» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Человека можно рассматривать как личность только в контексте его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые находят отражение в общественных связях и отношениях, детерминируют нравственные поступки человека и имеют существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности входят такие элементы, как способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки и т. д. В процессе социализации и формирования личности важную роль играют процессы личностной идентификации, т. е. причисление себя к определенной группе, принятие норм и ценностей данной группы как собственных, и персонализация, т. е. осознание каждым человеком необходимости самоактуализации и личностной самореализации в обществе. Общение с другими людьми построено на основе «я-концепции», которая является уникальным образованием каждого человека, совокупностью представлений о себе, своих возможностях, значимости себя как члена общества и как неповторимой личности. Формирование «я-концепции» происходит всю жизнь, но основная структура складывается уже к юношескому возрасту. Первоначально ребенок начинает осознавать собственную реакцию на внешние и внутренние раздражители. У него формируется осознание самого себя, что проявляется в речи, – ребенок начинает употреблять местоимение «я». К школьному возрасту у ребенка складывается система оценки собственных поступков, психических свойств, черт характера. И затем ребенок накапливает личностный опыт, достраивает структуру «я» до подростково-юношеского возраста, когда можно уже говорить о сложившейся личности.

Таким образом, «я-концепция» зависит от личностного жизненного опыта, который проецируется человеком на окружающую действительность, других людей, собственное поведение и оценку поведения других людей. Кроме того, она может неадекватно отражать реальность, являться вымышленной (искаженной), идеальной, делинквентной (девиантной). Элементы, не вписывающиеся в рамки «я-концепции» личности, зачастую вытесняются из сознания человека, даже если являются истинным отражением реальных событий, фактов, явлений.

Так, сторонники бихевиоризма практически не учитывают личность и опираются на схему стимул – реакция. К. Левин, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс акцентировали свое внимание на изучении личности с помощью законов механики. В теории К. Маркса личность рассматривается как система обусловленных общественных отношений, в которые она включена. Личность, по сути, выступает в единстве с ее носителем, природные свойства и особенности носителя встраиваются в личность как ее элемент. Так, например, биологическая патология обусловливает особенности развития личности и ее свойств.

2. Структура личности

Личность обладает следующими свойствами:

1) активность, т. е. стремление осваивать все новые виды деятельности и находить новые сферы применения собственных способностей;

2) направленность, т. е. ориентированность на удовлетворение потребностей человека, что отражается в интересах, убеждениях, идеалах, вкусах, пристрастиях человека;

3) глубинные смысловые структуры, которые детерминируют сознание и поведение личности в процессе взаимоотношений;

4) цельность, проявляющаяся во множественности и полярности ролей, которые играет человек в процессе социального взаимодействия;

5) относительное постоянство, т. е. устойчивое единство психического склада личности. Несмотря на постоянную смену психических состояний, психический склад личности остается стабильным и его изменение происходит постепенно. Кардинальное изменение личности под влиянием серьезных ситуаций является сильным стрессом для человека и может полностью изменить жизненный смысл, цели и установки личности. Активность личности проявляется в процессе формирования и удовлетворения ее потребностей. Для сравнения, у животного потребность является прямым стимулом его активности.

Активность личности детерминирована как общественными, так и личностными потребностями. Потребности делятся на:

1) естественные. Личность человека контролирует его естественные потребности и определяет их направленность. Например, даже сильно голодный человек удовлетворяет потребность в пище с помощью столовых приборов, в отличие от первобытного человека, который ими не пользовался. Таким образом, можно говорить о социально обусловленных естественных потребностях;

2) культурные потребности, обуславливающие активность человека как деятельность, направленную на создание, изучение, использование культурных ценностей общества.

П. Д. Успенский в свою очередь рассматривал человека как совокупность двух подструктур:

1) сущности, к которой он относил врожденные духовные и природные качества человека, которые не могут быть утрачены (например, инстинкты);

2) личности, которая, по его мнению, обладает приобретенными свойствами, помогающими выразить отношения человека с другими людьми и окружающей действительностью.

На развитие сущности человека влияют, с одной стороны, условия окружающей действительности, а другой стороны – сформировавшиеся личностные свойства.

При изучении личности и особенностей развития ее психики большое внимание в научной среде уделяется органическим предпосылкам ее развития, которые рассматриваются в неразрывной связи с окружающей средой человека. По мнению А. Н. Леонтьева, психика человека находится в постоянном контакте с определенной средой, которую он разделял на два типа:

1) однородная, или гомогенная, среда, в которой все необходимые для жизнедеятельности человека явления, свойства и признаки не представлены предметно. При этом человек находится в постоянном контакте с некоторым объемом таких необходимых для него явлений, свойств и признаков. Таким образом, человеку необходимо реагировать на эти свойства, но не нужно представлять себе окружающий мир;

2) разнородная, гетерогенная, предметная, или вещественно оформленная среда, в рамках которой непосредственного контакта с необходимыми явлениями, свойствами и признаками может не быть. В результате у человека возникает потребность не только в реагировании, но и в отыскании подобных явлений, признаков и свойств.

Таким образом, А. Н. Леонтьев считал, что основной функцией психики является регуляция жизнедеятельности человека в зависимости от имеющихся в каждый конкретный момент времени условий окружающей среды. Необходимым и существенным условием для возникновения психики человека является наличие разнородной среды. Так, например, в мозг человека от интерорецептивных анализаторов поступает информация о недостаточном количестве энергии в организме. На основе этой информации человек делает вывод о необходимости восполнения энергетических затрат путем поиска пищи. Для этого человеку необходимо проявить активность и совершить ряд действий, т. е. снова потратить часть энергии. Таким образом, чтобы человеку восполнить энергию, ему ее сначала необходимо потратить, что порождает противоречие в сознании человека, которое создает необходимость в появлении механизма психического отражения собственного состояния. Другими словами, отражение чувства голода в психических процессах человека активизирует его поведение, заставляет его начать поиск пищи, актуализирует потребности человека. Однако для продуктивной жизнедеятельности человека, адекватного поведения и эффективного удовлетворения собственных потребностей ему необходимо отражение признаков жизненно важных предметов и явлений. Таким образом, психика может возникнуть только в разнородной среде, т. к. именно она предполагает активное поисковое и другие виды поведения человека, в результате которых у него возникает необходимость в отражении своего состояния и биологически нейтральных признаков предметов, явлений и свойств окружающей среды.

Личность представляет собой социальный конструкт, и ее развитие определяется воздействием общества, его влиянием. Таким образом, можно сказать, что личность есть социальная надстройка над биологическим существом человек. Э. Дюркгейм, рассматривая социальную сущность человека, уделял внимание в первую очередь взаимодействию между индивидами. Таким образом, по его мнению, именно в процессе взаимодействия формируется личность.

Кроме того, общество как организованная совокупность индивидов также построено на взаимодействии – межличностном, внутригрупповом, межгрупповом и пр. Таким образом, общество – совокупность взаимодействий индивидов. Э. Дюркгейм говорил о развитии общества с точки зрения социальных фактов, которые конструируются самим человеком и обществом в целом.

Под социальными фактами Э. Дюркгейм понимал любые социальные образования: язык, письменность, юридические и моральные нормы, традиции и обычаи. Социальным фактом Э. Дюркгейм признавал всякий образ действия, способный оказывать на индивида давление и имеющий свое собственное существование, не зависимое от его проявлений. Э. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида[10].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.