). Снижение уровня сознания возникает в большинстве случаев вследствие органического поражения мозга;

2) помрачение сознания представляет собой состояние психомоторного возбуждения. Можно выделить следующие виды помрачения сознания:

   а) делирий – острый психоз с помрачением сознания, с присутствием галлюцинаций и нарушением ориентировки в месте и во времени. При этом самосознание человека сохраняется;

   б) аменция – помрачение сознания, сопровождающееся бессвязностью мышления, аутичным поведением и резким физическим истощением;

   в) онейроидное помрачение сознания – состояние воображаемых психотических переживаний, сопровождающееся псевдогаллюцинациями при сохранении сознания;

   г) сумеречное помрачение сознания характеризуется резким, но кратковременным помрачением сознания, сопровождающимся галлюцинациями, бредом и автоматизмом поведения. После приступа человек, как правило, ничего не помнит;

3) состояние измененного сознания – к нему относится нарушение сенсорного синтеза, т. е. расстройство, при котором не нарушено узнавание предметов, однако изменяется чувственное восприятие их характеристик. В этом состоянии человек воспринимает действительность неадекватно (например, изменяется восприятие цвета, формы, положения в пространстве, угла наклона предметов действительности, возникает ощущение измененности окружающего мира, собственного тела)[9].

3. Определения самосознания и самооценки. Теория самоконтроля

Самосознание – форма психического отражения, которая представляет собой осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Самооценка – элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой: регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающими достижений индивида и его личности.

А. Бандура ввел понятие самоэффективности (от англ. self-efficiency) для обозначения убеждения индивида в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно было эффективным.

Согласно теории Д. Бема самовосприятие основывается на восприятии собственного поведения и обстоятельств, в которых оно совершается.

В рамках работы по анализу морфологического субстрата самосознания было проведено томографическое обследование пациентов с полной потерей собственного «я». Это позволило установить, что у них сильнее всего поражена зона, расположенная в передней части правой лобной доли головного мозга. Именно работа этого участка мозга человека обеспечивает формирование самосознания личности (индивидуальных черт, индивидуальных убеждений, вкусов, склонностей и предпочтений).

Новые данные о зарождении самосознания в филогенезе получены учеными Нью-Йоркского аквариума. Ими было зафиксировано, что дельфины (так же как шимпанзе и орангутаны) способны узнавать себя в зеркале. Эти данные подтверждают теорию, согласно которой дельфины обладают зачатками самосознания, которое обусловлено способностью воспринимать точку зрения на себя своих сородичей.

Теория самоконтроля

Теория самоконтроля (от англ. self-management) (F. H. Kanfer, D. Meichenbaum) представляет собой когнитивную теорию самосознания. В ее основе лежит описание когнитивных действий, служащих для оценки личностного вклада в результативность деятельности.

Циклический процесс самоконтроля начинается с самовосприятия. Это процесс систематического наблюдения за собственным поведением. Индивид строит образ самого себя на основе поведения, представленного интроспективными данными о физиологических, перцептивных, интеллектуальных процессах и наблюдения следствий данного поведения в окружающем мире.

На основе самовосприятия строятся самооценивание и самоподкрепление. Следующий этап – самооценивание. Это процесс применения определенных критериев к данным, полученным в самовосприятии. В результате каждого отдельного акта самооценивания выносится суждение о степени достижения ожидаемого результата.

На основе самооценивания строится самоподкрепление. Самоподкрепление завершает процесс самоконтроля деятельности. Это процесс, основанный на самооценивании и представляющий собой использование самим индивидом в отношении себя поощрений за субъективно эффективное поведение и наказаний за неэффективное.

На основе этих представлений им была разработана индирективная психотерапия, центрированная на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Цель индирективной психотерапии – добиться перестройки «я», так чтобы оно стало открытым к принятию нового опыта.

Под «я» Дж. Мид понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием; история социальных взаимоотношений становится структурой «я», в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля.

В основу индивидуального сознания им был положен жест, который, по его мнению, служит начальной фазой индивидуального действия и в ходе взаимодействия выступает в качестве стимула, на который реагируют другие его участники. Жест является символом, ибо предполагает наличие некоторой идеи, соотнесенной с элементами опыта индивида. При этом реакция на жест-символ не является непосредственной. Жест и реакция на него опосредствуются значением. Значение представляет собой как бы редуцированное взаимодействие, объективно существующее в сфере социального опыта взаимодействующих индивидов.

Теория X. Кохута

X. Кохут (1913–1981 гг.), американский психоаналитик, с 1959 г. начал развивать свою психологическую теорию «я», что было инициировано работой с пациентами, имевшими «нарциссические расстройства» (неадекватная самооценка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции, потеря смысла бытия) и неподдававшимися традиционному психоанализу. X. Кохут обнаружил, что основная проблема таких пациентов заключается в неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении и причастности другим. Это заставило X. Кохут пересмотреть психоаналитические постулаты, касающиеся категории «я». В его теории «я» стало рассматриваться как рефлексивная структура, выполняющая роль самоотображения и самоотношения. При этом по своей структуре «я» было представлено как напряженная биполярная конфигурация, на одном полюсе которой находятся «претензии я» (потребность в господстве, в достижениях), на другом – «идеализированный образ родителей» (идеализированные ценности).

В своей работе «Анализ самости» (1971 г.) Кохут на основе тщательных наблюдений предложил план новой психологии и психоанализа самости. Создал Чикагскую школу психотерапии, в которой основой психического расстройства считался не конфликт, а недостаток эмоционального тепла в раннем детстве, компенсировать который возможно и необходимо во взаимоотношениях пациента и психотерапевта (пациентом надо восхищаться и демонстрировать уважение). Ученый развивал представления о том, что медикаментозная зависимость может возникать как возмещение нарушенной идеализации родителей.

4. Понятие о механизмах психологической защиты


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.