» » » Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация


Авторские права

Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация

Здесь можно купить и скачать "Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация
Рейтинг:
Название:
Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-691-01756-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Описание и краткое содержание "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" читать бесплатно онлайн.



В учебно-методическом пособии в теоретическом и практическом плане рассматривается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Особо акцентируется внимание на организации комплексной работы с названной категорией детей, взаимосвязанными основными компонентами которой, по мнению авторов, являются профилактическая, коррекционная и реабилитационная деятельность.

Пособие адресовано психологам, социальным педагогам и другим специалистам образовательных учреждений, осуществляющим работу по организации помощи детям с отклонениями в поведении. Материал, изложенный в пособии, можно использовать в учебном процессе со студентами вузов, чья профессиональная деятельность будет связана с организацией работы с детьми и молодежью в системе образования.






Агрессивное поведение

Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако до начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное.

Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. В настоящее время под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до бандитизма и убийств.

Чаще всего под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу»[49].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой[50]. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

– агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

– в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

– жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

Под агрессией, по Э. Фромму[51], следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность, по Р.С. Немову[52], понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинять им неприятности, нанести вред.

«Психологический словарь» под редакцией В.П. Зинченко предлагает следующее определение: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страхи, подавленность)»[53].

Значительный вклад в изучение проблемы агрессивного поведения человека внес А.А. Реан, который определяет агрессию как «намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному»[54]. В отличие от ряда авторов, которые понятия «агрессия» и «агрессивность» используют как синонимы, он считает, что их отождествлять не надо, и определяет агрессивность как свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»[55]. Исходя из его рассуждений, можно сделать вывод, что агрессия – это действия, а агрессивность – это готовность к совершению таких действий.

Л.М. Семенюк, анализируя психологические особенности агрессивного поведения подростков, определяет агрессию как «целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)»[56]. Семенюк отождествляет понятия «агрессия» и «агрессивность». «Агрессия – это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность»[57].

Проявление агрессии весьма разнообразны. Различают ее различные типы, виды и формы. А. Басе и А. Дарки выделяют следующие формы агрессивности и враждебности подростков:

– физическая агрессия – использование физической силы;

– вербальная агрессия – выражение негативных чувств в виде ссоры, крика, визга, а также угрозы, проклятия, ругани;

– косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявлений неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами);

– негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная против авторитетных и руководящих лиц (от пассивного сопротивления до активных действий);

– раздражение – склонность к вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении;

– подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред;

– обида – проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания;

– аутоагрессия, или чувство вины, – мысли и действия по отношению к себе как к человеку дурному, плохому, вредному, бессовестному, недостойному.

В зависимости от цели агрессии Басе и Дарки выделяют прямую и косвенную агрессию. Прямая агрессия имеет целью причинение боли или повреждения другому человеку, косвенная – притеснение другого человека, желание вызвать у него испуг или страх.

В социальной и юридической психологии выделяют две формы агрессивного поведения: индивидуальную и групповую. На эти же формы агрессивного пол ведения ориентирована и правоохранительная практика, так как именно от того, в каких формах совершено то или иное деяние, зависит мера его наказания.

Представитель западной школы социальной психологии С. Фишбах[58] видит основу для выделения различных видов агрессии в ее характере, инструментальном или враждебном. Враждебная агрессия, по его мнению, направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать как агрессию во имя агрессии. Инструментальная агрессия направлена на достижение личностно-желаемой цели, т. е. это агрессия во имя достижения поставленной цели.

В зависимости от степени выраженности можно выделить внешнюю и внутреннюю агрессию. Внешняя агрессия всегда ярко выражена и фиксируется окружающими, внутренняя агрессия может быть незаметна для окружающих (скрытая недоброжелательность, озлобленность).

С. Милграмм[59] (1963, 1964) в своих исследованиях обосновывает степень проявления агрессии в зависимости от факторов, облегчающих или затрудняющих коммуникацию. От этого же зависит и проявление различных видов агрессии. Непосредственный контакт (по исследованиям Милграмма) снижает проявление агрессии. П. Зимбардо[60] (1969) в своих исследованиях продолжает развивать идеи Милграмма в концепции индивидуализации как сдерживающего фактора агрессии.

Подход к агрессии как поведению, имеющему дуалистическую природу, дал основание Т.В. Левковой[61] выделить два вида агрессии: конструктивную и деструктивную. Человек в жизни всегда находится в ситуации выбора (по ее мнению), который может разрешиться либо в пользу созидания, либо в пользу разрушения. Исследования Т.В. Левковой базируются на изучении природы человеческой агрессии Э. Фромма.

Согласно Фромму, механизм человеческой агрессивности лежит в специфических человеческих условиях существования. В отличие от животного, у которого механизм агрессивности «вмонтирован в мозг», человек не является по природе своей разрушителем. Присущие ему деструктивность, жестокость, злоба – приобретенные свойства. Истоки нравственности, как и деструктивности, находятся в человеческой свободе. Свобода – явление сложное и предполагает не «совращение человека, а меру его ответственности», его собственный выбор, «добрую волю». Но не свобода порождает разрушительность, а отказ, воздержание от собственной воли, отказ от самого себя, своей собственной уникальности. Безответственность, бесцельность порождают деструктивность. Раб, конформист только по видимости социально безопасен. Но на самом деле задушенная внутренняя свобода и рождает, по убеждению Фромма, синдром насилия[62]. Он выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу, т. е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. Возможны следующие ее виды: псевдоагрессия (непреднамеренная агрессия, игровая агрессия, агрессия как самоутверждение) и оборонительная агрессия.

Псевдоагрессию Фромм приравнивает к самоутверждению как наступательной активности человека, необходимой для самореализации его личности. Этот вид агрессии является важнейшей компонентой в структуре личности, которая повышает способность человека к достижению целей и значительно снижает потребность в подавлении другого человека, в жестоком к нему отношении.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Книги похожие на "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Тарханова

Ирина Тарханова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Отзывы читателей о книге "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.