» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Константность. Так как организм существует в непрестанно меняющейся среде, его перцептивные процессы, имея важнейшее жизненное предназначение, осваивают лишь малые фрагменты этой среды, образуемой неисчислимыми потоками актуальных и потенциальных раздражителей. Условия, в которых организму приходится сообразовываться с ними, вынуждают рецепторы действовать т. о., чтобы доставлять информацию, ориентирующую на относительно постоянную величину предметов, их форму и цвет. Эта особенность построения сенсорного образа называется константностью (от лат. «констанс» – «постоянный»). Константность сенсорного образа величины предмета сказывается в том, что удаление этого предмета на определенное расстояние не ведет к уменьшению восприятия этой величины вопреки тому, что на поверхности рецептора такое удаление четко воспроизводится. Изменения образа величины предмета в зависимости от расстояния, на котором этот предмет отстоит от сенсорной системы, адекватное поведение организма были бы вообще невозможными. Как правило, образ сохраняет информацию о реальной величине вопреки стимулам, запечатлеваемым рецепторами, так же относится и к образу воспринимаемого объекта. Например, образ стола и стоящей на нем посуды сохраняет константность, под каким углом зрения мы бы на него ни смотрели. Таким же относительным постоянством отличается и образ цвета. Например, кусок мела отражает в полдень в 10 раз больше белых лучей, чем аналогичный кусок в сумерки, хотя и в это время суток мел воспринимается как белый, а уголь и при ярком освещении остается черным.

Возвращаясь к перцептивным процессам, необходимо заметить, что они не могли бы так успешно выполнять свое предназначение, если бы в созидаемых ими сенсорных образах опускалась непрерывная изменчивость условий существования. Именно в изменчивом потоке благодаря этим образам выделяется нечто постоянное и стабильное, относительно инвариантное, без чего контакты организма со средой были бы исключены. Эта инвариантность постигается при непрерывной коррекции образа, она воспроизводится с двух сторон: со стороны оценки внешних влияний (например, как сказано выше, удаление предмета на известное расстояние) и со стороны оценки внутренних изменений (например, уменьшение зрительного образа на сетчатой оболочке глаза). Механизмы коррекции могут быть как достающимися по наследству (генетически обусловленными), так и приобретенными в индивидуальном опыте.

Константность, будучи важнейшей характеристикой сенсорного образа, сохраняется в определенных пределах. Например, с определенной высоты, набранной самолетом, дома смотрятся как спичечные коробки, люди – как точки. Если субъект оказывается в сложной ситуации и не может получить сигналы, на основании которых оценивается удаленность предмета, образ этого предмета не несет информации о его величине. Это же относится к форме, цвету и другим объектам перцепции. Здесь же возникает закономерный вопрос о связи перцепции с интеллектуальной активностью, т. е. с психическими операциями, применяемыми при решении умственных задач. Такой операцией является отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории, т. е. категоризация. Она основана на отборе признаков, используя которые субъект принимает решение об отличии данного объекта (явления, события) от других и определяет принадлежность к предлагаемой категории. По мнению американского психолога Д. Брунера, здесь применяется стратегия, включающая ряд стадий: первичную категоризацию (предварительная перцептивная «изоляция» объекта), поиск признаков, уточняющих предполагаемое отнесение к данной категории (например, автомобиль такой-то марки); подтверждающую проверку (ведущую к ослаблению стимулов, имеющих несущественное значение) и завершение проверки, дающее основание категоризировать объект с высокой степенью вероятности. В целом перцептивный процесс принятия решений основан на истолковании признаков и умозаключений. Эта категория может рассматриваться как набор правил, указывающих на характерные признаки, способ их комбинирования, пределы, в которых они могут варьироваться и др. Очевидно, что простая перцепция (например, опознание автомобиля) представляет собой выстроенный посредством сложной интеллектуальной стратегии сенсорный образ объекта. Кроме этого, вышесказанное доказывает неразлучность сенсорного образа с прошлым опытом субъекта, осмысливающего этот образ, что в общепсихологическом плане является внутренней связью перцептивных процессов с мнемическими и интеллектуальными. Сюда же можно отнести и зависимость сенсорного образа от мотивации, например под влиянием страха безопасные предметы начинают восприниматься как угрожающие. Восприятие кого-либо может различаться в зависимости от негативного либо позитивного отношения к нему.

