» » » » Евгения Широкова - Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)


Авторские права

Евгения Широкова - Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)

Здесь можно купить и скачать "Евгения Широкова - Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Широкова - Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)
Рейтинг:
Название:
Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-7205-1010-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)"

Описание и краткое содержание "Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)" читать бесплатно онлайн.



В постатейном комментарии к Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования», введенному в действие с 19 июля 1999 г., на основе действующего законодательства, с учетом тенденций нового Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», сфера действия которого, не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами, автор освещает вопросы юридической природы страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного социального страхования РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; судебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам и пени; взыскания финансовых санкций за неуплату страховых взносов; реализации субъективных прав и обязанностей государственного внебюджетного фонда, правопонимания страховых взносов; градации их плательщиков и элементов юридической конструкции.

Издание рассчитано на научных работников – юристов, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов. Работа может быть полезной также для судей и работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Текст Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» приводится по состоянию на 24 июля 2009 г.






Таким образом, понятие «тариф» используется в случае необходимости установить процентное соотношение расчетной базы страхового взноса.

Однако Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» содержит исключение в отношении страховых взносов, уплачиваемых страхователями за себя. К установлению указанной категории страховых взносов такой элемент, как тариф, не применяется, поскольку фиксированный платеж является твердым.

Не применяется тариф и к установлению страховых взносов на обязательное медицинское страхование, поскольку нормативный платеж в расчете на одного жителя в год устанавливается в твердой сумме, на его основании в соответствующих бюджетах закладывается конкретная сумма, исходя из пропорции которой осуществляется расчет страховых взносов, подлежащих уплате (ст. 17 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. На 2008 г. для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных (а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска установлены ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 186-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»[21].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что правовая природа налоговой ставки совпадает с правовой природой страхового тарифа, а причина различного наименования сходных по существу элементов состоит в специфике страховых правоотношений и как следствие – разработке для последних специальных терминов.

В комментируемой статье наряду с понятиями «страховой взнос» и «тариф страхового взноса» дается определение понятий «социальный страховой риск» и «страховой случай».

Сущность дефиниции «социальный страховой риск» заключается в следующем:

рисковые события, от которых проводится социальное страхование, касаются и неработающих граждан;

предлагается определение понятия не просто социального риска, а социального страхового риска. Это дает основание полагать, что законодатель четко осознавал фактическое существование опасных, неблагоприятных событий, которые признаются социальными рисками, и иных событий, также воздействующих на социальное положение и материальное благополучие граждан, но не являющихся страховыми случаями. К последним, как известно, относятся события и/или их последствия, возникшие вследствие умысла, грубой неосторожности застрахованного лица и др[22].

Примерным показателем раскрытия понятия страхового случая можно считать письмо ФСС РФ от 18 августа 2004 г. № 02—18/11-5676 согласно которому одним страховым случаем временной нетрудоспособности следует считать случай временной нетрудоспособности, завершенный одним законченным периодом нетрудоспособности, удостоверенный листком нетрудоспособности (с учетом всех листков нетрудоспособности, выданных в продолжение первичного листка нетрудоспособности)[23].

Сущность дефиниции «обеспечение по обязательному социальному страхованию» являет собой обязательство страховщика выплатить застрахованному лицу нормативно – определенную страховую сумму.

Говоря о страховом стаже применительно к обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации, следует обратиться к ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Таким образом, с 1 января 2002 г. уже не трудовой, а страховой стаж является условием, определяющим право на трудовую пенсию.

О страховом стаже в сфере обязательного социального страхования необходимо знать следующее.

Выплату пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами предусматривает ст. 183 Трудового кодекса РФ. Однако такие законы, необходимость принятия которых вытекает из комментируемой статьи, до недавнего времени отсутствовали.

В связи с этим Конституционный Суд РФ вынес Определение от 2 марта 2006 г. № 16-О[24], в котором обязал федерального законодателя урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение в случае болезни и ввести новый правовой порядок не позднее 1 января 2007 г. Это сделал Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

6 февраля 2007 г. Минздравсоцразвития России издан приказ № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»[25]. Таким образом, механизм подсчета страхового стажа законодательно определен.

Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Принцип государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика является прямым следствием принципа государственного регулирования системы обязательного социального страхования и заключается в наличии системы государственного контроля за финансовой деятельностью страховщиков.

Ярким примером воплощения данных принципов явилось принятие Конституционным Судом РФ 10 июля 2007 г. Постановления № 9-П, согласно которому впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования – исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами – право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета[26].

Принцип обязательности уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов состоит в следующем.

В Определении от 12 апреля 2005 г. № 165-О Конституционный Суд РФ исходит из того, что страховые взносы по своей правовой природе не являются налоговыми платежами[27].

Что же сближает страховые взносы и налоги?

Как показывают научная теория и законодательство, – обязательность их уплаты, обеспечиваемая сходными мерами контроля и государственного принуждения[28]. Этот признак выражается в том, что уплата как налогов, так и страховых взносов обусловлена государственной необходимостью. Поэтому неуплата как налога, так и страхового взноса влечет ответственность в виде наложения на неплательщиков штрафных (налоговых санкций в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ и финансовых санкций – ст. 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), а также сопровождается начислением пени (ст. 75 Налогового кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст. 22.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ст. 27 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). В остальном их признаки качественно не совпадают.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)"

Книги похожие на "Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Широкова

Евгения Широкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Широкова - Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)"

Отзывы читателей о книге "Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.