» » » » Салих Ахмад аш-Шами - Слово мудрости имама ал-Газали


Авторские права

Салих Ахмад аш-Шами - Слово мудрости имама ал-Газали

Здесь можно купить и скачать "Салих Ахмад аш-Шами - Слово мудрости имама ал-Газали" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Садра»a5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Салих Ахмад аш-Шами - Слово мудрости имама ал-Газали
Рейтинг:
Название:
Слово мудрости имама ал-Газали
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-91847-021-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Слово мудрости имама ал-Газали"

Описание и краткое содержание "Слово мудрости имама ал-Газали" читать бесплатно онлайн.



Книга, которую вы держите в руках, посвящена жизни и творчеству великого мусульманского теолога и мыслителя Абу Хамида Мухаммада ибн-Мухаммада ал-Газали, известного своими глубокими познаниями в области наук об исламе и суфизме.

Личность ал-Газали удивительна тем, что он был не только теоретиком различных религиозно-научных дисциплин, культурологом, но и практиком, религиозным подвижником. Он был исследователем сакральных тайн человеческой психики. В своих работах он предстаёт как знаток внутреннего мира людей, глубокий психолог и врачеватель человеческих душ, благодаря чему его труды стали известны далеко за пределами Востока.

В данном издании представлены некоторые речи, проповеди и наставления имама ал-Газали, а также впервые переведённые на русский язык его трактаты «Письмо к сыну» и «Изыскание следов гордости и обмана в человеке», блестяще передающие основные психолого-педагогические наработки по совершенствованию личности.

Насыщенная глубокими мыслями, написанная простым языком и хорошо прокомментированная автором-составителем Салихом Ахмадом аш-Шами, книга адресована специалистам, занимающимся вопросами мусульманской религии и историей суфизма, а также всем, интересующимся культурологическими реалиями средневекового Востока.






Преподавая в школе «Низамиййа», имам ал-Газали пробыл в Нишапуре сравнительно недолго. Вскоре он уехал в родной Тус, где рядом со своим домом организовал школу для ищущих знаний и ханаку – суфийский монастырь. Всё своё свободное время он проводил преимущественно в заучивании Корана, беседах с друзьями, преподавании студентам, чтении намаза[15] и посте. Он старался жить так, чтобы даже одно мгновение не проходило бесполезно.

В конце жизни ал-Газали обратился к хадисам[16] Пророка[17]3 ислама (с), проводил собрания со знатоками мусульманских преданий. Известно, что он читал сборники хадисов, собранные ал-Бухари и Муслимом. Оба этих сборника являются доводами веры. Как свидетельствует ’Абд ал-Гафир, если бы ал-Газали хватило жизни, он и в этой науке опередил бы всех.

Ал-Газали отправился к Божественному престолу, к безграничной Божественной милости, скончавшись в понедельник четырнадцатого числа месяца джумада ал-ахира[18] 550 г. л.х.[19]. Да пребудет с ним бесконечная милость Аллаха!


Научная значимость имама ал-Газали


За оценкой просвещенности ал-Газали обратимся к покойному шейху университета «ал-Азхар» Мустафе Мараги, который дал такую характеристику имаму: «Когда называют имя любого исламского учёного, оно обычно ассоциируется с какой-то определённой частью исламских наук. Например, когда мы говорим об Ибн Сине или ал-Фараби, тут же думаем о философии, ибо эти два учёных были выдающимися исламскими философами. Когда говорим об ал-Бухари и Муслиме, о выдающихся деятелях ислама, мысленно обращаемся к преданиям, к науке о хадисах, к таким понятиям, как “сохранение”, “верность хранимому”, “научная точность” и “осведомлённость в них”. Но когда речь заходит об имаме ал-Газали, его имя не ассоциируется с какой-то определённой областью знаний. Наоборот, оно вызывает воспоминания о многих науках и многих людях, ибо он был одарённым в разных областях знания, поглощал все науки. Он был искусным ’усулитом[20], свободно мыслящим факихом[21] и сильным теологом, он знал общественную жизнь мира и понимал внутренние движения человеческой души. Когда заходит речь об ал-Газали, на ум приходит сравнение, что он был настоящей энциклопедией знаний своей эпохи. Его всегда обуревала жажда познания всех наук»[22].


Сочинения имама ал-газали


Имам Мухаммад ал-Газали оставил после себя многочисленные сочинения по всем разделам исламских наук. Приведём название некоторых из них, сгруппировав их по тематике, областям знаний и научным дисциплинам.

Фикх: «Китаб ал-Басит» – «Книга Ниспосылающего»; «Ал-васит мин ал-мазхаб» – «Доктрина правовой школы»; «Ал-ваджиз фи фикх ал-имам аш-Шафии» – «Краткое изложение положений фикха имама аш-Шафии»; «Ал-хуласа»– «Свод правил».

Усул: «Ал-манхул фи ильм ал-усул» – «Достоверное в основах мусульманского правоведения»; «Ал-мустасфа» (краткое изложение книги «Тахзиб ал-усул») – «Основы исламского права».

Калам (философия, логика и теология): «Макасид ал-фаласифа» – «Намерения философов»; «Тахафут ал-фаласифа» – «Самоопровержение философов»; «Ал-мункиз мин ад-далйал» – «Избавляющий от заблуждения»; «Ал-иктисад фи-л-итикад» – «Срединный путь теологии»; «Файсал ат-тафрика байна ал-ислам в-аз-зандака» – «Критерии различения ислама от еретических учений»; «Каваид ал-акаид» – «Основания положений веры»; «Ал-максад ал-асна фи шарх асма’ Аллах ал-хусна» – «Лучшее значение раскрытия прекраснейших имён Бога»; «Мийар ал-’илм» – «Стандартная мера знания»; «Михакк ан-назар фи-л-мантик» – «Критерий доказательства в логике»; «Илджам ал-’авам ’ан ’илм ал-калам» – «Предостережение людей от науки калама»; «Джавахир ал-Куран» – «Драгоценные камни Корана».

