» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Эфферентные импульсы поступают в кору головного мозга в основном через систему специфических ядер (скопление нервных клеток) таламуса, причем его волокна заканчиваются в т. н. первичных проекционных зонах коры головного мозга. Эти зоны представляют собой конечные корковые структуры анализаторов. Существует такое известное явление, как функциональная ассиметрия больших полушарий мозга. Она распространяется наречь и функции, связанные с речью: чтение, письмо, счет, логическую память, словесно-логическое или абстрактное мышление, произвольную речевую регуляцию других процессов и состояний.

Усиление специализации в работе правого и левого полушарий происходит в процессе индивидуального развития человека от рождения до зрелости, к старости эта специализация вновь утрачивается.

Ретикулярная формация играет особую роль в регуляции многих психических процессов, свойств и состояний. Это совокупность разреженных, похожих на тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном мозге, в продолговатом и в заднем мозге. Нейроны в ретикулярной формации представлены немногочисленными малоразветвленными дендритами и аксонами, отходящими на большое расстояние и образующими значительное число боковых ветвей – коллатералей, которые расположены на пути аксонов, отходящих от более крупных нервных волокон, связанных с анализаторами среди этих волокон. Коллатерали волокон идут к ретикулярной формации всех сенсорных систем. С ней также связаны нервные волокна, идущие из коры головного мозга и из мозжечка. В свою очередь волокна ретикулярной формации проводят импульсы в нисходящем направлении, в мозжечок и в спинной мозг. Ретикулярная формация оказывает также влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, спинного мозга, мозжечка, подкорковых центров, регулирует кровообращение, дыхание и др.

Е. Н. Соколов в своих работах по исследованию путей проведения нервных импульсов отмечает, что существуют два пути проведения нервного возбуждения: специфический и неспецифический. Специфический идет через ретикулярную формацию, волокна которой начинаются от спинного мозга и заканчиваются в неспецифических ядрах таламуса. В отличие от импульсов, идущих по специфическому пути проведения возбуждения, импульсы, поступающие в ретикулярную формацию, многократно отражаясь, передают не специальную информацию, а регулируют возбудимость корковых клеток, в результате заканчиваясь в коре синапсами неспецифических волокон. Неспецифический путь передачи импульсов характеризуется выходом на все слои коры головного мозга, тонизирует и активизирует ее. После проведения возбуждения по неспецифическому пути происходит изменение фоновой ритмики коры, которое наступает после ответа коры на специфическое возбуждение с некоторым опозданием. Стволовая и таламическая части ретикулярной системы участвуют в передаче активирующего влияния на корковые нейроны. Так как к этим отделам ретикулярной формации на разных уровнях отходят специальные коллатерали, изолированное нарушение одной системы не исключает действия другой. Стволовая ретикулярная система оказывает влияние на всю кору, вызывая широко распространенную депрессию (десинхронизацию) медленных волн. Ретикулярная система таламуса обладает более избирательным действием. Одни ее отделы локально влияют на передние сенсорные, другие – на задние области коры, которые связаны с переработкой зрительно-слуховой информации. Говоря о сне, отмечается, что проводимость специфического пути остается высокой и первичный ответ коры регистрируется наиболее отчетливо. Именно сон включает ретикулярную систему, блокирует передачу в кору головного мозга тех активизирующих влияний, которые порождают возбуждение ретикулярной формации. Специфический раздражитель во сне не вызывает соответствующей реакции и изменений поведения, активность и активизирующее влияние ретикулярной системы при этом на кору снижены.

Полноценное восприятие раздражителя и использование его в регуляции поведения возможно только при условии совместной работы специфической и неспецифической ретикулярной систем, при этом анализатор выступает как сложная афферентно-эфферентная система. Деятельность ее теснейшим образом связана с работой ретикулярной формации, и при этом периферические рецепторы в анализаторе являются не только приборами, воспринимающими раздражители, но также эффекторами, реагирующими на них повышением или понижением своей чувствительности через механизм обратных нервных связей. Эти связи анатомически представлены в виде тонких нервных волокон, которые проводят возбуждение через центральную нервную систему к периферии тела. Обратные нервные связи имеются в системе как специфического, так и неспецифического путей проведения.