Тема 5. Понятие личности в психологии

1. Многозначность понятия «личность» в современной психологии

Издавна людей интересовала тонкая грань между пониманием человека как представителя рода Homo sapiens и существа социального. Человек – существо, которое представляет собой высшую степень развития жизни, детерминированное общественно-трудовыми процессами. В человеке сплетаются природное начало и социальная надстройка, составляя его сущность – личность. В то же время каждый человек является и индивидом, и индивидуальностью. Под индивидом понимается совокупность свойств и качеств, характерных для всех людей, независимо от наличия у конкретного человека данных свойств и качеств, что подразумевает не только социальные, биологические, моральные, психические функции, но и общие личностные характеристики, детерминированные наличной общественно-исторической ситуацией. Под индивидом понимается любое существо, которое принадлежит человеческому роду. Личность строится на основе индивида и включает в себя социальные характеристики. Индивидуальность, в отличие от индивида, представляет собой уникальный набор личностных качеств и свойств человека, которые отличают его от всех других людей.

Вопрос личности исследовался многими учеными. Так, уже в Древней Греции изучались особенности, условия и предпосылки развития личности, большое внимание уделялось ее гармоничному и полноценному развитию. Таким образом, личность занимает одну из ведущих позиций в системе наук, ее изучающих, в системе человекознания.

Под личностью понимается социальная надстройка и сознательная деятельность человека как субъекта человеческих взаимоотношений. Личность может рассматриваться как особая духовная сущность. По мнению З. Фрейда, личность является суммой бессознательных влечений.

Личность рассматривается в науке в трех аспектах:

1) биологический аспект развития личности, в котором формирование личности связывается с биологическими, физиологическими свойствами, функциями, особенностями организма человека;

2) социальный аспект, который предполагает связь с общественными взаимодействиями;

3) духовный аспект – вопрос о духовной сущности человека, подразумевает внутреннюю позицию личности.

Дифференциальная психология в изучении личности делает акцент на ее составной структуре, выделении ее единиц и элементов, рассмотрении результатов развития личности, а не его причин. Общая психология при изучении и определении личности использует функциональный подход, который особое внимание уделяет изучению причин возникновения психических свойств, явлений и состояний человека. Кроме того, общая психология изучает условия развития личности: природные предпосылки, социальные условия существования и становления личности, культурные принципы решения личностных проблем. С точки зрения общей психологии, ядро личности составляют структура мотивов и их осознание.

Человека можно рассматривать как личность только в контексте его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые находят отражение в общественных связях и отношениях, детерминируют нравственные поступки человека и имеют существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности входят такие элементы, как способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки и т. д. В процессе социализации и формирования личности важную роль играют процессы личностной идентификации, т. е. причисление себя к определенной группе, принятие норм и ценностей данной группы как собственных, и персонализация, т. е. осознание каждым человеком необходимости самоактуализации и личностной самореализации в обществе. Общение с другими людьми построено на основе «я-концепции», которая является уникальным образованием каждого человека, совокупностью представлений о себе, своих возможностях, значимости себя как члена общества и как неповторимой личности. Формирование «я-концепции» происходит всю жизнь, но основная структура складывается уже к юношескому возрасту. Первоначально ребенок начинает осознавать собственную реакцию на внешние и внутренние раздражители. У него формируется осознание самого себя, что проявляется в речи, – ребенок начинает употреблять местоимение «я». К школьному возрасту у ребенка складывается система оценки собственных поступков, психических свойств, черт характера. И затем ребенок накапливает личностный опыт, достраивает структуру «я» до подростково-юношеского возраста, когда можно уже говорить о сложившейся личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.