Франсиско Карвахал - Великий пост и Пасхальное время

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великий пост и Пасхальное время"
Описание и краткое содержание "Великий пост и Пасхальное время" читать бесплатно онлайн.
Автор размышляет о времени Великого Поста и Пасхи, беседуя с читателем о духовной подготовке к воспоминанию Страстей и Воскресения нашего Господа, делясь своим опытом и размышлениями, внимательно прочитывая Священного Писания и слушая голос литургии Церкви.
Для читателей, желающих понять христианский взгляд на жизнь и ее проблемы в целом.
Бог Отец обращается через Иисуса Христа ко всем людям всех времен. Его голос особым образом звучит в каждую конкретную эпоху через посредство Церковного Учительства, которое неустанно ищет путей, дабы приблизить человечеству тайну своего Учителя и Господа: народам и племенам, всем новым поколениям, каждому конкретному человеку[186].
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса[187]. Уже не было Илии и Моисея. Видели только Иисуса, Того, Которого знали, Который порой бывал голоден, уставал, Которого, несмотря на все Его старания, не всегда понимали… Иисуса без всяких признаков славы. Именно таким ученики и привыкли видеть Господа, видение Его преображенным было чем-то исключительным:
Петр еще не понимал этого, поскольку хотел жить со Христом на горе. Ты получишь это, Петр, но только после смерти. Но теперь Господь говорит: спустись с горы, чтобы трудиться на земле, дабы служить на земле.[188]
Мы должны научиться встречать Иисуса, прежде всего, в нашей повседневной жизни: на работе, на улице, среди нашего окружения, в таинстве покаяния, а главное – в святой Евхаристии, в которой Он присутствует истинно, реально и сущностно. Мы должны научиться открывать Господа в обычных событиях и ситуациях, в повседневности, избегая искушения видеть Его в каких-либо сверхъестественных явлениях.
Мы не должны забывать, что Иисус, с которым на горе Фавор были три Его избранных ученика, является тем же Иисусом, который каждый день пребывает рядом с нами. Когда Бог дарует вам благодать ощущать Его присутствие и хочет, чтобы вы разговаривали с Ним как с лучшим другом, представьте Ему, добровольно и с полным доверием, ваши чувства. Ибо Он предупреждает тех, кто жаждет Его, наперед давая им познать себя (Прем 6,14). Не дожидаясь, когда вы приблизитесь к Нему, Он предупреждает вас, когда вы жаждете Его любви, и встает перед вами, даруя вам благодать и те средства, в которых вы нуждаетесь. Он хочет от вас только одного единственного слова, дабы доказать вам, что находится рядом с вами и готов выслушать вас и утешить: уши Его обращены к молитве праведника (Пс 34(33),16)… Иные друзья, друзья мирские, какое-то время проводят в общении, а какое-то – в разлуке; но между вами и Богом, если только захотите, может не быть ни единой минуты разлуки.[189]
Разве наша жизнь в период этого Великого Поста, да и в любой другой период, не была бы другой, если бы мы чаще вспоминали о присутствии Божием в повседневной жизни, если бы мы старались произносить больше молитвенных воззваний, совершать больше поступков, продиктованных любовью и желанием принести удовлетворение за совершенные грехи? Вот тебе, для ежедневного испытания совести: “Провел ли я хоть час, не обращаясь к Богу, моему Отцу? Говорил ли я с Ним как любящий сын?” Что-что, а это ты можешь![190]
Вторая неделя Великого Поста – Понедельник
13. Совесть – свет души
1. Совесть – это свет нашей жизни. Однако совесть может быть извращенной и косной.
2. Чуткая совесть как плод воспитания. Учение и жизнь.
3. Быть светом миру. Ответственность.
13.1 О, если бы вы ныне послушали гласа Его: “Не ожесточите сердца вашего”[191], – эти слова звучат ежедневно во время великопостной литургии часов. Ежедневно и многообразно Бог обращается к сердцу каждого из нас.
Наша молитва во время Великого Поста имеет своей целью пробудить нашу совесть, сделать нас более отзывчивыми на глас Божий. ”Не ожесточите сердца вашего”, – взывает псалмопевец. Действительно, смерть совести, ее равнодушие по отношению к добру и злу, ее извращения становятся величайшей опасностью для человека. Косвенно они также представляют угрозу и для общества, поскольку именно от совести каждого человека зависит, в конечном счете, уровень общественной морали[192]. Совесть – это свет души, глубочайшей сущности человека. И если этот свет погаснет, человек окажется во тьме и сможет принести много вреда себе и другим.
