» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Понятие о чувствительности основано на изучении функций рецепторов. Нужно отметить, что понятие «чувствительность» имеет отношение к чувствам и эмоциям. Чувствительность – способность рецепторов различать внешние раздражители и отношения между ними. Лишь на немногие из неисчерпаемого множества физико-химических процессов реагирует организм. Границы, в пределах которых он их воспринимает, называются порогами.

Такие раздражители, как вес, звук и т. д., должны достигнуть определенной величины, чтобы «перейти через порог», за которым они вызовут испытываемую субъектом реакцию органов чувств. Когда речь идет о наименьшем по интенсивности раздражителе, то фиксируется нижний абсолютный порог. Если величина раздражения велика, то он перестает ощущаться в присущем ему качестве. Например, когда громкость звука достигает такой силы, что восприятие звуковых сигналов становится невозможным, говорят о верхнем абсолютном пороге. Порой используется представление об абсолютной чувствительности, под которой подразумевается, что орган чувств способен различать предельно малую дозу физической энергии или химического вещества. В исследованиях Вавилова доказано, что наш глаз способен реагировать на совершенно ничтожное количество лучистой энергии, равное нескольким квантам. Следовательно, абсолютная чувствительность – это величина, обратно пропорциональная абсолютному порогу. Кроме абсолютных порогов (верхних и нижних), были выделены пороги различения, или дифференциальные пороги. Немецкий физиолог Э. Вебер (1795–1878) в своих экспериментах изучал кожную и мышечную чувствительность, где удалось выяснить, как соотносятся (коррелируют) между собой физические стимулы и психические реакции на них. Один из исходных опытов Э. Вебера имел целью определить, каково должно быть минимальное различие в ощущениях тяжести между двумя взвешиваемыми в руке предметами, чтобы почувствовать, что их вес неодинаков. Величина, на которую вес одного предмета должен отличаться от другого, чтобы их разница стала замечаться, была названа «едва заметным различием». Величина эта обозначала дифференциальный порог. В опытах Э. Вебера, когда изучалось взвешивание предметов, было установлено, что последующий вес должен находиться в определенном отношении к первоначальному весу, чтобы испытуемый заметил разницу между ними. Это отношение составило приблизительно 1/30 исходного веса. Для других физических стимулов выявились другие постоянные отношения (константы), в частности для интенсивного света – около 1/100.

Важным открытием стало то, что отношение между объективными, не зависимыми от субъекта раздражителями и чувствительностью к ним этого субъекта носит закономерный характер, о чем говорит количественное выражение данной закономерности. Вскоре возникла особая область исследований, названная психофизикой. Создателем ее стал немецкий ученый Г. Т. Фехнер (1801–1887). Опираясь на работы Э. Вебера, он разработал ряд методов измерения порогов чувствительности, среди которых шкала интенсивности ощущений, позволяющая соотнести величины раздражителей и величины ощущений. На этой основе Г. Т. Фехнер вывел основной психофизический закон, который впоследствии получил название закона Вебера – Фехнера. Он гласит: ощущения растут в арифметической прогрессии, тогда когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Впоследствии возникло несколько факторов, которые ограничивали сферу действия этой закономерности, но для теории и практики экспериментально-научного изучения ее значимость неоспорима. Одним из факторов, сдвигающих пороги и тем самым изменяющих чувствительность, является адаптация, сенсибилизация и др.

Адаптация (от лат. «адапто» – «приспособляю»), является одним из распространенных феноменов изменения чувствительности к интенсивности действующего на рецепторы раздражителя. Например, всем хорошо известно, как глаз приспосабливается к различению предметов в темноте. Это весьма распространенный феномен изменения функции глаза, здесь же происходит и сенсибилизация, под которой подразумевается повышение, обострение чувствительности. Адаптацию и десенсибилизацию не следует смешивать. Кстати, адаптация может выражаться и в угасании чувствительности.

Существует множество рецепторов, каждый из которых имеет особое анатомическое значение и устройство, служащее телесным условием разворачивания перцептивных процессов в целостные перцептивные образы. Это устройство состоит из нервных клеток и их окончаний. При восприятии стимулов эти клетки и окончания возбуждаются. Изменения проницаемости мембраны происходят под воздействием энергии стимула. Процесс превращения внешних стимулов в физиологические субстраты называется трансдукцией (преобразованием). Она происходит в различных органах, от строения которых также зависит чувственный (перцептивный) эффект.

Особенности перцептивных процессов заключаются во взаимодействии трех совершенно различных по своей природе факторов:

1) физико-химических раздражителей;

2) особых физико-химических и структурных характеристик того, что совершается под влиянием этих раздражителей внутри организма;

3) возникающих в результате всего этого в том же организме чувственных эффектов (перцепций).

