» » » » Владимир Иванов - Этика. Краткий курс


Авторские права

Владимир Иванов - Этика. Краткий курс

Здесь можно купить и скачать "Владимир Иванов - Этика. Краткий курс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Иванов - Этика. Краткий курс
Рейтинг:
Название:
Этика. Краткий курс
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-49807-345-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этика. Краткий курс"

Описание и краткое содержание "Этика. Краткий курс" читать бесплатно онлайн.



Этика, самая «человечная» из учебных дисциплин, погружает читателя в мир нравственности и морали. Именно нравственность, по мнению автора этого пособия, заслуженного деятеля науки РФ В. Г. Иванова, является мостиком, соединяющим человека с Богом и Вселенной. Мораль же – осознание этой связи.

В пособии, в соответствии с программой курса, рассматриваются основные проблемы и категории этики, проводится четкое разграничение между нравственностью и моралью. Анализируя нравственную культуру и моральные ценности, автор четко придерживается принципа историзма, обращаясь к таким явлениям, как институт рыцарства, мораль и нравственность светских феодалов, нравы бюргерства и др. Значительное место в пособии отведено смыслу жизни человека и судьбам человечества. Для облегчения усвоения материала приведены контрольные вопросы к курсу (по главам) и список дополнительной литературы.






На основе социально-политических и религиозных противоречий произошло отделение от ортодоксального ислама шиитов (от слова «шиа» – группировка). Они признавали священное откровение Корана, но отрицали предание (Сунну), поэтому за сторонниками ортодоксии сохранилось название суннитов. Суть их позиции выразил Малик ибн Анас (713–795): «Знание трояко: ясная книга Аллаха, Сунна и "не ведаю"». Им противостояла точка зрения батынитов («ищущих скрытый смысл» в Коране). Взгляды батынитов проявились в двух наиболее влиятельных оппозиционных направлениях – мутазилитов (от слова «отошедшие, отделившиеся») и суфиев (от слова «суфа» – грубый плащ из овечьей шерсти). Наиболее радикальной точкой зрения на свободу человека было учение ан-Наззама (умер в 845 г.), который считал, что человек свободен в выборе поступков, следствием чего и является – после его смерти – воздаяние сообразно с совершенными человеком дурными или благими деяниями. Мутазилиты считали необходимым для укрепления веры обращаться к разуму, тогда как суфии обращались к чувству, противопоставляя сухой догме суннитов искреннее, доведенное до мистического экстаза чувство любви к Аллаху и идею личного нравственного совершенствования. Оппозиционное направление дало толчок к мощному взлету поэзии, в том числе и той, что использовала традицию суфийского символизма для выражения вольнодумных идей – Абу-аль Ала ал-Маари (973-1016), Омар Хайям (ок. 1048–1131).

Великие арабоязычные мыслители аль-Кинди (800–879), аль-Фараби (873/74-950), Ибн Сина (980-1037), Ибн Туфейль (11101185), Ибн-Рушд (1126–1198) и Ибн Халдун (1332–1406) развивали учение Аристотеля, опираясь на разум. Они доказывали реальность свободы выбора между добром и злом; обосновывали сознательный выбор пути нравственного совершенствования. Социально-нравственным идеалом для них являлся город с мудрым и справедливым правителем. Только Ибн Халдун, полагавший, что решающая роль в изменении нравов принадлежит исторически закономерным изменениям в укладе хозяйственной жизни, не разделял утопизма своих предшественников.

Византия

Тысячелетняя история византийской этики при внешней традиционной монотонности внутренне противоречива. Развитие византийской этики в IV – середине VII вв. определялось борьбой с позднеантичными философско-этическими концепциями, ересями и постепенной выработкой ортодоксальной системы богословия.

Критиком христианства в IV в. выступал император Юлиан (331363), пытавшийся вернуться к языческим богам. Он высмеивал невежество и лицемерие проповедников христианства, считая, что подлинным наставником может быть только тот, кто достиг вершин добродетели.

Xристианские богословы отвечали морализаторской критикой античной мифологии. Широкое распространение получает «учительная литература». Василий Кесарийский (330–379) в своеобразной программе нравственного воспитания «О том, как молодым людям извлечь пользу из языческих книг» рекомендовал заимствовать те места, где восхваляется добродетель и порицается порок. Написанный им «Шестоднев» оказался своего рода учебным пособием, настав ляющим в христианских добродетелях. Писатель-моралист Иоанн Златоуст (344/354—407) посвятил всю свою деятельность вопросам практической этики. Пороку, воплощенному в роскоши и стяжательстве, противопоставлены любовь и милосердие.

Наиболее полно учение о человеке было разработано Иоанном Дамаскиным (ок. 675 – ок. 750), виднейшим теологом православия. Его главное произведение «Источник знания» явилось полным сводом богословско-философского знания. Этику он включал в практическую философию, которая упорядочивает нравы и учит, какой образ жизни нужно вести. Его этика – это этика служения богу, «смирения и веры, любви и надежды», которые подкрепляют мудрость, а мудрость обосновывает и веру, и любовь к богу.

