Маргарита Городова - Священное наследие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Священное наследие"
Описание и краткое содержание "Священное наследие" читать бесплатно онлайн.
Авторами проведено фундаментальное философское исследование. Вопросы истории, философии и теории древнерусской архитектуры осмысливаются как неотъемлемые от вопроса самой сути возникновения феномена Святой Руси.
Это серьезное и многогранное исследование не только в области архитектуры, но и духовной сущности истории и культуры. Современных архитекторов, проектирующих в исторических городах, эта книга может подвигнуть на переосмысление своих архитектурных творений, поможет впитать традиционные формы творческого метода, дабы своими произведениями следовать стопами исторической памяти и не причинить вреда древнему духу «города-дома». Книга является напоминанием соотечественникам об изначальной сути нашего общего «дома» – образа-дома, дома-града, града-Руси. Триединства – прошлого, настоящего и будущего.
Во-первых, сколь ни модна эта теория сейчас, она не выдерживает критики именно «справа». В ней есть неразрешимые противоречия. Из Священного писания и преданий Церкви мы знаем, что Господь на Страшном суде судить будет не цивилизации, но народы, которые, в действительности, и являются субъектами истории. Во-вторых, именно народы, а не цивилизация их исторически объединяющая, обладают тем, что Тойнби называет душой нации. Вне всякого сомнения, раскол в душе, потеря веры в священные идеалы, потеря системы ценностей ведет народ к гибели. Но это не обязательно сказывается на общем цивилизационном поле. Даже народ-лидер может сойти с исторической сцены, а цивилизация будет жить, да еще и процветать. Греки в пятнадцатом веке попали в рабство исламскому миру, а ныне находятся в рабстве у мира западноевропейского, а цивилизация, где они долгое время сохраняли лидирующие позиции, живет под главенством русского народа, который, увы, переживает сейчас фазу душевного надлома. В-третьих, если народы, в конечном счете, творение Божьего промысла, нации есть плод исторического процесса развития державных этносов, то цивилизации есть плод человеческого творчества, по причине чего они не столь долговечны, как народы и нации. В-четвертых, границы цивилизаций не остаются неизменными. Долгое время вся Европа входила в одну Христианскую цивилизацию. Западноевропейская же цивилизация была лишь плодом религиозного надлома западных христианских народов, надлома, который продолжился протестантской революцией и конечной апостасией. Современный Запад – это не Европа, это – антиевропейский союз антитрадиционных государств. Верность общей Европейской цивилизации ныне определяется верностью Христианству, и в этом смысле потаенная, православная Русь несомненно принадлежит не какой-то там восточноевропейской цивилизации, наравне с малыми европейскими этносами: поляками, болгарами и молдаванами, а древней, единой Христианской Европейской ойкумене, «Вечному Риму». С другой стороны, способность России принимать и перерабатывать инновации с Востока и Запада и делать их неотъемлемой частью собственной самобытной культуры говорит только об одном; мы действительно особая и уникальная цивилизация.
Тойнби, многие его предшественники и последователи в основу цивилизационной теории кладут фактор веры, религиозную константу этносов. Однако дело обстоит иным образом. Цивилизации складываются издревле, и являются неизменными в своем стержневом качестве, со своим неизменяемым кодом. Цивилизации являются производными от этногенетических факторов становления ее носителей, от их исторического и национального уклада. Еще в начале XIX века граф Гобино справедливо указывал, что Христианство не рождало цивилизаций, но одухотворяло их. С ним спорит К.Н. Леонтьев, который писал, что «у греческой нации было две цивилизации: древнеэллинская, классическая и христиано-византийская». Однако представляется, что корректней было бы вести речь о единой антично-римской цивилизации, оставшейся все тем же миром Вечной Империи и после принятия христианской религии в качестве официальной. Отсюда и не до конца понятая культурно-историческая ценность языческого наследия народов. Многое зависело от готовности того или иного народа принять Свет Евангельской Истины.
Например, народ Русский получил в дар веру Православную и сумел сохранить ее в первозданной апостольской чистоте. В нашем язычестве не просто уже родилась наша цивилизация, в этом смысле, единая с другими индоевропейскими народами, но и в нем наш этнос приуготовлялся, созревал до принятия высшей Истины по воле Творца. Безусловно, мы не можем игнорировать это наше языческое прошлое – основу нашей цивилизации. Мы должны тщательно и любовно его изучать, не боясь неопаганических рецидивов постсоветского социума.
Правильное понимание нашего языческого прошлого в уважении к нему, при четком понимании того, что наши предки сознательно выбрали Свет Христовой Веры, которая не отнимала «национальных богов», но дарила веру в Бога, при которой все велесы и перуны переставали страшить своим «непостоянным нравом» человека древности, делая его не только духовно более возвышенным, но и более смелым, не лишая его воинского духа, но укрепляя героическое начало в человеке, рожденного быть не послушной игрушкой в руках непознанных стихий и природных явлений, но сыном Божиим, лишенным страха перед мирозданием. В связи с этим важен вопрос, который мы уже частично разрешили выше: национальное самосознание этноса, когда оно полностью сложилось, претерпело ли перемены, не изменило ли воцерковление народа русского его национального самосознания?
