Витольд Рыбчинский - Городской конструктор. Идеи и города

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Городской конструктор. Идеи и города"
Описание и краткое содержание "Городской конструктор. Идеи и города" читать бесплатно онлайн.
Представления о красоте и комфорте постоянно меняются, на сцену выходят все новые поколения архитекторов и градостроителей, экономисты придумывают новые концепции, а экологи – новые угрозы, и каждый этап преходящей интеллектуальной моды становится частью истории города – идеи о городском развитии не уходят в прошлое вместе со своим временем, но получают физическое воплощение в городском ландшафте, наслаиваются и влияют друг на друга – и на нас, городских жителей. Основные детали интеллектуального конструктора, из которого собран современный город, описывает профессор Пенсильванского университета Витольд Рыбчинский.
Участок площадью в 142 акра, отведенный под Форест Хиллс Гарденс, располагался в районе Куинс и соединялся с Манхэттеном недавно электрифицированной Лонг-Айлендской железной дорогой. Предполагалось, что 5000 человек, которые здесь поселятся, будут жить в основном в односемейных домах, но были запланированы также дома на две семьи, многоквартирные здания и коттеджи рядовой застройки. Хотя Олмстед находился под впечатлением от увиденного в Германии и Британии, а также под влиянием принципа «живописности», приверженцем которого был его отец, ему удалось создать абсолютно оригинальный проект. Напротив железнодорожной станции он спроектировал городскую площадь с магазинами, а за ней лужайку, от которой расходились две «зеленые тропы», вьющиеся по всему поселению и приводящие к уже существующему большому парку. Таким образом, его замысел предусматривал ненавязчиво срежиссированный переход от городской среды к пасторальной. Несмотря на то, что улицы городка были соединены с окружающей их нью-йоркской «сеткой», сами они этой системе не подчинялись. Олмстед спроектировал их в виде полумесяцев, замкнутых кругов, переулков и тупиков, проложенных со всем мастерством, на которое способен талантливый и опытный градостроитель{33}.
Форест Хиллс Гарденс находится всего в пятнадцати минутах езды от Пенсильванского вокзала. Сойдя с поезда и спустившись по открытой лестнице в город, оказываешься на мощеной Привокзальной площади в окружении фахверковых зданий с широкими галереями, узорчатыми вкраплениями кирпичей и островерхими черепичными крышами, увенчанными часовыми и декоративными башенками. Все это напоминает средневековый город где-нибудь в Баварии, может быть, Ротенбург, которым так восхищались архитекторы и градостроители, приверженные идее «города-сада». За галереями располагаются магазины, рестораны, офисы, над ними – квартиры.
Пригород-сад в черте города: привокзальная площадь Форест Хиллс Гарденс (Нью-Йорк). Фото автора.
Большинство домов трех-, четырехэтажные, но есть и одна девятиэтажная секция. В здании, напоминающем башню, первоначально располагался отель Форест Хиллс, служивший также местом общения жителей – своего рода загородным клубом.
Отель и другие здания вокруг Привокзальной площади спроектировал известный нью-йоркский архитектор Гровнор Аттербери, друживший с де Форестом и построивший ему летнюю резиденцию в Колд Спринг Харбор{34}. В Форест Хиллс Аттербери спроектировал не только ансамбль Привокзальной площади, но и сам вокзал, церковь, новое помещение и корты для Вестсайдского теннисного клуба (именно здесь до 1978 года проводился открытый чемпионат США по теннису), а также ряд жилых комплексов и индивидуальных домов. Богато декорированные чугунные уличные фонари и указатели, разбросанные по всему поселению, – также плод его труда, свидетельствующий о внимании к «искусствам и ремеслам», которые он привнес в проект. Стиль германского Средневековья, отличающий Привокзальную площадь, нехарактерен для Аттербери, но, как и большинство его современников, этот зодчий, обучавшийся тонкостям beaux art, умел работать в разной манере – в зависимости от пожеланий заказчика. Так, здание Вестсайдского теннисного клуба в Форест Хилл спроектировано в стиле поздней английской готики, церковь – в норманнском, а некоторые дома – в елизаветинском стиле.
Аттербери был необычным архитектором – он проектировал загородные резиденции, особняки, поместья для миллионеров и, наряду с ними, «образцовые» доходные дома, больницы, жилье для малоимущих. При поддержке Фонда Рассела Сейджа он разработал систему, позволявшую строить небольшие дешевые дома, и около сорока их них были построены в Форест Хиллс. Сразу за Привокзальной площадью находится очаровательный комплекс из четырнадцати домов: по их живописному виду вы ни за что не догадаетесь, что они сделаны из готовых бетонных блоков. Аттенбери интересовался панельным строительством и изобрел легкий бетон, в который можно было забивать гвозди (он получил название Nailcrete). Для Форест Хиллс он придумал остроумную схему строительства домов из ячеистых бетонных блоков для полов и стен, которые изготавливались на близлежащей фабрике: дом собирался из ста сорока блоков всего за девять дней{35}. Еще больше впечатляет тот факт, что эти дома, которым сегодня исполнилось почти сто лет, находятся в отличном состоянии – а ведь это был первый опыт панельного домостроения в Соединенных Штатах, а то и в мире.
