» » » » Е. Макарова - Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография


Авторские права

Е. Макарова - Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография

Здесь можно купить и скачать "Е. Макарова - Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография"

Описание и краткое содержание "Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассмотрены теоретико-методологические основы изучения проблемы возникновения и развития личности. Раскрыты общеметодологические условия и изучены закономерности развития человека как основы изучения личности в ее возникновении и развитии. Проведен анализ концепций личности в философии с целью выявления предпосылок ее возникновения и развития. Монография рассчитана на научных работников в области философии, преподавателей и студентов высших учебных заведений.






Методологические основы изучения возникновения и развития личности

Монография

Е. А. Макарова

© Е. А. Макарова, 2016


ISBN 978-5-4483-3035-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Обращение философской антропологии к проблеме возникновения и развития личности обусловлено, с одной стороны, ее эмпирической актуальностью. Человек вынужден постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его социокультурного бытия. Их острота и масштаб заставляют человека задуматься о способе его социокультурного бытия. Размышления приводят человека к проблеме личности. Однако в своих практических попытках стать и развиваться как личность конкретный человек сталкивается с трудностями, которые проблематизируют процесс и делают его неоптимальным. С одной стороны, личность сугубо индивидуальна, это сокровенное и самое таинственное бытие, так как рождается и развивается во внутреннем мире индивида. Чтобы быть личностью необходимо иметь и уметь отстаивать собственные убеждения, интересы, реализовывать только тебе присущие потребности и способности. Сегодня это находит свое выражение в поиске и осуществлении человеком собственного имиджа, оригинальных путей выражения своего внутреннего мира, понятных только самому человеку. С другой стороны, конкретный человек в своей повседневной жизни не может не заметить, что личность нечто большее, чем человеческая индивидуальность, она интерсубъективна. Бытийствовать для личности означает осуществлять свою сущность во взаимосвязи с другими и для других. На первый план выходит связь человека с другими людьми. Человек в своем стремлении быть личностью присоединяется к какому-либо из современных социальных образований, способствующих, как ему кажется, возникновению и развитию его как личности. Такова, например, виртуальная реальность, отдельные общественные формы существования людей. Желание быть личностью способствует тому, что человек переходит из одной формы социальной повседневности в другую. Текучесть социального бытия втягивает его в водоворот противоречивого существования. Проблематичность жизни выводит человека в его поиске путей возникновения и развития личности за пределы повседневности. Человек обращается к Богу как Абсолютной Личности.

Бытие личности оказывается для конкретного человека многоликим и парадоксальным: уникальным и универсальным, реальным и идеальным, в целом непонятным по происхождению, текучим, странным по способам существования, крайне противоречивым и уловимым лишь интуитивно. Отдельный человек в этой ситуации, ощущая острую необходимость понимания личности в ее возникновении и развитии, вынужден определять этот путь интуитивно, совершать попытки пройти по нему на свой страх и риск. В этих попытках человек попадает в состояние непреодолимой неприкаянности, миробоязни, утраты смысла жизни, непричастности миру, неучастия в нем. С одной стороны, стремление человека разрешить проблемы социокультурного бытия толкает его на поиски путей, способов и механизмов возникновения личности как целостности в ее отношении к миру как целому. С другой стороны, осуществление данных процессов в реальной жизни не оправдывает человеческих ожиданий, их неоптимальность делает человека «несчастным».

Современная философская антропология, ставя вопрос о человеке, формулирует его как «Кто есть человек?», акцентируя внимание на понятии «есть». Человек рассматривается как незаданность и одновременно как усилие быть, направленное на восстановление собственной целостности с бытием. Такой ракурс выдвигает на первый план проблему личности как форму бытия человека, позволяющую ему уникальным образом соединить конкретного человека с полнотой универсума и обеспечить завершенность его социокультурного бытия. Важным при этом становится не столько изучение личности как субстанции, сколько понимание ее внутренней противоречивости, а значит – изучение условий ее возникновения и развития.

Целью данной монографии явилось исследование методологических оснований и методологический анализ теоретических предпосылок обозначенной проблемы.

В первом разделе монографии излагаются содержание и результаты исследования общеметодологических подходов к исследованию вопроса, так и исследование закономерностей развития человека как целостности в качестве важнейшей методологической основы изучения личности. Последнее осуществляется с учетом использования онтологического и социокультурного, а также предметно-энергийного подходов в антропологическом исследовании. Выявленные закономерности развития человека являются основой выделения общих предпосылок возникновения и развития личности.