Светильник тела есть око[193], – говорит Господь. Светильником души является совесть, и если она должным образом сформирована, то способна освещать путь, которым человек может прийти к Богу. Если даже ему случится споткнуться и упасть, он всегда сможет встать и пойти дальше. Тот, кто допускает, чтобы его внутренняя чувствительность по отношению к делам Божиим “впала в спячку” или “омертвела”, не слышит предостережений и “блуждает”. Это – самое большое несчастье, которое может произойти с человеком в его земной жизни. Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, – говорит пророк Исаия[194], – тьму почитают светом, а свет – тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое – горьким.
Иисус сравнивает действие совести с функцией зрения в нашей жизни. Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?[195]. Человек с неповрежденным зрением видит вещи такими, какие они есть, без искажений. Больные глаза не видят либо искажают реальность, обманывают человека.
Если кто-то в делах повседневной жизни, основываясь на ложных данных, совершит какую-либо ошибку, это может привести к причинению вреда и к неприятностям, которые, однако, не имеют большого значения. Когда же такая ошибка касается жизни вечной, ее последствия безмерны.
“Повреждение” совести может наступить вследствие отсутствия необходимых знаний в области веры, либо по причине злой воли, гордости, чувственности, лени… Господь, скорбящий от того, что иудеи не принимают Его проповеди, говорит об их добровольном решении – не хотят верить[196], – Он не пытается все объяснить объективными трудностями. Неверие является следствием добровольного выбора: Почему вы не понимаете речи моей? Потому, что не можете слышать слова Моего[197]. Страсти и недостаток искренности по отношению к самому себе приводят к тому, что человек начинает рассуждать в соответствии со своим образом жизни, в соответствии со своими пороками и злыми навыками, от которых он не хочет избавиться. В этом случае отсутствует добрая воля, сердце ожесточается, а совесть впадает в спячку, поскольку уже не указывает того истинного пути, который ведет к Богу; совесть теперь – как сломанный дорожный указатель, из-за которого заблудилось множество людей. Человек с ожесточившимся сердцем и поврежденной совестью, хотя и может обладать жизненной энергией и физическим здоровьем, является больным духовно, и следует кое-что предпринять, дабы вернуть ему душевное здоровье.[198]
Великий Пост – это подходящее время, чтобы испросить у Господа помощи в воспитании нашей совести, и задаться вопросом: насколько мы в самом деле искренни по отношению к самим себе, Богу и тем людям, которые уполномочены давать нам советы от Его имени.
13.2 Свет, который есть в нас, не исходит изнутри, из нашей собственной личности, но от Иисуса Христа. Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме[199], – говорит Иисус. Его свет просвещает нашу совесть, более того, он может нас самих превратить в свет, который будет освещать жизнь других людей: Вы свет миру[200]. Господь хочет, чтобы мы, как христиане, были светом Христовым, освещали путь другим людям. Мы должны делать это словом, а в особенности, – образцовым исполнением наших профессиональных, семейных и общественных обязанностей. Нам следует осознать, что существуют границы, которых мы не должны переступать, если уважаем свое достоинство и христианские нравственные ценности; нам следует отдавать себе отчет в том, какое именно добро мы должны делать и в действительности делать его; нам следует представлять, каких именно упущений в своей профессиональной деятельности ни за что не может себе позволить порядочный человек и добрый христианин, и в действительности не допускать их. Если же случится ошибка, нам следует тут же исправить ее: просить прощения и компенсировать причиненный вред. Мать семейства, призванная освящать свой домашний очаг, должна задуматься сегодня о том, насколько она показывает пример образцового исполнения религиозных обязанностей, живет ли она скромно, умеет ли владеть своим настроением, достаточно ли времени уделяет детям и дому… Предприниматель должен спросить себя, прилагает ли он достаточно усилий, чтобы освоить социальную доктрину Церкви, применяет ли он ее положения на практике, на своем предприятии, справедливо ли он оплачивает труд работников и т. д.
Наша христианская жизнь становится намного богаче, если мы, занимаясь повседневными делами, прислушиваемся к учению, провозглашаемому Господом посредством Церкви. Если мы начинаем им руководствоваться, учение обретает свою силу. Знание учения и умение должным образом применять его в жизни – это удел правильно сформированной совести. Когда вследствие невежества, которое в большей или меньшей степени может быть поставлено человеку в вину, он не знает учения, либо когда не применяет его на практике, хотя и знает его, не может быть и речи о христианской жизни и прогрессе на пути к святости.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великий пост и Пасхальное время"
Книги похожие на "Великий пост и Пасхальное время" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Франсиско Карвахал - Великий пост и Пасхальное время"
Отзывы читателей о книге "Великий пост и Пасхальное время", комментарии и мнения людей о произведении.