Снижение порога возбудимости рецептора и возрастание его лабильности происходит в проявлении активизирующего влияния обратной связи, относящейся к ретикулярной системе. Обратные связи между ретикулярной формацией и корой играют важную роль в поддержании необходимого уровня возбуждения коры и выполняют функции саморегуляции анализатора в зависимости от характера действующего на него раздражителя. По мнению Е. Н. Соколова, система обратных связей является существенным механизмом отбора и переработки сигналов, поступающих от рецепторных окончаний при действиях предметов внешнего мира. Специфические и неспецифические разделы центральной нервной системы выполняют различную роль в регуляции чувствительности рецепторов. Специфическая система более всего влияет на адаптационные, а неспецифическая – на ориентировочные рефлексы. Деление ориентировочных рефлексов на стволовые и таламические совпадает, по мнению Е. Н. Соколова, с разделением ориентировочных рефлексов на генерализованные и локальные.

2. Организм, представитель вида, природный субъект, социальный (культурный) субъект

Основой психической жизни человека являются отличные от физико-химических, но так или иначе прямые и нерушимые контакты организма со средой в форме перцептивных процессов (от лат. «перцепция» – «восприятие»). Именно эти процессы позволяют развернуться панораме окружающей среды во всем многообразии явлений, предметов и их чувственных образов: зримых, слышимых, осязаемых, вкушаемых и т. д., позволяющих ему постоянно находиться начеку и не просчитаться в своих действиях, чтобы не погибнуть.

Органы чувств порождают перцептивные процессы. Понятия «чувства, чувствительность» употребляются применительно к перцептивным процессам уточнения. Если мы говорим о том, что чувствуем запах или слышим звук, а также и о качестве вещей, мы можем, используя речевой оборот, говорить о чувстве удовольствия или страха. Описываемые явления – это собственность субъекта, если мы будем рассказывать слепому от рождения о том, как красивы цветы, он никогда не узнает видимое как зрячий. Или тот же страх, который остается непонятным тем, кто его пережил. И то и другое принадлежит испытывающему их существу, но природа их различна. Когда говорят о неприятных звуках или радующих глаз цветах, имеют в виду нерасчлененность явления различного порядка. Потребовалось разграничить их терминологически. Органы чувств назвали рецепторами (от «реципере» – «получать»), а таким психическим состояниям, как удовольствие, отвращение, страх и др., дали имя «эмоции» (от лат. «эмовио» – «потрясаю»). То, что перцептивные процессы и эмоциональные явления не отчуждаемы от субъекта – очевидно. Организм, как и среда, в которой он существует, живет самобытной жизнью безотносительно к тому, воспринимается он рецепторами или нет. Задача этих органов состоит в том, чтобы собирать непосредственно чувствуемые данные как об этой среде, так и о том, что происходит с самим организмом.

Рецепторы (органы чувств), играя роль сигнального устройства, информируют субъект о независимой от него реальности. Они постоянно оперируют со множеством атакующих организм раздражителей. Получаемая ими информация, добываемая из потоков физико-химических стимулов, служит не для чувственного созерцания субъектом окружения, где ему предназначено выжить, а для поведения в нем. Ошибкой было бы считать, что ощущения и восприятие сводятся к отражению внешнего мира, к запечатлению свойств и форм предметов, действующих на рецепторы. По мере возникновения сигналов рецепторов субъект начинает строить образ этого мира, сверяя с ним каждый момент и шаг своих действий. В самом образе содержится как бы «запрос на будущее», т. к. нет действия, которое не было бы движимо задачей, что еще предстоит решить в условиях, отличных от тех, при которых внешние раздражители «здесь и теперь» бомбардируют рецепторы. Следовательно, перцептивные процессы, которые укоренены в непосредственных контактах организма со средой, включают элементы прогнозируемости предстоящих, наиболее вероятных контактов. Эти контакты вряд ли заранее представлены в сознании, т. к. перцептивная (включая мышечную чувствительность), информированность о будущем присуща также животным, которые лишены сознания. Животное как бы «забегает вперед», не ограничиваясь наличными стимулами, воспринимаемыми органами чувств. Оно не могло бы проектировать свое поведение на путях к целевому объекту и порой выжидает этот целевой объект, даже когда застывает в неподвижности. Следовательно, животное имеет чувственный образ. Эталон направленного на искомый объект действия, которое ему предстоит совершить, дан в перцептивном образе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.