» » » » Коллектив авторов - Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений


Авторские права

Коллектив авторов - Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений
Рейтинг:
Название:
Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-7598-0863-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений"

Описание и краткое содержание "Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений" читать бесплатно онлайн.



В монографии, подготовленной ведущими специалистами кафедры мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, впервые в отечественной научной литературе всесторонне освещаются причины и последствия смены тренда в мировом экономическом развитии (от подъема к кризису и последующему восстановлению экономики) ведущих развитых и развивающихся государств с переходной экономикой, включая Россию. Содержится оценка масштабов падения производства, ущерба для рынка труда и социальной сферы. Авторы анализируют национальные и международные стратегии выхода из кризиса и прогнозируют общие контуры посткризисной экономической картины мира.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов и факультетов, а также для всех, кто интересуется актуальными проблемами современной мировой экономики.






• предоставление МВФ кредита в размере 100 млрд долл.;

• выделение в ближайшие два года 5 млрд долл, на финансирование природоохранных мероприятий в развивающихся странах (прежде всего в Азии) по линии Японского банка международного сотрудничества;

• удвоение к 2012 г. размеров японской ОПР странам Африки;

• создание совместно с Международной финансовой корпорацией (International Financial Corporation) фонда (с капиталом до 2 млрд долл.) для рекапитализации банков в развивающихся странах[79]. Выполнение масштабных национальных антикризисных программ

и взятых международных обязательств не могло не привести к огромному перенапряжению государственных финансов Японии. Для финансирования этих программ и обязательств пришлось не только принять два дополнительных бюджета в 2008 финансовом году, но и значительно увеличить расходную часть бюджета 2009 финансового года. Все это сделало нереальным достижение заявленной ранее цели – обеспечить сбалансирование первичного бюджета страны к 2011 финансовому году. Однако представляется, что эти жертвы были не напрасны. Как свидетельствуют данные табл. 4.4, со II квартала 2009 г. в экономике страны началось оживление: после падения в I квартале 2009 г. на 3,8 % в последующие три квартала ВВП страны демонстрировал позитивную динамику (соответственно 1,3, 0,0,1,1 %).

Главными показателями перемен в экономической ситуации стали расширение экспорта и рост промышленного производства. Так, экспорт после снижения на 14,6 % в IV квартале 2008 г. и на 28,9 % в I квартале 2009 г. во II квартале вырос на 12,2 %. Особенно значительно расширились поставки в страны Восточной Азии, прежде всего в Китай (соответственно на 18,2 и 19,7 %). При этом с апреля начался рост экспорта автомобилей (главной статьи японского экспорта). Это произошло в том числе благодаря мерам, поощряющим покупателей менять старые автомобили на новые (они были введены в Китае, Южной Корее, Малайзии, Франции, Германии, Великобритании, США). Как показывают данные табл. 4.4, расширение экспорта продолжалось и в следующие два квартала 2009 г. (на 11,1 и 8,9 % соответственно). Что же касается промышленного производства, то, по данным МЭТП, после непрерывного снижения на протяжении восьми месяцев (с июня 2008 г. по апрель 2009 г.) с марта 2009 г. началось постепенное восстановление его объема, и к концу года он был уже на 5 % выше показателя годичной давности[80].

Со стороны внутреннего спроса перелом негативных тенденций поддержали инвестиции в общественные работы, а главное – расширение личного потребительского спроса (см. табл. 4.4). При этом очевидно, что на рост последнего показателя повлияли предпринятые правительством меры по стимулированию потребления. Так, еще в марте 2009 г. началась выдача гражданам страны единовременных дотаций в размере 12 тыс. иен (несовершеннолетним детям и лицам старше 75 лет – в размере 20 тыс. иен). С 15 мая 2009 г. была введена в действие так называемая «система эко-баллов» (Eco-point System), в соответствии с которой при покупке холодильников, кондиционеров, телевизоров и другой бытовой техники с повышенной энерго-экономичностью часть цены товара возвращается покупателю в виде эко-баллов (срок ее действия – по март 2010 г.). Кроме того, с 1 апреля 2009 г. по конец марта 2011 г. будет действовать система налоговых скидок для покупателей автомобилей, «дружественных окружающей среде». При этом полностью отменяются налог на покупку автомобиля и налог на мощность двигателя (взимаемый при покупке автомобиля и при прохождении техосмотра) в отношении электромобилей, автомобилей, работающих на биотопливе, и машин с гибридным двигателем. В отношении обычных автомобилей предусмотрено сокращение ставок налогов, дифференцированное в зависимости от степени их экономичности. В дополнение к этому с 10 апреля 2009 г. покупателям автомобилей, «дружественных окружающей среде», стали предоставляться субсидии[81].

