» » » Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация


Авторские права

Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация

Здесь можно купить и скачать "Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация
Рейтинг:
Название:
Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-691-01756-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Описание и краткое содержание "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" читать бесплатно онлайн.



В учебно-методическом пособии в теоретическом и практическом плане рассматривается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Особо акцентируется внимание на организации комплексной работы с названной категорией детей, взаимосвязанными основными компонентами которой, по мнению авторов, являются профилактическая, коррекционная и реабилитационная деятельность.

Пособие адресовано психологам, социальным педагогам и другим специалистам образовательных учреждений, осуществляющим работу по организации помощи детям с отклонениями в поведении. Материал, изложенный в пособии, можно использовать в учебном процессе со студентами вузов, чья профессиональная деятельность будет связана с организацией работы с детьми и молодежью в системе образования.






Все перечисленные специфически подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения, проявляющиеся при таких пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции (патохарактерологические реакции, по данным В.В. Ковалева), психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, причем при благоприятных условиях они могут исчезать, при неблагоприятных – закрепиться как патологический стереотип поведения. Патологические формы девиантного поведения широко встречаются при таких формах психических заболеваний, как психопатия, олигофрения, резидуально-органические нервно-психические расстройства, алкоголизм, наркомания, а также шизофрения, МДП, эпилепсия, реактивные психозы и пр.

А.А. Александров[29] выделяет следующие группы нарушений поведения у подростков:

– реактивно обусловленные (побеги, суициды), вызванные в основном психотравмой;

– вызванные низким морально-этическим уровнем личности (наркотизм, алкоголизм, правонарушения);

– вызванные неправильной системой воспитания;

– обусловленные патологией влечения;

– вызванные действием биологического фактора.

А.Е. Личко[30] классифицирует нарушения поведения в двух направлениях:

– по форме проявления нарушения поведения (делинквентное, побеги из дому и бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение);

– по причинам, факторам, мотивам, лежащим в основе поведения (генетические факторы, резидуально-органические поражения головного мозга, явления акселерации и инфантилизма, с одной стороны, и социопсихологические факторы – социальная среда и психологические особенности подросткового возраста – с другой).

Согласно последней классификации, рассмотрим некоторые характеристики основных форм девиантного поведения.

Делинквентное поведение – это комплекс поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т. е. не подлежащих наказанию по Уголовному кодексу. Сюда включается мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, угоны велосипедов, мотоциклов, мошенничество, мелкие кражи. К этой же форме относится антидисциплинарное поведение (прогулы, срывы уроков), антиобщественное поведение (нарушение общественного порядка, хулиганство). По данным Личко[31], до 40 % госпитализированных в психиатрическую клинику подростков 14–17 лет с непсихотическими нарушениями поведения имели в анамнезе делинквентное поведение. Склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера (психопатии, акцентуации), так еще в большей степени с ее типом. При психопатиях делинквентное поведение опять-таки по данным Личко, отмечалось в 49 % случаев, наиболее часто при неустойчивой психопатии и акцентуации, что подтверждается также исследованиями, проведенными в детском отделении Ярославской областной психобольницы в 2003 г.

Несовершеннолетним правонарушителям присущи специфические социально-психологические особенности. По некоторым данным им свойственно отсутствие опыта нравственного поведения, незнание, извращение или примитивное представление о социальных ценностях, неадекватность самооценки (ее занижение или завышение), неправильное отношение к системе нравственных и правовых норм (безнравственное поведение оценивается как нормальное), податливость поведения внешнему воздействию, связанная с недостаточным социальным опытом.

Побеги из дома и бродяжничество, иногда рассматривающиеся как проявление делинквентности, встречаются в 25 % среди госпитализированных подростков с психопатиями и акцентуациями (по данным Н. Stutte). Основные причины побегов – недостаточный надзор, потребность в развлечениях и удовольствиях; реакция протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания; реакция тревоги и страха наказания у робких; «специфически пубертатный побег» вследствие фантазерства.

Побеги можно подразделить на:

– эмансипационные (45 %) – с целью избавиться от опеки и контроля;

– импунитивные (26 %) – как следствие жестокого обращения;

– демонстративные (20 %) – как стремление привлечь или вернуть внимание близких;

– дромоманическое (9 %) – по причине внезапно изменившегося настроения, тяги к перемене обстановки.

Ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, наркотизм (регулярное употребление спиртных напитков, токсических веществ, легких наркотиков в возрасте 16–17 лет при формировании групповой психической зависимости и отсутствии индивидуальной) часто рассматриваются как проявление делинквентности, особенно у подростков неустойчивого (45 %), эпилептоидного (35 %), истероидного (28 %), гипертимного и гипертимно-неустойчивого (26 %) типа. Значительная часть правонарушений совершается подростками в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения.

Девиации сексуального поведения часто связаны с подростковой гиперсексуальностью, но всегда преходящи и ситуационно обусловлены: мастурбация, петтинг, ранняя половая жизнь, подростковый промискуитет, транзиторный гомосексуализм, сексуальная расторможенность, агрессивно-садистические влечения.

Суицидальное поведение – мысли, намерения, высказывания, угрозы, поступки, связанные с покушением на самоубийство. Пик суицидальной активности – 16–19 лет. Различают демонстративное суицидальное поведение, предпринимаемое с целью привлечения к себе внимания (в основном характерно для личностей демонстративного, истероидного радикала); аффективное суицидальное поведение, предпринимаемое на высоте аффекта; истинно суицидальное поведение – обдуманное, спланированное, а нередко и осуществленное суицидальное намерение (чаще – для личностей шизоидного радикала).

Среди различных форм девиантного поведения часто встречаются смешанные и сочетающиеся варианты.

Психологами разработаны также классификации девиантного поведения, специфичные для конкретного возраста. Так, Д.В. Лубовский выделяет следующие группы подростковых отклонений, требующих психопрофилактической, развивающей и коррекционной работы:

1) подростки с дебютами психических заболеваний;

2) подростки с акцентуациями и психопатиями;

3) подростки с невротическим развитием личности;

4) подростки с различными формами алкогольного и токсикоманического поведения;

5) подростки с церебрастеническими явлениями;

6) подростки из трудных семей;

7) подростки с отклонениями в сексуальном развитии.

Охарактеризуем коротко основные признаки, отличающие подростков той или иной выделенной группы.

1) Дебют психических заболеваний. Наиболее распространенными среди данной группы являются различные формы шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза, обычно сопровождаемые расстройствами сна, аппетита, возникновением двигательного и эмоционального беспокойства и других более тяжелых симптомов психических заболеваний. Подросток чаще всего, становится апатичным, перестает чем-либо интересоваться, у него может появиться хобби, которому он посвящает все свободное время, однако эффективность этих занятий может быть и невысока. Изменения эти, как правило, происходят резко и никак не связаны с изменениями в социальной ситуации развития. Критичное отношение к своему состоянию у таких подростков нарушено, наблюдаются специфические расстройства мышления, памяти, внимания и других психических функций.

2) Подростки с акцентуациями характера, которые, по определению А.Е. Личко, представляют собой крайние варианты нормы, проявляющиеся в чрезмерной выраженности отдельных черт характера и уязвимости к определенным психогенным воздействиям при повышенной устойчивости к другим. Подростки, страдающие психопатиями, относящимися к пограничным вариантам аномалий личности, характеризуются тотальными, распространяющимися на всю систему отношений, устойчивыми, не зависящими от социальной ситуации нарушениями социальной адаптации.



3) Подростки с невротическим развитием личности характеризуются неадекватностью самооценки, часто маскируемой защитным поведением противоположного типа; ригидностью системы представлений о себе, а также специфическими чертами, присущими невротическим проявлениям различного типа.

4) Употребление алкоголя или других психоактивных веществ у подростков часто сопровождается трудностями в неформальном общении, групповой зависимостью, конформностью.

5) Основные признаки проявления церебрастенического синдрома – высокая утомляемость, особенно при выполнении учебных заданий, низкая и неустойчивая работоспособность, трудности при концентрации произвольного внимания, отставание в умственном развитии, проблемы в усвоении родного и иностранного языков, литературы, истории, при формировании и усвоении понятий, низкая самооценка, неуверенность в себе, часто сопровождающиеся агрессивным и вызывающим поведением, низкая учебная мотивация. У этих подростков, как правило, есть любимый школьный предмет или внешкольное занятие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Книги похожие на "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Тарханова

Ирина Тарханова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Отзывы читателей о книге "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.