» » » Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России


Авторские права

Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России

Здесь можно купить и скачать "Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Эдитус»61362fe5-d9e1-11e3-8810-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России
Рейтинг:
Название:
Становление этнопедагогики России
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-905173-22-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Становление этнопедагогики России"

Описание и краткое содержание "Становление этнопедагогики России" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются концептуальные основы истории этнопедагогики, предпосылки, этапы ее становления; показано развитие этнопедагогической мысли в педагогических системах выдающихся зарубежных философов, педагогов; освещены истоки зарождения и основные этапы развития этнопедагогики в России в контексте исторических, культурно-политических, этнологических процессов; раскрыто влияние особенностей развития русского этноса, его культуры и религии на развитие этнопедагогической мысли в России с древнейших времен до начала XX века; выявлены особенности становления этнопедагогики как междисциплинарной отрасли научно-педагогического знания в XX – начале XXI века.

Учебное пособие адресовано ученым, преподавателям, аспирантам, студентам высших педагогических учебных заведений, колледжей, учителям школ, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.






Наряду с понятием «народная культура» этнопедагогика оперирует также научными понятиями: «этническая» и «национальная культура».

Некоторые авторы, например, Ю.В. Бромлей, Г.Е. Марков, считают, что народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями и даже элементами идеологии (например, в советское время). Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура начала развиваться с зарождением и развитием первых этнических общностей: родов и племен. Именно с этого периода народная культура пополняется новым содержанием. В нее включаются такие элементы («варианты»), которые обладают ярко выраженными отличительными этническими чертами, выполняющими этнодифферинцирующие функции.

По определению этнологов этническая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества[11].

Это, прежде всего культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Ей присуща местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, привычки раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

К этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство и национально-специфические формы профессиональной художественной культуры.

Этническая культура – это только часть народной культуры, которая воспринимается им самим и соседними этническими общностями как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других.

Вместе с тем, следует различать понятия этническая культура и культура этноса. Культура этноса более широкое понятие, оно «включает всю совокупность культурных явлений народа, в том числе иноэтничные заимствования, унифицированные формы культуры, общерегиональные черты, характерные сразу для нескольких народов, а этническая культура, равно как и язык, есть то главное, что отличает один народ от другого»[12].

Этническая культура является важнейшим компонентом культуры этноса. В определении этнической культуры главным является выделение в ней специфических, этнодифферинцирующих элементов и структур.[13]

В формировании каждой этнической культуры, как мы уже отмечали, важную роль играет язык этноса, который способствует, прежде всего, формированию чувства групповой идентичности. Язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка.

Важным элементом этнической культуры является название этноса (самоидентификация), причем сам народ называет себя совсем не так, как его называют соседи. Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Имя означает тот факт, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов. Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Важным элементом этнической культуры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Национальный характер существует, но не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.

В основе этнической культуры лежит принцип формирования культурных систем, основанный на опыте совместного проживания и деятельности на смежных территориях. На базе этого постепенно складываются общие черты: язык, ценности и нормы, единый образ жизни, приемы и способы хозяйствования. Таким образом, формируется родоплеменная и межплеменная, преимущественно сельскохозяйственная, культурная система. Со временем актуальность аспекта кровного родства постепенно вытесняется общностью обычаев, нравов, верований, территориально-соседской солидарностью. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве – одна из основных особенностей этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся из поколения в поколение.

Итак, этническая культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместной хозяйственной деятельностью. Главным механизмом культурной коммуникации является непосредственное общение живущих рядом людей. Основные элементы – мифы, легенды, фольклор, обычаи, традиции, сохраняются и передаются в рамках данной культуры посредством естественных способностей каждого человека. Этой культуре присущ изоляционизм, резкое разграничение и противопоставление своего и чужого. Она лишена авторства, безымянна и анонимна.

Следует отличать этническую и национальную культуры. Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы, попытаемся уяснить их суть.

Как считает В.М. Межуев, доктор философских наук, профессор, понятие национальной культуры возникло на стыке понятий «нация» и «культура», каждое из которых само по себе – предмет разноречивых суждений и острых дискуссий. Но и в сочетании друг с другом они не имеют на сегодня однозначного толкования. Автор подчеркивает: «Правильнее, видимо, считать нацию понятием не субстанциальным (т. е. заключающим в себе некий метафизический или психологический субстрат), а функциональным, существующим в системе определенных соотношений. Применительно к национальной культуре это означает, что каждая из них существует только в отношении к другим национальным культурам. Не будь их, не было бы и ее. Каждая национальная культура обладает столькими же отличительными признаками, сколько есть других культур, с которыми она себя соотносит»[14].

По мнению философов 3.0. Губбыевой, Т.А. Есиной и др. в государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между ними устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов[15].

Национальная культура проходит существенную трансформацию с возникновением буржуазии и становлением нового способа производства. Формируется национальный тип культуры, в рамках которого существенно понижается значимость сословной дифференциации общества. Складывается культура, основанная на том же территориальном единстве, но к прежнему политико-идеологическому объединению добавляется и национальный экономический интерес.

По всеобщему мнению, национальная культура не предполагает наличие кровнородственных отношений. Обычно она объединяет людей, живущих на больших территориях. Возникновение национальной культуры обычно сопровождается рождением письменного языка и национальной литературы. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями.

Общепризнано, что национальная культура – продукт индивидуального творчества. Она создается не всем этносом, а только образованной частью общества, научной и художественной интеллигенцией.

Этнические культуры обычно стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, тогда как национальные их нивелируют. Значение этнической культуры для национальной культуры велико, так как она является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура в целом консервативна, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу. Это зачастую объясняется неграмотностью народа. Как пример можно привести Россию XIX века. Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа, и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Становление этнопедагогики России"

Книги похожие на "Становление этнопедагогики России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Нездемковская

Галина Нездемковская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России"

Отзывы читателей о книге "Становление этнопедагогики России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.