» » » Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1


Авторские права

Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1

Здесь можно купить и скачать "Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Иностранные языки, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Рейтинг:
Название:
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-691-01817-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1"

Описание и краткое содержание "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



В учебно-методическом пособии рассматриваются задачи педагогической работы по эмоциональному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие состоит из двух частей.

Часть 1. Методический материал для педагогов по развитию у детей эмоционального реагирования, экспрессивных проявлений, эмпатии, представлений об эмоциях и словаре эмоциональной лексики.

Пособие адресовано работникам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется педагогическими проблемами детей дошкольного возраста.






Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• принимать непосредственное ролевое участие в игре, что побуждает детей к подражательным действиям, к повтору действий за педагогом, к проявлению инициативы;

• давать эмоционально насыщенные комментарии: перед началом игры, вводя детей в воображаемую ситуацию; во время игры, стремясь поддерживать самостоятельность и активность детей, в конце игры, выводя детей из воображаемой ситуации и стремясь сохранить у них приятные переживания от игры. Далее педагог обозначает перспективы организации таких игр;

• последовательно усложнять способы организации игр: игры, предполагающие повторение действий по образцу, подражание взрослому; игры, предполагающие завершение действий, начатых педагогом; игры, предполагающие самостоятельное демонстрирование телодвижений, побуждающие к элементарным импровизациям.

В среднем дошкольном возрасте содержание эмоционально-экспрессивных игр направлено на развитие всех компонентов, составляющих эмоциональную экспрессию: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Кроме образной передачи движениями состояний радости, грусти, злости, страха, вводится состояние удивления. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы воспитателя.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• принимать ролевое участие в игре, чтобы развивать у детей умение входить в образ, умение передавать собственные переживания в ходе совершаемых игровых действий, а также чтобы поддерживать инициативу и самостоятельность детей в оформлении экспрессивных проявлений (например, игра «Кошка и котята»);

• осуществлять вариативную компоновку игровых импровизаций с реальными, воображаемыми предметами и без предметов, с одновременным и поочередным использованием жестов и телодвижений;

• оформлять декорации;

• подбирать музыкальное сопровождение, создающее необходимый фон для инсценирования движений, характерных для эмоционального состояния героя.

В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности всех составляющих эмоциональной экспрессии и развитию выразительности в оформлении моторных механизмов экспрессии, а также поддержке индивидуально-неповторимого почерка образной передачи движений. Содержательную основу этих игр составляют самые разнообразные произведения детской художественной литературы, включая юмористические (Г. Сапгир «Людоед и принцесса», Д. Хармс «Веселый старичок» и др.), и рассказы, сочиненные как педагогом, так и самими детьми. Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• привлекать детей к выбору декораций и музыкального сопровождения;

• побуждать детей самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для организации игры и дальнейших ролевых перевоплощений;

• побуждать детей к многократной актуализации эмоциональных состояний в вариативном ролевом воплощении, к демонстрированию тонких оттенков настроений;

• использовать не только вербальное, но и невербальное взаимодействие с детьми – с помощью жестов, мимики и т. д. (например, игра «Сурдопереводчики»);

• побуждать детей к творческим экспромтам;

• предоставлять детям свободу в создании и организации аналогичных игр;

• поощрять разнообразие и выразительность внешнего моторного оформления эмоций, творчество в моделировании эмоциональных состояний и демонстрировании самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.

3. Развитие представлений об эмоциях

Развитию представлений об эмоциях помогают яркие, субъективно окрашенные образы, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, становятся личностными регуляторами поведения и отношения к социальной жизни, необходимой подготовкой к проявлению эмпатии. Педагогическое управление этой стороной эмоционального развития детей осуществляется в единстве с развитием познавательных процессов личности – восприятия, мышления, памяти и содержит следующие направления:

• осознание детьми факта возникновения эмоций;

• понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);

• осмысление внешних признаков выражения положительных и отрицательных эмоций, границ их адекватного проявления;

• обогащение детей «проективным материалом» (термин В. В. Зеньковского), что открывает ребенку нравственный смысл представлений об эмоциях и побуждает к самостоятельным этическим размышлениям.

