» » » » Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика


Авторские права

Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Рейтинг:
Название:
Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Издательство:
Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-7598-0791-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Описание и краткое содержание "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта» и адаптации к условиям России.

Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики.

Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.






• поддержку репутации новых институтов, программ и инструментов инновационной политики (в том числе за счет кадровых решений, независимой оценки результатов, которая обеспечивалась привлечением международных экспертов);

• осуществление государственной поддержки инновационной деятельности не через органы государственной власти, а через частных посредников. Так, в реализации государственных программ поддержки инноваций и повышения конкурентоспособности в Чили принимали участие более 20 независимых агентств, большинство которых были частными неприбыльными организациями и работали по контракту с правительством;

• государственное стимулирование экономического роста и конкурентоспособности не столько через прямое субсидирование, льготы и преференции отдельным компаниям либо секторам экономики, сколько за счет полной или долевой оплаты государством расходов частных компаний на обучение персонала, сертификацию продукции и т. п.; передачи бизнесу научно-технической информации и результатов ИР, полученных научными организациями и университетами с использованием бюджетных средств, и т. д.;

• оказание содействия не отдельным малым и средним инновационным компаниям, а процессу их взаимодействия и кооперации в рамках ассоциаций и иных форм объединений. Например, корейское правительство поддерживало малые инновационные фирмы, осуществляющие совместное использование оборудования крупных компаний и государственных исследовательских институтов.

Несмотря на успешность и уникальность опыта новых индустриальных государств, для целей оценки докризисной модели научной политики России представляют интерес лишь те его элементы (инструменты, механизмы), которые интегрированы в более общий контекст государственного регулирования и обеспечили им прорывы на мировых рынках. Подобное ограничение рамок анализа продиктовано как принципиальной несопоставимостью научных комплексов новых индустриальных стран с российским, так и отсутствием в отечественной практике действенных инструментов технологической модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности, что становится ключевым ограничением социально-экономического развития страны и достижения его целей.

В начале 2000-х гг. наиболее очевидной и масштабной попыткой заимствования опыта новых индустриальных стран в области инновационной политики и его адаптации к условиям России стал институт важнейших инновационных проектов государственного значения (ВИП). Характерно, что путь от инициативы тогдашнего Минпромнауки России до одного из приоритетов государственной политики был пройден в чрезвычайно сжатые (особенно с учетом традиционной неповоротливости российской бюрократической машины) сроки. Так, требования к отбору и формату представления проектов были утверждены приказом Минпромнауки России от 11 февраля 2002 г. № 22 «Об организации в Минпромнауки России работы по подготовке предложений по проектам (программам), имеющим особо важное государственное значение». В 2003 г. соответствующая строка уже была выделена в «научном» разделе федерального бюджета.

ВИП определялся как комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, реализация которых обещает экономический эффект для экономики в целом или ее крупных секторов, а также привносит заметный вклад в повышение качества жизни населения. Претендовать на статус ВИП могли проекты, выполнение которых требовало значительных объемов финансирования (превосходящих среднюю «цену» проектов ИР примерно на два порядка) и обеспечивало бы значимые результаты для решения проблем инновационного развития отдельных отраслей, соответствующих перечню приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации.

Со временем нормативно-методическая база ВИП заметно модифицировалась. С 2005 г. они были включены в федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» (а с 2007 г. – в федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы»).

Объем бюджетного финансирования одного ВИП составлял от 0,7 до 2 млрд руб., доля внебюджетных средств – не менее 60 % общего объема средств, а срок реализации – не более 4 лет. По окончании проекта ежегодные продажи созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции должны были пятикратно превосходить объем бюджетных ассигнований.

За период с 2007 по 2012 г. объем бюджетного финансирования пяти ВИП, выполняемых в рамках вышеназванной ФЦП, должен составить около 3,9 млрд руб. К началу 2010 г. объем реализованной инновационной продукции превысил 20 млрд руб., что почти на треть (29,8 %) превысило плановые показатели, а коэффициент бюджетной эффективности этих проектов (рассчитываемый как отношение указанного объема продукции к бюджетному финансированию проектов) был равен 5,3.