Сама идея народа нашего о себе как о народе именно святорусском древнее христианизации. Самоощущение этноса складывалось издревле под влиянием его древнего национального мифа. Ощущение особой своей исторической миссии отразилось и в отношении к своему племени, в совокупности всех его поколений, как к племени, наделенному особой святостью. И это ощущение было освящено и укреплено Христовой верой.
Как мы уже писали выше, единая религия, преемственность религиозно-духовных категорий очень важны для этноса, чтобы на протяжении длительного исторического времени сохранять неизменной свою национальную идентичность. И.Е. Забелин писал: «Народ как один человек имеет ум, склад мысли… народ не есть мужик или барин, а это есть дух, особый нрав, обычай, особая сила, которая все переделывает по-своему…. В России корень – мир, община, произошедшая из рода. Государство, общество состояло из родичей. Личность же поглощалась идеями и понятиями рода». Род стоял на страже духовного мира человека. Измени дух народа, и от народа останутся одни ошметки. Внуши народу мысли о приоритете его «несравненной личности» перед всем остальным – и навсегда рвутся духовные и родовые нити духовного, этнического и государственного единства. Дух народа, по сути, определяет в народе и все остальное. Дух этноса отвечает за то, что в образующемся сообществе единого народа формируется и созревает сложное, но вполне определенное представление о мире и жизни… Стихийная душа, дух народный. Для слабых характеров дух народный заменяет характер. Для слабых умов он дает стихийный ум. Он возмещает недостаток воли и чувства, он есть то таинственное существо, которое греки зовут гением. Теперь, побывав несколько дней среди представителей народных, особенно остро чувствуешь, как гений русский как будто отлетел. Исчез наш собирательный ум, наш древний здравый смысл, который когда-то составлял русскую гордость… Поляки безмозглые потому, что раньше были обработаны чужой и в значительной степени еврейской мыслью. Пришел, очевидно, и наш черед!!!». Ситуация сейчас, по сравнению с началом века XX, не улучшилась, и все же у нас не отобрана окончательно возможность героическим усилием вернуть себе здравый смысл и наследованный через тысячелетия уникальный национальный дух.
Испанский философ Ортега-и-Гасет исходит из того, что первоначально складывающееся у народов мировоззрение может быть только религиозным. Отдельный индивидуум или группа индивидуумов могут жить, имея нерелигиозное представление о мире, но народ как таковой не может иметь иных идей о мире, кроме религиозных. Эти идеи определяют его историческую жизнь. Эта жизнь не может быть познаваема без духовной жизни в единой с народом религиозной традиции. Итак, мы можем констатировать, что становление нашего этноса, оформление его как нации – особой исторической общности складывалось в едином духовном поле Православной веры, что в корне отличает нас от многих больших европейских народов, чьи национально-государственные институты зачастую переживали фазу духовного надлома и смены религиозных идеалов народа. Стоит вспомнить только о периоде реформации, когда безжалостно уничтожались протестантами еще недавно столь дорогие народному сердцу святыни католической церкви, что привело и дух народа к серьезным мутациям. Становление же европейских буржуазных наций вообще происходило под знаменами антиклерикализма, что на деле оборачивалось всеобщим отступлением от христианства.
Таким образом, историческое становление русской нации ее этических идеалов, начало ее государственного творчества определяется ее древностью в сравнении с другими европейскими этносами. Русская нация формировалась в определенном духовном поле Православной веры, хранимой национальным гением русского племени как державообразующего стержневого народа. Становление нации происходило эволюционно, но фундамент осознанного национального единства и единства исторической судьбы всего русского племени был заложен тысячу лет назад и связан с крещением при князе Владимире всего народа русского.
Небуржуазный, традиционный, сугубо родовой, религиозно обусловленный характер становления русской нации создал, с одной стороны, монолит этнически однородной исторической общности, когда невозможно говорить о полиэтничности русской нации, совершенно произвольно включая в нее другие этносы России; с другой стороны, поставил перед нами новую историческую задачу по включению иных, союзных русскому народу в его государственном строительстве этносов в некую новую историческую общность. Процесс становления суперэтноса или супернации российской был прерван в 1917 году. Этот процесс исходил из непреложного факта лидирующей роли русского племени в этом новом историческом имперском единстве буржуазной эпохи. Не случайно вся совокупность имперских народов в литературе обозначалась не иначе как русской. Под русскими народами хотели разуметь некое имперское единство нового суперэтноса, соотносимого с ромеями Византийской полиэтничной империи. Современные попытки расплавить русских и другие народы в едином котле внеконфессиональной, вненациональной, внеэтической, необуржуазной российской нации – процесс антиисторический и бесперспективный. Издревле сложившаяся русская нация может стать только имперским ядром для всех новых исторических надэтнических объединений, но никак не может быть нивелирована и лишена своего исторического и национального лица в угоду химерам безнационального россиянства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Священное наследие"
Книги похожие на "Священное наследие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Маргарита Городова - Священное наследие"
Отзывы читателей о книге "Священное наследие", комментарии и мнения людей о произведении.