» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Внутренние органы гораздо беднее рецепторами, они устланы интерорецепторами, которые воспринимают главным образом действие химических агентов (например, на пищеварительный тракт). И наконец, третья группа рецепторов локализована в органах движений (в скелетных мышцах, связках, суставных сумках), сигнализируя о том, что с ними происходит, в каком положении находится тело, как оно перемещается. Эта группа получила название проприорецепторов (от лат. «проприус» – «собственный»). Но, сточки зрения И. М. Сеченова, мышечные рецепторы являются как проприорецепторами, так и экстерорецепторами. Экстерорецепторы, которые учитывают жизненные запросы организма, также разделены на контактные, реагирующие на прямое соприкосновение с предметом (например, для удовлетворения потребности в пище), и дистантные, которым принадлежит ведущая роль в поведении. Дистантные, т. е. воспринимающие внешние раздражители, способны воспринимать их даже на расстоянии от поверхности тела. Благодаря этому неизмеримо расширяются перспективы ориентации в среде, ее предвкушение организации двигательных реакций, которые заранее сообразуются с благоприятными или неблагоприятными для данного индивида объектами и событиями, отстоящими порой далеко от возможного прямого воздействия на него во времени и пространстве.

Сенсорные образы. Они являются первоэлементами психической жизни человека и животных. Термин этот (от лат. «сенсус» – «чувственное восприятие») ввели для отграничения чувственных психических образов от любого другого, прежде всего умственного, например теоретического, а также художественного, который запечатлен в произведениях искусства. Но как было уже отмечено выше, чувственную основу перцептивных процессов следует отличать от эмоциональных состояний. Первым основным признаком сенсорного образа является его предметность. Именно среда, в которой действуют живые существа, по сути, является по своим материальным свойствам физико-химической. Но, как правило, об этих ее свойствах, преобразуемых в чувственные качества (в виде цветов, звуков и др.), субъект никакого непосредственного знания не имеет. Это знание добывается сложными путями на высоком уровне развития мысли, когда успехи химии и физики позволяют открыть и объяснить закономерности таких природных сил, как электромагнитные волны, звуковые колебания и т. п. Живые существа, приспосабливаясь к среде, имеют дело с другими силами. В той среде, где они решают свои задачи, отнюдь не «растворены» в них. Мало того, она имеет совершенно другой облик – предметный. Причем под предметом в данном случае следует понимать не отдельную, замкнутую в своих пространственно-временных контурах вещь, а любой внешний по отношению к субъекту фрагмент реальности, будь то чье-то лицо, голос и др. Вылавливая значимое в потоке внешних раздражителей, рецепторы способны служить организму сигналами, из материала которых непрерывно интегрируются образы предметов. Ошибочно рассматривать предметность сенсорного образа не как первооснову концепции, а как вторичный продукт.

Порой в некоторых теориях за первооснову чувственного знания о действительности принимаются элементарные ощущения, которые возникают при воздействии на рецептор отдельного раздражителя. Это мнение возникло на основе исследований перцептивного процесса в лабораторных условиях, для чего препарированные рецепторы расчленили на элементы в целях исследования как физиологического, так и психологического. Физиологи, раздражая порознь различные нервные волокна и клетки какого-либо рецептора (глаза, уха, кожи и др.), фиксировали наблюдаемые при этом эффекты. Причем интересовались не только изменениями, происходящими в нервном волокне или нервной клетке, но также реакцией субъекта. Оказалось, что субъект осознавал какое-либо отдельное чувственное качество или его интенсивность в виде цвета, звука или других сенсорных феноменов, которые не носили характера предметных образов, присущих естественным перцептивным процессам, эти феномены и им подобные были названы ощущениями. Им придали значение исходных элементов психики. Сама собой возникла версия, согласно которой ощущение представляет собой простейший психический «кирпичик», лежащий в основе всей психической жизни. Эта версия также повлияла на работу первых лабораторий экспериментальной психологии, т. к. молодую психологию создавали вчерашние физиологи. Поначалу вся их программа сводилась к анализу специально натренированным субъектом состава своего сознания. Ему предписывалось фиксировать при воздействии внешних раздражителей, что же именно он воспринимает «внутри себя», но не во внешнем предметном мире. При появлении ошибки в самоотчете человеку инкриминировалась «ошибка стимула», т. е. подмена внутрипсихических состояний внешними стимулами. Это направление, доминировавшее в первую эпоху становления психологии в качестве самостоятельной науки, было сосредоточено на поиске элементов сознания как сенсорных нитей, из которых соткана чуждая всякой внешней предметности «чистая» психическая ткань. Перцептивные процессы, в связи с тем что ими занимались и физиологи, и психологи, оказались разделенными на два уровня – лишенные предметности «чистые» ощущения и представленные в обычном человеческом сознании образы внешних предметов. Именно таково представление о двух уровнях чувственного познания, отражавшее, как было сказано, результаты искусственного препарирования в лаборатории реального, всегда предметного сенсорного образа на «атомы», которые в действительности являются его осколками. Это потребовало создания гипотез, способных объяснить механизм превращения «беспредметных» ощущений в образы окружающей среды. Следовательно, такое превращение требует дополнительной работы сознания, благодаря которой удается относить внутрипсихическое ощущение к внешнему объекту. Иначе говоря, направлять информацию, полученную извне, обратно к ее источнику – предметной действительности. Возникли концепции, согласно которым ощущения, соединяясь различными способами с другими ощущениями, превращаются в восприятие внешнего объекта. Такое восприятие тем самым выступило как нечто вторичное, как результат переработки и обобщения сенсорных данных, которые сами по себе якобы лишены предметности. На самом деле жизненность любого перцептивного процесса предопределена его сопряженностью с предметным миром, и любой чувственный элемент таит информацию об этом мире.

