» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Под социальными фактами Э. Дюркгейм понимал любые социальные образования: язык, письменность, юридические и моральные нормы, традиции и обычаи. Социальным фактом Э. Дюркгейм признавал всякий образ действия, способный оказывать на индивида давление и имеющий свое собственное существование, не зависимое от его проявлений. Э. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида[10].

Э. Дюркгейм выделял следующие особенности социального факта:

1) тотальность социального факта, которая выражается в стирании границ между общественным и индивидуальным;

2) глобальность, которая предполагает единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер;

3) сопричастность – понимание человеком любого события, произошедшего с ним, как части общей социальной истории.

Социальное принуждение является механизмом совместной регуляции поведения людей в обществе, что является первоначальной формой социального поведения. Координируя свое поведение в рамках норм и правил общества, человек рассчитывает, что другие люди будут поступать также и т. о. в ответ на свое поведение он получит адекватную реакцию.

Таким образом, человек, чтобы быть принятым обществом, чтобы чувствовать себя причастным к социальному «мы», ограничивает свою индивидуальность. Тем самым человек становится социальным индивидом.

Л. С. Выготский, рассматривая развитие личности, ввел понятие «социальная ситуация развития», которая включает три аспекта:

1) содержание социальной ситуации является необходимым условием для развития личности и предполагает зависимость от возраста. Человек формирует определенные представления о себе именно в процессе взаимодействия между людьми. Для того чтобы адекватно понимать себя самого, необходимо понимать окружающих людей, и именно через призму мнения других людей можно сформировать реальное самосознание, самопонимание;

2) социальная среда может выступать в функциональном плане как фактор психического и личного развития личности. Кроме социального, Л. С. Выготский рассматривает биологический фактор формирования человека, отмечая, что социальная среда не является чем-то внешнеданным, но она также подразумевает и самого человека как часть социума. Важное значение имеет не столько влияние среды на человека, сколько взаимодействие человека со средой. Социальная среда не просто обеспечивает развитие человека, но и контролирует, чтобы это развитие протекало согласно определенным законам, нормам и правилам, существующим в данном обществе;

3) социальная среда формирует определенные возможности и способности у человека, благодаря которым человек переформировывает социальную среду, и тем самым конструирует новую социальную среду.

Л. С. Выготский говорит о том, что психические функции осуществляются непроизвольно и являются врожденными свойствами психики человека, но в то же время эти врожденные особенности формируются и изменяются в течение жизни. Л. С. Выготский рассматривает формирование и преобразование психики человека и его личности в целом как некое общечеловеческое образование, где управление психической сферой производится не самим человеком, а всем обществом в целом. Общество контролирует и управляет поведением каждого своего члена начиная с пеленок: «Наша первая пеленка– это саван нашей природной индивидуальности».

Через некие социальные факты взрослые научают ребенка быть человеком, социальным существом. Ограничивая ребенка в проявлении эмоций, не соответствующих данному человеческому обществу, взрослые трансформируют его личность в социально адаптивную и социально приемлемую.

А. Г. Асмолов рассматривает процесс формирования личности в контексте двух тенденций: стабильной, т. е. заинтересованной в сохранении традиций, и поисковой, активно направленной на развитие личности. Он говорит о том, что личность человека – это образование двух компонентов: социального и индивидуального. Э. Фромм рассматривает личность как социальный характер человека и выделяет такие его основные характеристики:

1) всеобщность. Для определенной культуры, для определенной эпохи складывается некий общий характер, в котором отражен накопленный опыт человечества, специфика трудовой деятельности, определенные культуральные особенности. Каждый член общества обладает этим характером, несколько модифицируя его в соответствии со своими насущными потребностями и желаниями. Таким образом, можно говорить о том, что всеобщность характера перекликается с понятием менталитета;

2) отражение общественных нужд и обеспечение нормативного поведения подразумевает, что общество формирует черты личности и ее характер, которые контролируют поведение человека, не давая выходить за определенные рамки. Выход за рамки наказывается в первую очередь самим человеком и выражается в чувстве вины, неконформности с обществом. В отношении девиантных групп можно говорить о создании новых норм, определенной надстройки над всеобщим характером, направленной на достижение определенного статуса, известности;