Выявленные условия выступают методологической основой для анализа различных сторон проблемы, представленных не только философско-антропологическими, но и социально-философскими и предметно-научными концепциями. Содержание и результаты данного этапа исследования излагаются во втором разделе монографии. Обращение к предметно-научному знанию о личности в ее возникновении и развитии связано с тем, что она является предметом исследования различных наук, достижения которых являются важнейшими предпосылками философско-антропологического решения проблемы. Смысл данного исследования не в переборе известного и не во вмешательстве в специальные вопросы конкретных наук, а в прокладывании путей к неизвестному, в первой попытке обозначить сущность проблемы. Анализ исследований проводится с целью выявить нерешенные вопросы, раскрыть противоречия, сформулировать проблему, объект, предмет, сформулировать цель дальнейшего исследования личности в ее возникновении и развитии.

Раздел I. Методологические условия изучения возникновения и развития личности

Глава I. Общеметодологические подходы к изучению проблемы возникновения и развития личности

Проблема личности, прежде всего, философско-антропологическая проблема, которую необходимо рассматривать исходя из изучения наиболее общих связей между всеми формами существования личности в мире. В основе любого типа упорядочности лежит целостность. Исследование личности как целостности требует применение соответствующих методологических подходов, к которым относятся диалектический и связанные с ним системный и генетический подходы.

Диалектика выступает как общеметодологическая основа познания, как алгоритм деятельности. И. Я. Лойфман выделяет уровни диалектики, причисляя к ним:

1) учение о единстве противоположностей – как самый абстрактный уровень диалектики. Диалектическое определение предмета порождается «структурой противоречия (диалектического), аспекты которого суть аспекты предмета диалектики и метода диалектики. Соответственно диалектическое противоречие, или тождество противоположностей, является порождающим началом, первоэлементом диалектики, который отображается во всех ее элементах; в свою очередь, все элементы диалектики характеризуют так или иначе первоэлемент (начало) диалектики. Логико-методологическим выражением первоэлемента диалектики является идея раздвоения единого на противоположности и познания его противоречивых частей (главная закономерность диалектического мышления)» (33, с.12);

2) теория противоречий связи, движения и развития природы, человеческого общества и мышления. «В этом определении указаны три основных аспекта предмета диалектики: взаимные связи вещей и явлений, их организация, форма; движение, смена состояний в рамках определенного уровня организации, функционирование вещей и явлений; возникновение и исчезновение вещей и явлений, переход от одной формы к другой» (33, с. 13). На данном уровне элементами диалектики являются принципы противоречивости, всеобщей связи, самодвижения и развития;

3) учение об атрибутивных формах бытия вещей, их свойств и отношений как единства противоположностей. «Соответственно элементами диалектики являются пары полярных категорий диалектики, фиксирующие существенные связи бытия, а их логико-методологическим выражением – категориальные подходы к предмету, закономерности диалектического мышления, фиксирующие различные круги познания (явление – сущность, качество – количество и т. д.)» (33, с.14).

Все эти уровни конкретизируют предмет диалектики, а ее базисными категориями признаются такие категории, как противоречие, связь или отношение, функционирование, развитие. Следовательно, диалектическое определение личности требует изучение сущности ее противоречивого отношения в его функционировании и развитии.

Изучение целостности функционирования и развития требует выявление качественной определенности предмета исследования. Проблема целостности связана с идеей системного подхода к анализу сложных объектов исследования. Он выступает как конкретное проявление диалектического метода в тех гносеологических ситуациях, когда предметом познания становятся сложнодинамические системы. Системное исследование – это «исследование, предметом которого является объект, представляющий собой систему, и основные системные характеристики такого объекта выражаются в результатах исследования» (16, с. 113). Основы системного подхода диалектического исследования объекта заложены в работах Ю. С. Вяткина, И. Я. Лойфмана, М. Н. Руткевича, Л. В. Удачиной и др. Приоритетное положение системного подхода в философских исследованиях связано с возможностью получения расчлененного преставления о целостности объекта и способах ее изучения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография"

Книги похожие на "Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Макарова

Е. Макарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Макарова - Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография"

Отзывы читателей о книге "Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.