В то же время, несмотря на мощные финансовые меры, предпринятые правительством для стимулирования экономики, частные инвестиции в оборудование – важнейший индикатор состояния конъюнктуры – продолжали снижаться и во II, и в III квартале 2009 г. (т. е. на протяжении шести кварталов) и лишь в IV квартале показали положительную динамику, особенно в промышленности.

Таким образом, после года рецессии, по глубине побившей все послевоенные рекорды, со II квартала 2009 г. японская экономика начала демонстрировать признаки оживления. Разумеется, нельзя отрицать, что главную роль в переломе негативных тенденций сыграл внешний фактор – расширение экспорта в результате улучшения положения дел в мировой экономике. Но очевидно также, что без тех усилий по борьбе с кризисом, которые предпринимало правительство Таро Асо, японская экономика оказалась бы в более сложном положении, да и само оживление вряд ли наступило бы так быстро.

4.4. Экономическая политика нового правительства

Главной задачей правительства Ю. Хатояма, пришедшего к власти в результате победы демократической партии на выборах в нижнюю палату парламента в конце августа 2009 г., стало закрепление тех хрупких тенденций к оживлению, которые наметились со II квартала 2009 г.

Первым официальным документом нового правительства, отражающим его представление о положении дел в экономике и мерах, необходимых для улучшения ситуации, стала опубликованная в декабре 2009 г. «Программа экстренных экономических мер для обеспечения роста и безопасности в будущем» общей стоимостью 24,4 трлн иен.

При анализе этого документа становится очевидно, что в текущей экономической политике демократы продолжали использовать в целом те же схемы и инструменты, что и их предшественники. Так, например, с целью активизации предпринимательства программа предусматривала:

• облегчение доступа предприятий к системе государственного гарантирования кредитов частных банков;

• расширение круга компаний, которые смогут воспользоваться льготными кредитами Японской финансовой корпорации;

• смягчение условий кредитования для мелких и средних предприятий;

• увеличение объема кредитов, предоставляемых по линии Японского банка международного сотрудничества компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

А для стимулирования потребительского спроса предлагалось и в дальнейшем использовать систему эко-баллов, побуждающую потребителей приобретать энергоэкономичную технику и оборудование, а также продлить срок действия мер, поощряющих покупателей приобретать автомобили, «дружественные окружающей среде».

Однако главное отличие программы нового правительства от ее предшественниц состояло в том, что в ней был существенно усилен акцент на стимулировании потребительского спроса населения. Так, предусматривалось значительно расширить объем кредитов, предоставляемых на цели жилищного строительства, а также резко снизить ставки по кредитам на приобретение домов высшей категории. Кроме того, программа предусматривала увеличение объема средств, направляемых на:

• поддержку безработных;

• выплату пособий людям, живущим за чертой бедности (в Японии к ним относятся лица, чей годовой доход составляет менее 12,5 тыс. долл.);

• развитие сети дошкольных учреждений;

• выплату детских пособий;

• реализацию комплекса мер, направленных на смягчение ситуации на рынке труда[82].

Трудно сказать, в какой степени перенос центра тяжести в текущей экономической политике на стимулирование спроса явился сознательным выбором нового правительства, а в какой он был обусловлен необходимостью выполнения обещаний, данных демократической партией в ходе предвыборной кампании. Но этой линии правительство придерживалось и при подготовке бюджета на 2010 финансовый год.

Представляя бюджет в парламенте, тогдашний премьер-министр Японии Ю. Хатояма назвал его «бюджетом, защищающим жизнь людей». Сама же его подготовка шла под лозунгом «от бетона – к людям».

Бюджет 2010 финансового года достиг рекордной величины – 92 трлн 300 млрд иен. В структуре его расходной части хорошо просматривается вышеозначенный принцип. Так, расходы на социальное обеспечение должны возрасти на 9,8 % (до 27,3 трлн иен, а их доля в общей структуре расходов – до 29,5 %); на образование и науку – на 5,2 %; на обеспечение продовольственной безопасности – на 3 3,9 %. В то же время инвестиции в общественные работы сократятся почти на 1,3 трлн иен, или на 18,3 %.

Что касается доходной части бюджета, то (при снижении почти на 19 % объема налоговых поступлений и на 16,2 % выпуска строительных облигаций) почти на 48 % возрастет выпуск облигаций, предназначенных для финансирования бюджетного дефицита, а общая сумма выпуска государственных облигаций достигнет рекордной величины в 44,3 трлн иен. В целом же зависимость бюджета от выпуска государственных облигаций составит 48,0 %, в то время как в кризисном 2009 финансовом году она находилась на уровне 37,6 %[83].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений"

Книги похожие на "Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений"

Отзывы читателей о книге "Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.