Содержание и последовательность педагогического управления развитием представлений об эмоциях строились от дифференциации когнитивных схем: «эмоция – внешнее выражение», «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие)» к идентификации – отождествлению себя с состоянием персонажа картины и сказки, т. е. проявлению сопереживания, а затем к обособлению – выражению своего отношения к различным вариантам эмоционального поведения, к оценке эмоциональных состояний с позиции адекватности (неадекватности) эмоциональных проявлений, нравственной стороны поступка.

Основными средствами развития представлений об эмоциях служат детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – когнитивные схемы эмоций. Такие схемы представляют собой многовариантный наглядный материал с наличием аффективно-оценочного элемента, что делает их универсальным способом структурирования информации об адекватных (неадекватных) эмоциональных проявлениях. В когнитивных схемах эмоций обобщенно концентрируется информация о причинах эмоций, выделяются признаки, характерные для переживания той или иной эмоции, а также информация о следствиях эмоциональных проявлений. Поскольку когнитивная схема эмоций отражает отнюдь не реальное протекание эмоциональных процессов, а форму, в которую организованы знания об эмоциях, важно, используя такие схемы, привлекать личный опыт субъективного переживания детьми подобных ситуаций. Для этого служит механизм идентификации – отождествление ребенком себя с другими, непосредственное переживание субъектом в той или иной степени отождествленности с другим. Использование механизма идентификации позволяет достигать эмоционального принятия социально значимых форм поведения, осознанного отношения к формируемым представлениям.

Вводя когнитивные схемы эмоций с целью развития представлений об эмоциях, необходимо учитывать следующее: знакомить с наиболее яркими формами эмоционального поведения лучше всего в контексте знакомых детям жизненных ситуаций; учить вскрывать причинно-следственные связи;

создавать возможность активного участия самих детей в анализе ситуаций, в оценке эмоциональных проявлений. Привлечение собственного жизненного опыта, побуждающего детей к отождествлению себя с визуально воспринимаемыми состояниями других, позволяет достигать значительного эффекта в обогащении представлений детей об эмоциях. Раскроем специфику этой работы в каждой возрастной группе.

В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с простыми, визуально легко воспринимаемыми связями: эмоция и ее внешнее выражение в мимике, жестах, позе и т. д. Роль педагога состоит в следующем:

• выразительно преподносить содержание художественных произведений;

• организовывать совместное рассматривание наглядного материала, вербализацию эмоциональных состояний;

• использовать театральные инсценировки, в частности настольный театр. В процессе разыгрывания инсценировок педагог побуждает детей называть эмоциональные проявления персонажей, находить варианты оказания помощи героям и т. д., например: «Как вы догадались, что зайчик грустил?», «Что с ежиком?.. Ему нужна помощь, как вы считаете?», «Почему лиса смеется?» и т. д.;

• побуждать детей самостоятельно подбирать картинки по словесному указанию, например: «Покажи радостного зайчика… злого» и т. д., «Найди такого же медведя! Покажи другого…» и т. д.;

• поощрять эмоциональные отклики детей в виде сопереживания, их готовность помочь героям литературных произведений, персонажам картин и т. д.

В среднем дошкольном возрасте дети лучше воспринимают связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, изменения (переходы) в настроении, т. е. проявляют идентификацию. На этом возрастном этапе впервые вводятся когнитивные схемы эмоций: «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие)». Они вводятся в практику работы с детьми начиная с одноперсонажных схем (медведь пытается достать мед из улья – убегает в испуге от пчел) к двух-, трех-персонажным (собака отбирает у щенка кость – радостная собака убегает, щенок плачет). В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) рассматриваются в этой группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Впервые вводится вариант восприятия эмоции удивления. Роль педагога состоит в следующем:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1"

Книги похожие на "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нина Ежкова

Нина Ежкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нина Ежкова - Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.