Эти явления неразделимы но в то же время, качественно различны. Расширение знаний в изучении трансдукции позволило выйти на следующий уровень преобразований – от физиологии рецептора к порождаемому психическому эффекту – так поныне принято трактовать его в духе открытого в начале XIX в. немецким физиологом И. Мюллером закона специфической энергии органов чувств. Он заключается в том, что один и тот же раздражитель действует на различные органы, вызывая эффект, соответствующий специфике этого органа, например под влиянием механического раздражителя из глаз сыпятся искры и в ушах раздается звон. Однако И. Мюллер разграничил адекватные и неадекватные раздражители. В приведенном выше примере механическое воздействие являлось неадекватным для уха и глаза стимулом. Какова же жизненная значимость рецепции адекватных раздражителей? Она общеизвестна. Для человека зрительный и слуховой рецепторы являются главными воротами в мир познания окружающего, теми тонкими инструментами, которыми добывается информация о нем. В случае ослабления их функций или поражения наносится огромный ущерб жизнеобеспечению. Посредством зрительной рецепции наряду с формами, величинами и другими параметрами объектов воспринимаются их цвета, которые делят на ахроматические (со всеми промежуточными) и хроматические. Говоря о сетчатке глаза человека и позвоночных, необходимо отметить, что в ней находятся два вида фоторецепторов, а именно колбочковые клетки (колбочки), которые воспринимают дневной свет и обеспечивают цветное зрение, и палочковые клетки (палочки) – органы сумеречного зрения (слабой освещенности), лишенные чувствительности к цветам. В случае расстройства колбочкового аппарата организм слеп к цветам. Английский ученый Д. Дальтон открыл впервые этот дефект зрения и первым, еще в конце XVII в., детально описал его. Людей с цветовой слепотой стали называть дальтониками по имени этого ученого. Рецепторы слуховой чувствительности находятся во внутреннем ухе («улитке»). Они выполняют роль, которая определяется речевым общением. Мы различаем музыкальные тоны и шумы. Речь состоит как из первых (главным образом в гласных), так и из вторых (главным образом в согласных).

Но этими двумя видами перцепции чувствительность не исчерпывается. Уже в древние времена к ним присоединили вкус, обоняние и «кожное чувство». Дальнейшее изучение перцепции выявило ограниченность формулы о пяти органах чувств. Например, выяснилось, в частности, что под «кожным чувством» подразумеваются различные находящиеся в коже рецепторы. Существует схема, выделяющая четыре модальности (разновидности) кожной чувствительности соответственно найденным в коже нервным точкам (окончаниям): тактильная (от лат. «тактус» – «прикосновение») как перцепция давления и прикосновения, а также перцепции холода, тепла и боли. Тактильная чувствительность изучалась в связи с необходимостью создать средства коммуникации для слепых. Среди перцептивных процессов, рецепторами которых служат нервные окончания в кожной поверхности, особое внимание уделяется осязанию, т. к. при этой чувствительности прикосновение и давление спаяны с активностью мышц, откуда в свою очередь поступают сигналы о форме, величине и других свойствах предметов, особенно это важно для людей, лишенных зрения и слуха. Впоследствии физиологи открыли еще несколько нервных субстратов (волокон, нервных клеток (нейронов), оболочек и др.), которые «специализируются» на тонкости и точности восприятия раздражителей, непрерывно извне и изнутри активизирующих организм. Живая ткань в процессе естественного отбора обрела способность приспосабливаться к отдельным малым фрагментам физико-химической среды. Например, сетчатая оболочка нашего глаза, которая состоит из сверхчувствительных элементов, имеет возможность различать электромагнитные волны в ограниченном диапазоне – это человеческий глаз. У других живых существ имеются рецепторы, воспринимающие сигналы, которые человек непосредственно уловить не может. Змеи, допустим, улавливая инфракрасное излучение, добывают теплокровных. У рыб есть органы, которые чувствительны к электрическим полям скрывающихся от них жертв. Вокруг нас существует множество процессов, которые хотя и оказывают воздействие на организм, но не дают о себе знать из-за отсутствия соответствующих рецепторов. Например, у нас нет рецепторов для восприятия рентгеновских лучей. Организм вооружен такими устройствами, сигналы которых либо вообще не ощущаются, либо ощущаются слабо или редко, хотя и постоянно регулируют его деятельность. Например, в каротидном синусе (часть сонной артерии) находятся рецепторы, при возбуждении которых расширяются кровеносные сосуды. Все разбросанные по организму рецепторы английский физиолог Ч. Шеррингтон разделил на три больших разряда: экстерорецепторы, интерорецепторы и проприорецепторы. Наружную поверхность организма он описал как экстерорецептивное поле со множеством рецепторов, открытых для улавливания бесчисленных изменений и факторов внешнего мира.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.