3) сохранение структуры общественных нужд и способов поведения. Сформированный обществом характер настолько встраивается в структуру личности, что человек транслирует далее установки общества как свои собственные, продуцирует общественно положительное поведение и ожидает подобного поведения от других людей;

4) эти положения перекликаются с концепцией Джемса о том, что социальное «я» обеспечивает упорядоченность социальной жизни. Усваивая и воспроизводя культурный опыт, каждый человек поддерживает устойчивость общественных структур. Джемс определяет важность не только социума для становления личности человека, но и окружающей его природной среды. И для формирования личности необходимо присваивать как информацию об окружающей среде, так и человеческий опыт, хотя в этом обнаруживается и ряд противоречий:

   а) природные, биологические данные человека являются материалом, а социальные, культурные – законами, по которым производится перестройка личности, план реформации природного. Человек становится личностью именно в процессе деформации, преобразования его природного начала, встраивания в социальные рамки;

   б) при рождении человек уже обладает некими знаниями – природным опытом, который проявляется в инстинктах, задатках ребенка. Природный человек принимает окружающую действительность как данность, факт; культурный человек изучает и преобразует природу в соответствии со своими потребностями и сам создает новую данность, новые артефакты. Культурный опыт необходимо присвоить, что происходит в процессе взаимодействия с обществом. Кроме того, природа человека не ответственна за побуждения и желания, а его социальная надстройка контролирует и отвечает за его поступки, желания, нужды; в) обладая природным опытом, человек воспроизводит его по определенным механизмам, заложенным в нем, например, в соответствии с инстинктами. При воспроизведении культурного опыта личность не просто воспроизводит опыт, заложенный в нем, а преобразует в соответствии с определенной ситуацией, осмысливает его соответствие нормам и морали общества.

3. Понятие человеческой индивидуальности

В рамках изучения индивидуальных (личностных) черт личности человека большую роль играет их рассмотрение в контексте онтогенетического развития. Так, Жан Пиаже выделил качественно разные стадии развития личности человека.

Психология личности подходит к изучению индивидуальных (личностных) черт с позиций двух критериев: индивидуальных свойств человека (факт и артефакт) и позиции психолога, которую он занимает при изучении специфических свойств человека (исследователь или организатор). Так, исследователь фактов в контексте изучения индивидуальных свойств человека, по сути, занимается диагностикой способностей, темперамента, характера, социальных условий развития человека, т. е. изучением личности в широком понимании этого слова. Основными проблемами, характерными для этого подхода, являются проблема соотношения врожденного и приобретенного, проблема валидности исследовательских методик (тестов), используемых для изучения индивидуальных свойств, проблема типологии индивидуальных свойств.

Подход психолога как организатора фактов к исследованию индивидуальных свойств человека подразумевает изучение способов и механизмов управления человеком своим поведением. Таким образом, к кругу исследовательских вопросов в рамках этого подхода относится изучение внутренней регуляции поведения – непроизвольной (с помощью эмоций) и произвольной (с помощью волевых актов); описание феноменологии эмоций, их функций, классификации; выделение критериев воли, собственно произвольной и волевой регуляции поведения, ситуации возникновения воли. Таким образом, в рамках этого подхода особенно актуальными становятся различные психологические течения и направления, которые занимаются изучением поведения человека. Так, например, бихевиоризм рассматривает создание внешних условий для изучения поведения, в то время как З. Фрейд рассматривал волю человека в качестве основного механизма внутренней регуляции его поведения. Он считал, что воля в некоторых ситуациях может служить источником новых неврозов. Человек в процессе своей жизнедеятельности волевым усилием создает определенные артефакты, некоторые из них навязываются другим, а некоторые навязываются самому индивиду. В случае конфликта внешних и внутренних артефактов у человека может возникнуть невроз. По мнению З. Фрейда, для купирования неврозов необходимо использовать метод психоанализа, который позволяет выяснить, какие именно артефакты стали причиной возникновения внутриличностного конфликта.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.