Нравоучительный характер христианской этики непосредственно выражен и в агиографии (житийной литературе). Этические суждения и практическая мораль допускали мирские добродетели и не отрицали ценностей земной жизни. От доброго христианина требовалось помнить об основной задаче: подготовиться к смерти и воскресению. Поэтому ценность труда не в создании материальных благ, а в приучении человека к дисциплине, преодолении лености, воспитании самоуничижения.

Своеобразием византийской этической концепции был более или менее четко выраженный индивидуализм и религиозно-этический оптимизм. Связь неба и земли, бога и человека подчеркивалась не только идеей о нисхождении святого духа непосредственно от бога к человеку, но и утверждением возможности «обожения» человека.

Светская этика в Византии многое унаследовала от античной традиции, переосмысленной под влиянием религиозной морали. Наиболее полно предписания житейской морали представлены в «Стратегиконе» Кекавмена (1015/1020 – ок. 1078). Советы Кекавмена имели целью достижение благосостояния, успеха, содействия окружающим. Он рассматривал все с точки зрения практической морали, исходя из земных интересов. Кекавмен считал, что человеческая природа непостоянна, обращается то ко злу, то к добру. Поэтому в отношениях с людьми требуются осторожность и осмотрительность. В превратностях жизни лучше рассчитывать на самого себя. Здравый ум, смекалка, опыт и предусмотрительность надежнее, чем опора на кого-либо. Человеку следует трудиться, честно исполнять свои обязанности. Кекавмен не сомневался в том, что именно человек – творец своих поступков.

Философ и историк Михаил Пселл (1018 – ок. 1097) подчеркивал противоречивость и изменчивость человеческой личности, утверждая первенство свободной воли человека, определяемой его природой и воспитанием. Он высоко оценивал дружбу как род универсальной добродетели, способной заменить многие другие. Продолжателями этого, по преимуществу светского, направления были Никифор Григора (ок. 1295–1360) и Георгий Гемист Плифон (ок. 1360–1452). Рационалистичная этика Плифона изложена в трактате «О добродетелях». Человек нравственный поступает свободно, поскольку может жить как хочет, не становясь рабом низменных страстей. Человеческая деятельность – основание добродетелей: мудрости, воздержанности, мужества и справедливости. Важную роль в этике Плифона играли добродетели порядочности и гражданственности. Долг гражданина – жить для блага общества.

Гуманистические идеи, проявившиеся в светской этике XI–XV вв., сыграли роль в пробуждении интереса к античности в эпоху раннего Возрождения. Значительно влияние византийской духовной культуры на восточных (Киевская Русь) и юго-восточных славян, в Армении и Грузии.

Киевская и Московская Русь

Этические учения в Киевской Руси возникли с принятием христианства и распространением письменности. Традиционные нормы родо-племенной морали переосмысливались, приспосабливались к евангельским заповедям, а евангельские заповеди видоизменялись под давлением прежних традиций.

Деятельность создателей славянской письменности Кирилла (826/27-869) и Мефодия (820–885), перевод Священного Писания, а затем и трудов византийских богословов и проповедников, а также сборники изречений нравственно-поучительного характера «Златоструй», «Пчела», «Маргарит», «Хроники» византийских историков предоставляли разнообразную пищу для ума. Ко времени правления Ярослава Мудрого (1015–1054) в Киеве уже была составлена целая библиотека переведенных и отечественных богослужебных и учительных книг.

Укрепление великокняжеской власти Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом (1053–1125) поддерживалось церковными деятелями, способствовавшими освобождению от византийской церковной опеки. В их числе сподвижники Ярослава Мудрого: первый русский епископ Новгорода Лука Жидята (умер в 1059), первый Киевский митрополит Иларион (XI в.), Иоанн (конец XI в.) – составитель «Изборника 1076 года», современник Владимира Мономаха Климент Смолятич, епископ Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 1182).

Их объединяет приверженность к религиозному рационализму, обращенность к миру. Опираясь на тексты Священного Писания, труды «отцов церкви», они стремились приспособить христианское вероучение к действительным отношениям в Киевской Руси.

Лука Жидята в «Поучении братии» учил быть правдивым, избегать ссор, заботиться о нищих и слугах. Иларион в «Слове о Законе и Благодати» подчеркнул историческую преемственность и одновременно преодоление этической ограниченности Декалога Моисея в Нагорной проповеди Христа. Закон узок, он разобщает народы, истина универсальна, всеобъемлюща, тождественна благодати. Учение христианства освобождает от всякого гнета. Любой христианин может стать сыном и причастником бога. Оптимизм, гуманность и убежденность в ценности человеческой жизни пронизывает творение Илариона.

Среди ранней светской этической литературы XI в. интерес представляет «Изборник 1076 года», в основном посвященный проблемам морали. Он был первым вариантом «Домостроя» или «Наставлений», подобным «Стратегикону» Кекавмена. Терпение, трудолюбие и послушание, как сказано в «Изборнике», есть спасение от злых дел и крамольных разговоров. В «Поучении» Владимира Мономаха представлены проблемы общественные, государственные и глубоко личные. Обращаясь к своим детям, он подчеркивает моральные принципы: «Страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную – это начало всякого добра».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этика. Краткий курс"

Книги похожие на "Этика. Краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Иванов

Владимир Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Иванов - Этика. Краткий курс"

Отзывы читателей о книге "Этика. Краткий курс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.