На площади можно пообедать в одном из двух ресторанов. А еще там есть косметический салон и химчистка, но большую часть офисов, судя по всему, занимают риэлторские фирмы. «Я убежден, что хороший вкус приносит деньги», – писал де Форест Олмстеду{36} и оказался прав. В 1911 году, когда Форест Хиллс был закончен, тамошние дома стоили от 3 до 8 тысяч долларов; сегодня их регулярно продают за миллион с лишним, а то и за несколько миллионов долларов{37}. В 1911 году 3 тысячи долларов были крупной суммой, и сторонники жилищных реформ, вроде Льюиса Мамфорда, критиковали проект, поскольку он не обеспечивал жильем рабочих, однако это – за исключением домов из бетонных блоков – и не входило в планы его инициаторов{38}. Фонд Рассела Сейджа стремился продемонстрировать, что качественное планирование и проектирование – это часть успешной коммерческой модели, а высокая стоимость земли в Куинсе делала ее доступной только для состоятельных покупателей. Форест Хиллс был призван показать, что «хороший вкус не мешает прибыльности предприятия»{39}. Проект, который был прерван Первой мировой войной, вопреки надеждам де Фореста, не стал образцом пригородной застройки Нью-Йорка, но его влияние на американское градостроительство было существенным. Концепция «города-сада» просматривается в проектах ряда моногородов или заводских поселков, как их тогда называли: Олмстед сделал проект поселка Колер для водопроводной компании из Висконсина, Аттербери спланировал два заводских поселка – в Вустере (Массачусетс) и Эрвине (Теннесси). В годы Первой мировой войны Олмстед занимал пост управляющего в ведомстве, строившем жилье для занятых в военной промышленности, и ряд пригородных поселков, построенных в 1918 году, – Йоркшир Вилидж в Кэмдене (Нью-Джерси), Юнион Парк Гарденс в Уилмингтоне (Делавэр), а также несколько проектов в Бриджпорте (Коннектикут) – все они явно обязаны своим возникновением Форест Хиллс. Архитектором Юнион Парк Гарденс был Джон Нолен, талантливый ученик Олмстеда. Позднее он спроектировал «пригород-сад» Мэримонт на окраине Цинциннати, для которого Аттербери разработал один из жилых комплексов.
Роберт А.М. Стерн назвал Форест Хиллс «вершиной и одновременно конечной точкой развития этого типа пригородов»{40}. После Первой мировой войны пригородные поселения у железнодорожных станций сменились поселениями у автодорог, менее компактными и пригодными для пеших прогулок, чем их предшественники, однако многие из идей проекта Форест Хиллс, в частности, гармоничное сочетание архитектуры, планировки и ландшафтного дизайна, сохранили актуальность. Кроме расположенного на автостраде Мэримонта Джон Нолен спроектировал два полномасштабных города – Кингспорт в штате Теннесси и Венис во Флориде. Идея «города-сада» оказала влияние и на девелоперов – братьев ван Шверинген, построивших район Шейкер Хайтс в Кливленде (Огайо), и Джесса Клайда Николса, проектировавшего район Кантри-клуба в Канзас-Сити (Миссури){41}. Сам Олмстед отвечал за планировку двух крупных «пригородов-садов», основанных в 1920-х, – Маунтин Лейк Клаба в окрестностях Лейк Уэйлс (Флорида) и Палос Вердес Эстейт к югу от Лос-Анджелеса – первого поселка, построенного для жильцов, имеющих личные автомобили. В конце 1920-х Кларенс Стайн и Генри Райт использовали идеи «города-сада» при планировке района Саннисайд Гарденс в Куинсе и пригорода Редберн в Нью-Джерси. Большое влияние на них оказала распространенная в то время идея о том, что районы должны иметь собственные школы и объекты для отдыха и развлечений; ее автором был Кларенс Артур Перри. Перри, работавший на фонд Рассела Сейджа, разрабатывал свои концепции, живя на тенистой улице в Форест Хиллс. Редберн обычно называют одним из первых примеров модернистского градостроительства, но, как и все предыдущие американские «пригороды-сады», он многим обязан реформистским идеям Эбенизера Говарда.
Ле Корбюзье: башни в парке
Эбенизер Говард – не единственный иностранец, повлиявший на американское градостроительство. Шарль-Эдуар Жаннере родился в 1887 году в городе Ла-Шо-де-Фон, что расположен в горах Юра в Швейцарии. В местной художественной школе он учился ремеслу гравера (Ла-Шо-де-Фон был одним из центров часового производства), но в семнадцать лет, спроектировав первый в своей жизни дом, юноша решил стать архитектором. Следующие двенадцать лет Шарль-Эдуар стажировался у двух ведущих европейских архитекторов, Огюста Перре в Париже и Петера Беренса в Берлине, изучал архитектуру в поездках по Италии, Турции и Греции, а также выполнял архитектурные заказы в родной Швейцарии. В тридцать лет, сочтя, что провинция для него тесна, он перебрался из Ла-Шо-де-Фона в Париж.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Городской конструктор. Идеи и города"
Книги похожие на "Городской конструктор. Идеи и города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Витольд Рыбчинский - Городской конструктор. Идеи и города"
Отзывы читателей о книге "Городской конструктор. Идеи и города", комментарии и мнения людей о произведении.