» » » » Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека


Авторские права

Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека

Здесь можно купить и скачать "Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека
Рейтинг:
Название:
Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-985-08-1359-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"

Описание и краткое содержание "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека" читать бесплатно онлайн.



Представлено комплексное исследование проявления духовно-нравственных ценностей в динамике социокультурного развития Беларуси. Показана специфика социально-нравственных отношений и государственно-конфессиональных взаимодействий. Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты духовно-нравственного воспитания как современного социокультурного феномена. Освещаются место и роль национальной культуры в духовном развитии личности, особенности формирования нравственно-правового сознания белорусской молодежи.

Для исследователей, преподавателей, воспитателей, идеологических работников, студентов и всех интересующихся проблемами социокультурного и духовно-нравственного развития человека.






Среди новых образовательных технологий особое место занимают технологии развивающего обучения, с помощью которых удается успешно внедрять в образовательный процесс активно-деятельный способ обучения (вместо используемого ранее объяснительно-иллюстративного способа), способствуя тем самым реализации основной цели – превращения учащегося из объекта образовательно-воспитательного воздействия в полноценного субъекта деятельности. В концепции развивающего обучения особо подчеркивается значение, во-первых, индивидуальных особенностей развития учащихся, учет которых позволяет достигать оптимальных результатов в педагогической деятельности, во-вторых, мотивационной сферы учебной деятельности и прежде всего выделение и актуализацию в ее структуре познавательных интересов, смысложизненных ориентаций, стремлений к творчеству и новаторству, потребности в самосовершенствовании, в третьих, способов усвоения и переработки учебного материала, современного социокультурного опыта и, конечно, их постоянный творческий поиск.

Среди разработанных педагогической наукой новых образовательных технологий следует назвать прежде всего технологию развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова [4], технологию личностно ориентированного развивающего обучения И. С. Якиманской, технологию саморазвивающего обучения Г. К. Селевко [5]. В этих технологиях есть важные исходные позиции, позволяющие подключить к процессу усвоения учебного материала индивидуально-личностный потенциал учащихся. Однако следует отметить, что в новых образовательных технологиях, хотя и учитываются индивидуальные психологические особенности учащихся, их ориентация на самопознание и самореализацию, все же недостаточно глубоко в методологическом и методическом плане проработаны вопросы духовно-нравственного характера, специфики нравственного воспитания и самовоспитания с учетом происходящих на современном этапе социально-экономических и социокультурных преобразований.

На уровне гражданского общества в последнее время все более активно в качестве координатора и воспитателя общественных нравов выступает церковь. Именно в церковных проповедях, выступлениях религиозных деятелей чаще всего мы можем услышать упоминание ведущих этических категорий: нравственность, добро, совесть, ответственность, достоинство и др.

На Х Всемирном Русском Народном Соборе была принята Декларация о правах и достоинстве человека, в которой признается первостепенное значение нравственных ценностей для развития современного мира, особо подчеркивается неразрывная связь между правами человека и личностно освоенными нравственными ценностями, выражается готовность церкви к сотрудничеству с государством и общественными организациями в деле обеспечения прав человека, заявляется о стремлении православной церкви к диалогу с другими конфессиями с целью мирного разрешения проблем, связанных с реализацией прав человека [6]. В программных документах, церковных проповедях обращается серьезное внимание и на проблему нравственного воспитания. Со стороны церкви ведется активная благотворительная и культурно-просветительская деятельность, предпринимаются действия, направленные на преодоление различных социальных пороков: социальное сиротство, алкоголизм, наркомания и др. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей речи после интронизации 1 марта 2009 г. уделил большое внимание проблеме утверждения духовно-нравственных ценностей в жизни людей. В частности, он отметил: «Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научатся сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с ее заботами, радостями и скорбями» [7].

Оживление религиозной жизни является закономерным следствием происходящих кризисных процессов в общественной и личной жизни. Многие люди, потеряв веру в реальные идеалы и ценности, начинают искать утешение, надежду, моральную поддержку в религиозной сфере. В связи с этим наиболее активно проявляется компенсаторно-психологическая функция религии, в рамках которой заметно возрастает значение моральной проблематики. Однако наличие в религиозной сфере различных конфессий, мировоззренческие и культурно-исторические расхождения между ними, сохраняющиеся в народной памяти и соблюдаемые религиозные традиции и обряды, а также предпринимаемая новыми религиозными организациями «атака» на духовный мир личности – все это сопровождается самыми разнообразными интерпретациями духовно-нравственных ценностей. Поэтому в современных условиях нельзя уповать на то, что возрождение религиозности приведет к возрождению духовности, моральному оздоровлению личности и общества. Необходима масштабная работа по нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности и общества, осуществляемая совместными усилиями государственных и общественных структур.

Государство как светская социально-политическая структура, последовательно реализующая законодательно закрепленные права человека на свободу совести и свободу вероисповеданий, должно осуществлять целенаправленное воздействие на формирование духовно-нравственных ценностей, моральных качеств граждан. Одним из приоритетных направлений в системе идеологической работы в нашей республике должно стать создание системы нравственного воспитания, отвечающей требованиям времени и согласующейся с национальными интересами, духовно-культурными традициями.

Весьма плодотворной представляется позиция сотрудничества государства и церкви в деле осуществления нравственно-воспитательной, культурно-просветительской деятельности. По существу это согласуется с идеей соработничества церкви и государства, изложенной в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» [8]. В 2003 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, в рамках которого особо подчеркивается жизненная необходимость и целесообразность объединения усилий по вопросам духовно-нравственного воспитания личности.

В целях реализации идеи сотрудничества государства и церкви сделаны существенные шаги по налаживанию диалога между наукой и религией. Так, в мае 2010 г. в рамках реализации Программы сотрудничества Национальной академии наук Беларуси и Белорусской Православной Церкви была проведена Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей». В центре внимания участников этого форума находилась прежде всего проблема обозначения конструктивного потенциала взаимодействия науки и религии на современной этапе развития общества. В своем выступлении на этой конференции председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси М. В. Мясникович отметил: «Как и в других сферах общественной жизни, в научной сфере мы ушли от антагонизма «наука – религия»… Наука и религия работают на одну цель – улучшение жизни человека». Он особо подчеркнул, что совместные усилия светских ученых и ученых богословов «непосредственно направлены на консолидацию белорусской нации, воспитание патриотизма, гражданской ответственности, сохранение духовной преемственности поколений» [9, с. 3]. Проблема воспитания как процесса формирования нравственной личности и достойного гражданина своей страны становится ключевой в развитии диалога между наукой и религией на современном этапе. «Главным методологическим требованием воспитания является, – по мнению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, – следующее: это полное совпадение требований, которые мы предъявляем к тем, кого намереваемся воспитывать, с требованиями, которые нам надлежит предъявлять самим себе» [9, с. 7].

В последнее время идея духовно-нравственного воспитания стала весьма популярной на фоне масштабного по своим размерам духовного кризиса. Все чаще попытки преодолеть пагубное влияние этого кризиса на состояние индивидуального и общественного сознания связываются с возрождением религии, и, соответственно, проблема духовно-нравственного воспитания личности получает преимущественное толкование как воспитание, религиозное в своей основе. С таким подходом нельзя согласиться, так как при этом происходит односторонне рассмотрение проблемы воспитания личности и упускается из вида накопленный в ходе человеческой истории огромный нравственно-воспитательный потенциал духовной культуры, нашедший отражение в различных ее формах, а не только религиозной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"

Книги похожие на "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Старостенко

Виктор Старостенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"

Отзывы читателей о книге "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.