» » » Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1


Авторские права

Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1

Здесь можно купить и скачать "Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Иностранные языки, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Рейтинг:
Название:
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-691-01817-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1"

Описание и краткое содержание "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



В учебно-методическом пособии рассматриваются задачи педагогической работы по эмоциональному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие состоит из двух частей.

Часть 1. Методический материал для педагогов по развитию у детей эмоционального реагирования, экспрессивных проявлений, эмпатии, представлений об эмоциях и словаре эмоциональной лексики.

Пособие адресовано работникам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется педагогическими проблемами детей дошкольного возраста.






В основе этой работы лежат следующие принципы.

1. Системность организации психики ребенка – природообусловленная взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер, единство «аффекта и интеллекта», мотивов и эмоциональных процессов, благодаря чему развитие эмоциональной сферы ребенка возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение и т. д.) и регуляции их тонуса.

2. Содержание педагогической работы соответствует условиям естественного, нормального онтогенеза ребенка.

3. Поэтапность педагогической работы. Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельностной активности личности. Это положение является основополагающим в программе, рассчитанной на весь период дошкольного детства, с непременным учетом «возрастных границ развития» на каждом этапе личностного становления ребенка.

4. Учет динамики и качественного своеобразия эмоций у каждого ребенка. Содержание и методический инструментарий педагогической работы должны соответствовать как актуальным, так и потенциальным возможностям каждого ребенка. Позитивным продвижениям в развитии эмоций способствуют:

• диагностическое описание особенностей эмоционального регулирования, моделирования эмоциональных состояний и т. д.;

• вариативная компоновка форм педагогической работы (игры, общения, создание проблемных ситуаций и т. п.) и приемов включения эмоций (введение в воображаемую ситуацию, изменение интенсивности сенсорного воздействия, повторение понравившегося экспрессивного действия и т. д.), чтобы преодолеть стереотипность и несостоятельность эмоциональных проявлений, чтобы стимулировать творческий потенциал и как можно полнее раскрыть свою индивидуальность и т. д.

Рассмотрим направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

1. Развитие опыта эмоционального реагирования

Это первый базовый механизм эмоциональной регуляции действий, деятельности детей, субъективной поведенческой адаптации поведения. Именно с него начинается процесс социализации, интеллектуализации эмоций, становления эмоционально-чувственного опыта. Именно в нем заложена динамика сложного процесса эмоционального развития в целом. Несмотря на то что эмоциональные реакции являются природозаданными (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоционального реагирования – разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций.

Социально-опосредованные эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста в рамках эмоционально-личностного общения. Первым результатом правильной его организации у трехмесячного малыша становится «комплекс оживления», или эмоциональное общение ребенка со взрослым в доречевой период жизни.

В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей. Это начальный этап в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей. Многие нарушения в эмоциональном развитии обусловлены именно неблагополучием эмоциональных откликов дошкольников на окружающее, нарушениями качества эмоционального реагирования. Вот почему так важно поддерживать и расширять у детей опыт адекватного эмоционального реагирования, яркость и выразительность эмоциональных реакций.

При подборе педагогического инструментария в этом направлении за основу были взяты следующие положения, научно обоснованные в работах известных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.).

• Успешное развитие эмоционального реагирования и соответственно благополучное функционирование эмоциональной сферы в целом зависят от качества сенсорного опыта детей, от уровня развития их сенсорной сферы. Известно, что сенсорная сфера – многомерное образование, включающее в себя, помимо интеллектуального и мнемонического, эмоциональный компонент. Присутствуя в ощущениях, эмоции придают им определенный эмоциональный тон, являются следствием процесса ощущения.

• Эмоциональная и сенсорная сферы имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние. Богатый сенсорный опыт ребенка одновременно является результатом развития других психических функций, в частности кратких эмоциональных реакций. Разномодальные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций в течение всей жизни человека, служат своего рода ключом, запускающим механизм эмоционального реагирования. Их разнообразие, обилие нюансов в пределах даже одного ощущения может вызывать целую гамму эмоциональных реакций.

Эти положения помогают сделать важный педагогический вывод: воздействуя на сенсорную сферу личности, обогащая сенсорный опыт детей, можно одновременно непроизвольно влиять на аффективную сферу, вызывая эмоциональные реакции, которые при педагогическом управлении из диффузных, трудноразличимых постепенно становятся яркими, выразительными, индивидуализированными.

Несмотря на то что психологи достаточно давно определили реагирование как общее свойство сенсорной и эмоциональной сфер, в дошкольной педагогике связь между ними в аспекте эмоционального развития детей специально не рассматривалась.

С целью развития эмоционального реагирования посредством воздействия на сенсорную сферу личности был разработан комплекс эмоционально-сенсорных игр, направленных на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы и актуализацию разномодальных ощущений. Такие игры вводят детей в мир содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Они не предполагают большой подготовки к их проведению и весьма привлекательны для дошкольников, поскольку связаны с воздействием на сенсорику (наиболее близкое детям и часто использующееся средство познания окружающего). Эти игры в младшем дошкольном возрасте служат начальным этапом эмоционального развития, а в среднем и старшем дошкольном возрасте представляют большие возможности для совершенствования эмоциональных реакций.

Эмоционально-сенсорные игры не требуют от детей высокого уровня игрового поведения, проявления самостоятельности при распределении ролей, удерживания общей сюжетной линии и т. п. Ценность их заключается в том, что эмоциональные реакции возникают непроизвольно, без преднамеренной социальной активизации. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу осуществляется естественно, за счет воздействия на процессы ощущения, планомерной регуляции потока сенсорной информации, подаваемой в игровом контексте. Именно этим объясняются большие эмоциональные свойства этих игр. Последовательное введение сенсорного стимулирования, различного по знаку, качеству и интенсивности воздействия, можно рассматривать в качестве методического ориентира работы с детьми на начальных этапах обогащения эмоционального опыта дошкольников – на этапах развития кратких эмоциональных реакций.

Эмоционально-сенсорные игры служат своего рода тренингом, стимулирующим эмоциональные формы поведения у детей. Тренинг, как определил А. Н. Бернштейн, – «повтор без повторений». В таких играх эмоциональные реакции на сенсорные воздействия «каждый раз строятся заново», что исключает механические повторы.

Основой игрового контекста эмоционально-сенсорных игр служат сенсорные стимулы, которые рекомендуется вводить в такой последовательности.

1. Постепенное расширение диапазона сенсорного воздействия. Вначале вводятся сенсорные стимулы, провоцирующие детей к переживанию привычных, наиболее знакомых им ощущений, к которым относятся осязательные и вестибулярные. Именно эти ощущения в онтогенетической последовательности в развитии анализаторов выделяются в качестве первых. Затем вводятся игры, в которых сенсорная информация подается по двум дистанктным анализаторам – зрительному (различные цветовые ощущения и др.) и слуховому (использование звуков различного качества). И последними вводятся стимулы, подающие информацию по каналам вкусового, обонятельного анализатора и требующие определенного уровня подготовленности к встрече с сенсорной информацией. Вот почему такие игры, как «Вкусно не вкусно», «Как много запахов вокруг» и другие, рекомендуется проводить начиная со среднего дошкольного возраста.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1"

Книги похожие на "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нина Ежкова

Нина Ежкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.