Целостность образа. Расщепление перцептивных процессов, носящее скорее искусственный характер, оказывает влияние на чувственные качества двух уровней:

1) «чистые», первозданные ощущения;

2) комбинирования этих ощущений в сложные комплексы, которые принято называть восприятиями, препятствует адекватному объяснению не только предметности, но и целостности сенсорного образа. Оставалось представлять эту целостность результатом обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде ощущений.

Тогда можно считать, что вначале психика обретает лишенный упорядоченности сенсорный материал, а уже потом реорганизуется в образ воспринимаемого предмета благодаря вмешательству этого начала. Отсюда сенсорный образ трактуется в качестве происходящего из двух источников. В роли исходного для него материала выступают эффекты воздействия на телесный орган внешних, независимых от субъекта раздражителей, а роль конструктора из этих отдельных эффектов целостного образа отводится субъекту, производящему внутренние психические операции. Поскольку организм способен жить только потому, что его действия в окружающем мире управляются целостными образами внешних объектов, субъект, обобщающий сенсорные данные, возводился в ранг главного фактора, определяющего объективный характер взаимоотношений между организмом и средой. Последней причинной инстанцией оказывался субъект. Получалось так, что, объясняя способ восприятия организмом действительности (в форме целостных чувственных образов), он сам в объяснении не нуждается. Такой подход не мог не удовлетворить психологов, искавших не зависимые от субъекта основания целостного характера перцепции. В связи с этим появилось и набирало все больший научный авторитет направление, доказывающее, что целостность изначально присуща сенсорным образам, этим направлением стала гештальтпсихология.

Константность. Так как организм существует в непрестанно меняющейся среде, его перцептивные процессы, имея важнейшее жизненное предназначение, осваивают лишь малые фрагменты этой среды, образуемой неисчислимыми потоками актуальных и потенциальных раздражителей. Условия, в которых организму приходится сообразовываться с ними, вынуждают рецепторы действовать т. о., чтобы доставлять информацию, ориентирующую на относительно постоянную величину предметов, их форму и цвет. Эта особенность построения сенсорного образа называется константностью (от лат. «констанс» – «постоянный»). Константность сенсорного образа величины предмета сказывается в том, что удаление этого предмета на определенное расстояние не ведет к уменьшению восприятия этой величины вопреки тому, что на поверхности рецептора такое удаление четко воспроизводится. Изменения образа величины предмета в зависимости от расстояния, на котором этот предмет отстоит от сенсорной системы, адекватное поведение организма были бы вообще невозможными. Как правило, образ сохраняет информацию о реальной величине вопреки стимулам, запечатлеваемым рецепторами, так же относится и к образу воспринимаемого объекта. Например, образ стола и стоящей на нем посуды сохраняет константность, под каким углом зрения мы бы на него ни смотрели. Таким же относительным постоянством отличается и образ цвета. Например, кусок мела отражает в полдень в 10 раз больше белых лучей, чем аналогичный кусок в сумерки, хотя и в это время суток мел воспринимается как белый, а уголь и при ярком освещении остается черным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.