» » » » Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ


Авторские права

Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ

Здесь можно купить и скачать "Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ
Рейтинг:
Название:
Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-227-05083-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ"

Описание и краткое содержание "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ" читать бесплатно онлайн.



«Восьмым чудом света» назвали западные журналисты открывшуюся в 1939 году в Москве Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Какие цели преследовали организаторы и создатели этого грандиозного комплекса? Что скрывается за фасадами сохранившихся и уничтоженных «дворцов»? О прошлом и настоящем этого выдающегося исторического и архитектурного памятника рассказывает книга известного москвоведа О. А. Зиновьевой.






Древние греки, организаторы коринфского ордера, использовали мотив аканта в создании формы капители. Древние римляне отдавали особое предпочтение аканту как главному декоративному элементу своих любимых архитектурных ордеров – коринфского и композитного.

В эпоху Возрождения орнамент, созданный на основе листьев аканта, встречался в любых предметах декоративного искусства, будь то резной алтарь, торжественный портал, мебель, посуда, шпалеры или мраморные рельефы. Это популярное растение, насчитывающее около 20 видов и произрастающее в Средиземноморском регионе, овеяно легендами и отвечало самой сути отношения готики к природе как к таинственному и прекрасному миру.


Листья аканта, коробочки хлопка в оформлении капители. Павильон № 31 «Лен и другие прядильные культуры» (1939), «Конопля», «Геология» (1963)


Листья аканта, рожь, яблоки в капители колонны. Павильон № 71 «РСФСР» (1954). Скульпторы Н. Томский, М. Бабурин, Д. Шварц, В. Цигаль, Л. Кербель; архитекторы Р. Бегунц, С. Никулин


Советская художественная мысль вплетала в чужеродные листья аканта свои родные колосья и дубовые листья.

Дерево в целом как часть дикой природы использовалось в качестве символа преображенной или побежденной природы, часто в окружении юных мичуринцев или пионеров-са до водов. В сочетании с молодыми представителями страны молодое деревце напоминало о счастливом будущем, которое открывается юным гражданам. В стране шла индустриализация и, как следствие, урбанизация. По сути, осуществлялось наступление на старые устои сельской жизни в ее взаимодействии с природой. Коллективизация была индустриализацией крестьянского труда с укрупнением сел и превращением их в агрогорода.


Древо жизни с цветами и плодами в наивно-мифологическом стиле. Решетка дворового фасада. Строение № 118 «Чай-кондитер», «Главкондитер», «Главчай», кафе «Лето», кафе «Астория» (1938). Перестроено в 1954 г.


ВСХВ и ВДНХ населяют самые разные животные, прирученные человеком и приносящие ему пользу. В этом изобилии рельефов, масок, скульптур и мозаик прослеживается несколько мотивов. С одной стороны, это вечная тема покорения природы и служения природы на благо рабочего и колхозника в успешных советских колхозах и совхозах. С другой стороны, мы не должны забывать об историческом значении символов животного происхождения, которые закрепились в массовом сознании и подсознании.

Давайте и мы попробуем поразмышлять о роли животного мира на территории выставки.




Посадка деревьев и сбор урожая пионерами. Барельеф на фронтоне. Райское дерево с плодами. Павильон № 8 «Юные натуралисты» (1954). Архитекторы Н. Гришин, Д. Витухин, А. Гольдин


Вполне понятно, что на многих павильонах советских республик, специализирующихся в области животноводства, мы видим основных представителей, прирученных человеком многие тысячелетия назад: корову или быка, овцу, реже козу. Советские эпические панно превращают этих животных в сакральных, опираясь на древние традиции Месопотамии, Египта, Древней Греции и Рима.

В древнейших культурах, где, видимо, преобладал или был первым приручен крупный рогатый скот, корова и бык являлись символами космических сил, верховной божественной парой, давшей начало миру. Бык представлял собой активный аспект созидательной силы Вселенной, а корова – пассивный, она персонифицировала матерь-землю, олицетворяла космическое лоно, в котором вынашивалось все существующее. Полукруглые рога коровы символизировали месяц, ее молоко ассоциировалось с Млечным Путем и плодородием, изобилием, благоденствием. В древних цивилизациях встречаются также изображения коровы с диском солнца между рогами, как небесной коровы-матери, которая заботится о солнце в течение ночи. В связи с этим ночным предначертанием лунные богини зачастую изображались с коровьими рогами. Корову, мирно пасущуюся среди людей, мы видим на деревянном фронтоне павильона «Карелия», один из настенных барельефов павильона «Эстонская ССР» представляет нам храмовую сцену, где под сакральным дубом две неземные эстонские девушки с отрешенными взглядами ухаживают за божественной коровой под сакральным дубом и получают от нее молоко.