Научно-технологической основой ВИП являются комплексные проекты, призванные обеспечить использование результатов ИР для создания инновационных продуктов и технологий, имеющих существенный коммерческий потенциал. «Научные» проекты рассчитаны на 2–3 года, финансируются за счет средств федерального бюджета в размере от 50 до 100 млн руб. при условии, что на внебюджетные ресурсы должно приходиться не менее 25 % общего объема их финансирования. В них фиксируются обязательства исполнителей по коммерциализации результатов ИР, предусматриваются расходы на патентование, разработку бизнес-планов и т. д.

Несмотря на то, что развитие этого нового для России института сопровождалось ростом объемов финансирования, уточнением формата проектов, требований к ним, критериев выбора и оценки выполнения, практика их отбора, реализации и государственной поддержки содержит целый ряд недостатков и пробелов, а эффективность в сравнении с многочисленными историями успеха наукоемких фирм в странах Старого и Нового Света остается недостаточной.

Кроме того, в отличие, например, от новых индустриальных стран «присутствие» государства в ВИП (измеряемое его долей как в их ресурсном обеспечении, так и участием в организации и управлении) представляется избыточным и имеет тенденцию к увеличению.

В целом неоднозначная оценка института ВИП подтверждает тезис о том, что копирование отдельных подходов или инструментов научной политики, продемонстрировавших свою эффективность в зарубежных странах, требует взвешенного, системного подхода, учета особенностей социально-экономического контекста и множества других деталей, наконец, апробации в тестовом (пилотном) режиме и коррекции по ее результатам (см. сайт Минобрнауки России, http://mon.gov.ru).

Лучшие практики

Чили

Чилийский опыт интеграции инструментов научной политики в общегосударственные инициативы по стимулированию экономического роста, инноваций и конкурентоспособности [OECD Reviews of Innovation Policy: Chile, 2007] актуален для России не только в силу того, что он был реализован в условиях, характерных для всей группы новых индустриальных стран (несовершенство и существенная неполнота рыночных институтов и плохое качество государственных; крайне низкая инновационная активность промышленности и т. п.), но и потому, что национальные системы образования и науки в этой стране были фактически не связаны ни между собой, ни с экономикой.

До начала 1990-х гг. инновационная политика Чили была сосредоточена преимущественно на поддержке научных исследований, образования и структур, выполняющих публичные функции и обеспечивающих потребности отдельных промышленных компаний и сельскохозяйственного сектора. Изменения последних 15 лет связаны, прежде всего, с расширением спектра используемых инструментов, множества целей и круга субъектов НИС, попадающих в сферу действия национальной инновационной политики. Ее эволюция происходила постепенно и характеризовалась следующими этапами [Ibid, р. 15]:

• примерно до середины 1990-х гг. основным элементом НИС Чили оставались университеты и государственные лаборатории, а усилия государства были сосредоточены на грантовой поддержке отдельных исследовательских проектов и содержании государственных лабораторий;

• к концу 1990-х гг. институциональная дифференциация национальной политики в области науки, технологий, инноваций стала очевидной и проявилась в реализации новых принципов поддержки государственных лабораторий через выявление и поддержку лучших из них. Наряду с этим объектом политики стали компании (прежде всего, экспортно ориентированных отраслей);

• до середины 2000-х гг. политика страны характеризовалась существенным перераспределением акцентов между сегментами НИС, ростом внимания к технологическим проблемам и потребностям национальных компаний, созданием условий для тиражирования лучшей практики их инновационной деятельности и развития кооперации между ними. Ее новым направлением стало создание региональных центров науки и технологий. Вместе с тем существенной характеристикой масштабов, возможностей и ограничений политики представляется тот факт, что в 2002 г. расходы на ИР составляли в Чили всего 0,67 % ВВП.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Книги похожие на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Китова

Галина Китова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Отзывы читателей о книге "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.