» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






4. Понятие о механизмах психологической защиты

Психологическая защита – стратегии по преодолению личностных трудностей, представленных системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа «я».

З. Фрейд, первый приступивший к анализу проблемы психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, т. к. человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

В результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты:

1) вытеснение – устранение желании из сознания;

2) идентификация – повышение собственной значимости за счет единения с персонами или социальными институтами высокого социального ранга;

3)  изоляция – отделение эмоциональной реакции от ситуации страха;

4) интроекция – интеграция внешних оценок и стандартов, которые могут представлять угрозу, в структуру собственного «я»;

5) компенсация – восполнение слабости за счет чрезмерного подчеркивания желательной черты характера;

6) образование реакций – устранение из сознания желания при усилении внешнего поведения, соответствующего этому желанию;

7) отрицание – защита от неприятной реальности за счет нежелания ее воспринимать;

8) перенос – переадресация враждебных чувств на объект, который менее опасен, чем истинная причина этих эмоций;

9) проекция – переадресация своих собственных отрицательных качеств или неприемлемых желаний на других;

10) рационализация – попытка найти логическое основание для собственного поведения;

11) регрессия – снижение уровня притязаний и степени организованности деятельности;

12) сублимация – удовлетворение сексуальной потребности за счет заместительной деятельности (творчество);

13) фантазия – реализация фрустрированного желания в воображении;

14) эмоциональная изоляция – избегание травматических переживаний за счет ухода в пассивность.

Тема 4. Психика и организм. Активность психики

1. Строение нервной системы человека, процессы возбуждения и торможения в ЦНС

Психика тесно связана с работой мозга – это неоспоримо. Развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов получения психологических исследований.

Две науки, которые оформились в начале XX в. из двух разных областей знаний – физиологии и психологии, занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека, – это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Шло изучение тех органических процессов, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Все эти исследования осуществлялись представителями физиологии высшей нервной деятельности. Представители же психофизиологии исследовали в основном анатомо-физиологические основы психики. «Научение» стало для них общим понятием. Развивая его дальше, ученые выяснили, что это понятие включает в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом уровне.

И. М. Сеченов внес огромный вклад в понимание связи работы мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением. Впоследствии его идеи развил И. П. Павлов в своей теории физиологических коррелятов и психических явлений. Кроме этого, он открыл на основе этой теории явления условно-рефлекторного научения, ставшего впоследствии основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин), а также механизмы условно-рефлекторного приобретения опыта (Е. Н. Соколов).

И. М. Сеченов полагал, что психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. По его мнению, психическое столь же объяснимо, как и физиологическое, т. к. оно имеет аналогичную рефлекторную природу. В начале XX в. в науке появилось понятие условного рефлекса, связанное с именем И. П. Павлова. Это явление поначалу оказалось слишком простым, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения, тем более психические феномены, связанные с сознанием и волей. Вскоре были обнаружены и другие пути приобретения живыми существами жизненного опыта: это импринтинг, оперантное обусловливание, викарное научение, которые расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственных человеку.

Большое значение в поведении человека имеет его внутреннее состояние и внешние условия. Кроме этого, совершенно необходимо, чтобы все практические действия, которые предпринимает человек, соответствовали друг другу. Именно такую функцию интеграции на физиологическом уровне осуществляет нервная система. Устройство ее имеет доступ и к внутренним органам, и к внешней среде. Функция ее состоит в том, чтобы соединять их и управлять органами движения. Нервная система состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный – это головной мозг, промежуточный и спинной мозг, а вся остальная часть нервной системы относится к периферической. Центральная нервная система состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного мозга. Именно в этих основных отделах центральной нервной системы находятся важнейшие структуры, имеющие прямое отношение и к психическим процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок и продолговатый мозг. Все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в переработке информации, идущей через внешние и внутренние, расположенные на периферии тела и в самих органах рецепторы. Кора головного мозга и подкорковых структур связана с внешними психическими функциями, с мышлением и сознанием человека. Именно через нервы, выходящие из головного и спинного мозга, центральная нервная система связана со всеми органами и тканями. Нервы несут информацию, поступающую из внешней среды в мозг, и проводят ее в обратном направлении к органам. Существует два вида нервных волокон: поступающие в мозг с периферии, которые называют афферентными, и те, которые проводят импульсы от центра к периферии – эфферентные.

Скопления нервных клеток – нейронов – представляют собой центральную нервную систему. Сама нервная клетка состоит из тела – нейрона. Дендриты – это островки, которые отходят от тел нервных клеток. Наиболее удлиненным является аксон, который и соединяет тела одних нейронов с телами или дендритами других. Более быстрому проведению импульса по нерву способствует миелиновая оболочка, которой покрыта часть аксонов. Синапсы – это места контактов нервных клеток друг с другом. Через них нервные импульсы передаются с одной клетки на другую. В регулировании многих психических процессов и состояний организма большое значение имеет механизм синаптической передачи импульса, который работает на основе биохимических обменных процессов. Механизм этот может как облегчать, так и затруднять прохождение нервных импульсов в центральную нервную систему. Нейроны в своем большинстве являются специализированными и выполняют в работе центральной нервной системы специфические функции. Другие элементы структуры мозга находятся рядом с нейронами, которые также принимают участие в работе нервной системы. Клетки – глии – участвуют в обмене веществ в центральной нервной системе и выполняют специфические обменные функции (капилляры кровеносной системы).

Рецепторы – миниатюрные органические устройства, которые предназначены для восприятия механической, химической и других видов энергии и преобразования ее в энергию нервных импульсов. На периферии тела человека, во внутренних органах и тканях клетки своими аксонами подходят к рецепторам. Через внешние и внутренние структуры организма проходят массы разнообразных рецепторов. Специализированные рецепторы расположены в таких органах чувств, как глаз, ухо. И особенно их много на поверхности кожи. Тело человека состоит из автономных частей – сегментов. Это голова, туловище, конечности. Некоторые сегменты являются ведущими, имеющими специализированные рецепторы (например, голова человека). За ведущими сегментами располагаются другие сегменты, которые образуют систему двигательной активности, позволяющую телу перемещаться в пространстве, ориентироваться во внешней среде. Головной мозг – это та часть нервной системы, которая эволюционно возникла на основе развития дистантных рецепторных органов. Особую роль в головном мозге играют правое и левое большие полушария, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная. И. П. Павловым впервые было введено понятие анализатора на основе анализа комплекса мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении информации. Он выделил относительно автономную органическую систему, которая обеспечивает переработку специфической информации на всех уровнях ее прохождения через центральную нервную систему. Выделяют несколько анализаторов, которые соответствуют основным органам чувств: зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и другие анализаторы. Каждый анализатор в свою очередь состоит из трех анатомически различных отделов, выполняющих специфические функции в его работе: рецепторы нервных волокон и центрального отдела представляют собой ту часть центральной нервной системы, где воспринимаются, перерабатываются соответствующие раздражители, хранятся воспоминания о них. Поверхность коры головного мозга представлена верхним слоем переднего мозга, который образован в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками – дендритами и пучками аксонов, идущими от этих клеток вниз к нижерасположенным отделам мозга, а также аксонами, поступающими от нижележащих мозговых структур. По особенностям распределения нейронов в слоях коры, их величине и форме всю кору головного мозга разделяют на ряд областей: затылочную, теменную, лобную, височную, а сами эти области – на более мелкие поля, отличные друг от друга по своей структуре и назначению. Кора подразделяется на новую, старую и древнюю, в зависимости от времени появления. В кору головного мозга идут импульсы, поступающие от подкорковых структур и нервных образований ствола мозга, в ней же и осуществляются основные психические функции человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.