Совсем иное значение имеет бык как активно-агрессивная сила природы. Человек вечно борется с быком, покоряет его. Высоко над портиком павильона «Мясная промышленность», пилястры которого украшают головы быков, могучий богатырь-пастух микеланджеловского телосложения сумел обуздать мощного быка железной цепью. Сочетание эпической скульптуры с вполне утилитарным сооружением, хотя и возведенным в лучших традициях классического храма, позволяет задуматься над тем, как непросто государству давалась пищевая, а особенно мясная отрасль.


Скульптурная группа с быком на фронтоне. Павильон № 51 «Мясная промышленность», «Главмясо» (1954). Архитекторы В. М. Лисицын, С. Г. Чернобай


Завершения колонн в виде бычьих голов. Капители с листьями аканта и рогами изобилия. Павильон № 51 «Мясная промышленность», «Главмясо» (1954). Архитекторы В. М. Лисицын, С. Г. Чернобай


Барельеф с добродушной свиньей в стиле советских мультфильмов. Оформление угловой башни павильона № 47 «Свиноводство»


Павильон «Овцеводство» оформляют пилястры, которые вместо капителей завершаются бараньими головами с круто закрученными рогами, исполненными в стилистике древнего языческого святилища. Баран и его варианты: голова барана, агнец, овца – еще один из самых древних знаков животного происхождения, который связан с одомашниванием животных. Похоже, что в тех регионах, где первыми были одомашнены овцы, складывается понятие о золотом руне, а там, где природные условия позволили пастухам приручить первыми коров, возникают легенды о золотом тельце.

Благодаря своему экономическому значению в истории становления человечества, где это животное давало и пищу, и одежду, баран символизирует огонь, солнечную энергию, пылкую страсть, мужскую силу, импульсивность, упрямство, доходящее до глупости. Это стихия как созидательная, так и разрушительная, требующая жертв. Овца или агнец – это символ кротости и жертвенности, некоей паствы, которой нужен пастух. Раннее христианское искусство изображало апостолов в виде двенадцати агнцев. В ветхозаветной истории в последний момент Аврааму Бог заменяет на жертвенном камне любимого сына Исаака бараном, спасая мальчика от гибели. Священный агнец в Библии может быть символом любого страдания, терпения и кротости, который отождествляется также и с Иисусом Христом.


Завершения колонн в виде бараньих голов. Павильон № 48 «Овцеводство» № 1 (1954). Архитекторы А. Колесниченко, Г. Савинов


Вблизи выводного круга и павильона «Коневодство» расположились скульптуры коней. Не конные статуи, а именно памятники выдающимся скакунам-победителям. Это дань моде, времени, массовому увлечению конным спортом, когда даже в популярных фильмах показывались скачки, в которых участвовали главные герои. Одна скульптура изображала знаменитого ипподромного бойца жеребца Квадрата орловской рысистой породы, другая – жеребца Символа буденновской породы. А в самом павильоне посетители могли полюбоваться этими красавцами и несколькими десятками лошадей орловской, русской рысистой, советской тяжеловозной и других пород.

Коневодство занимало если не главное, то очень важное место в структуре народного хозяйства. В 1916 году Россия держала первое место в мире по численности лошадей – 38 миллионов голов, но Первая мировая война, революция и Гражданская война уничтожили более половины всего поголовья. Удивительно то, что к концу 1920-х годов поголовье было во многом восстановлено (до 34,6 миллиона) благодаря тому, что лошади были незаменимы и на селе, и в качестве транспортного средства в городах. Только в одной Москве до открытия метрополитена в начале 1930-х годов использовали свыше 30 тысяч тягловых, или ломовых, лошадей. На фронтах Великой Отечественной войны в кавалерии, конной артиллерии, партизанском движении использовали 3 миллиона лошадей, и 7 миллионов было угнано в Германию.


Фигура лошади (1954). Выводной круг


Фигура Квадрата, призера и победителя многих выставок и соревнований (1954). Выводной круг


В послевоенные годы в связи с механизацией и расформированием кавалерии коневодство перестает играть важную роль в советской экономике, поголовье породистых коней, которые во всем мире очень ценились, значительно сократилось. Памятники же былой славы российских скакунов выглядят жалко, с годами разрушаясь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ"

Книги похожие на "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Зиновьева

Ольга Зиновьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Зиновьева - Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ"

Отзывы читателей о книге "Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.