Суфизм, воспитание и нравственность: «Ихйа ’улум ад-дин» – «Возрождение наук о вере»; «Минхадж ал-’абидин» – «Путь поклоняющихся»; «Бидайат ал-хидайа» – «Начало наставления»; «Мизан ал-’амал» – «Весы деяний»; «Мадаридж ас-саликин» – «Пути идущих»; «Аййуха-л-валйад!» – «О, сын!» (или «Письмо к сыну»).

По проблемам сект и религий: «Фадаих ал-батиниййа» – «Позор батынитов»; «Худжат ал-Хакк» – «Доказательство Истины»; «Муфассил ал-хилйаф» – «Подробный халифат».

Ограничимся сказанным выше о жизни этого великого исламского учёного, преисполненного блага и благословения. Уважаемым читателям, желающим получить более подробные сведения, касающиеся имама ал-Газали, предлагаем обратиться к книге «Ал-имам ал-Газали Худжат ал-ислам ва муджаддад ал-мийа ал-хамиса» – «Имам ал-Газали – Довод веры и реформатор пятого века хиджры» (из серии «Столпы ислама»). На персидском языке имеется замечательная книга «Газали-наме» профессора Хомаи, а также интересная работа «Побег из школы», принадлежащая перу доктора Абд ал-Хусайн Зарринкуба.


Свидетельства мудрости и величия имама ал-Газали


Далее приводятся краткие высказывания великих людей о мудрости и величии имама Мухаммада ал-Газали. Оговоримся с самого начала, что свидетельств величия этого исламского учёного значительно больше, чем приведено в данной книге, а потому мы отобрали только небольшую, но показательную часть высказываний.

Имам Захаби: «Имам ал-Газали был Доводом веры[23], удивительным феноменом своей эпохи, океаном знаний. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Он обладал замечательным умом и прозорливостью».

Ибн Касир: «Ал-Газали был сведущим учёным и настоящим корифеем во многих науках. Он оставил множество сочинений по различным областям знания, которые свидетельствуют о нём, как о выдающемся и проницательном учёном. Он с самой молодости затмевал всех своими познаниями».

Имам ал-Харамайн: «Ал-Газали – это волнующееся море, наполненное знаниями».

Хафиз Абд ал-Гафар Фарси: «Ал-Газали – Довод ислама и мусульман, имам имамов веры. Никто не видел подобного ему в ораторском искусстве, памяти и здравости натуры».

Хафиз Ибн Наджар: «Ал-Газали – это предводитель факихов в абсолютном смысле этого слова. Это божественный учёный, Марджа’ ат-таклид[24] и выдающаяся личность своего времени. Он многое сделал для продвижения Сунны Пророка (с) и разъяснения Божественной религии».


«Оно – от Сулаймана [Соломона], и в нём сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!”» (Коран, 27: 30).


Ибн Асакер: «Ал-Газали – имам, в том, что касается науки о мазхабах и различиях между ними, а также в принципах веры».

’Алламе Тартуши: «Я видел ал-Газали и слушал, как он говорит. Это был учёный, обладавший великой мудростью и разумом. За время своей жизни он сумел развить в себе понимание наук и приобрести большой научный опыт».

Ибн ал-Джаузи: «У ал-Газали имеются великолепные книги по основным и второстепенным принципам религии. Это уникальные книги с точки зрения упорядочения и изучения слова».

Ибн Имад ал-Ханбали: «Если говорить кратко, то ал-Газали не видел себе равного».

Таги ад-дин ас-Сабки: «Газали был Худжжат ал-ислам и знатоком различных наук. Он был самым выдающимся человеком своего времени в том, что касается передачи знаний и понимания наук»[25].


Основные направления проповедей и наставлений имама ал-Газали


Основная цель, которую преследует каждый искренний и честный учёный, заключается в направлении процесса жизни общества, к которому он обращается со своей проповедью. Фактически, основное занятие каждого учёного сходно с профессией врача, который лечит больных. Он должен определить причину болезни и поставить диагноз, чтобы провести успешное лечение и выписать эффективно действующие лекарственные препараты.

Во времена имама ал-Газали общество было подвержено многочисленным смертельным заболеваниям. Философия чуть было не подчинила себе умы образованных слоёв общества, и это произошло бы, если бы ал-Газали не выступил против неё. Нанеся по ней серьёзный удар, он сумел нейтрализовать её влияние, хотя оно до сих пор полностью не сошло на нет.

С другой стороны, в тот период настолько усилились батыниты[26], сумевшие всех подчинить себе и направить в желаемом для себя направлении, что никто не смел их критиковать, а что уж говорить о том, чтобы им противоречить. Ведь любое непослушание и возмущение против их власти могло закончиться смертью протестующего. Но имам ал-Газали считал в тот момент, что высшей формой священной войны для него является разоблачение зловредных и порочных взглядов этого течения. Он сравнивал эту борьбу со священной битвой при Ухуде[27], а мученическую смерть за веру в этом сражении – с мученической смертью предводителя шахидов[28] Хамзы. Ал-Газали написал книгу «Фадаих ал-батынийя» – «Позор батынитов», которая стала настоящей плотиной, преградившей путь для ещё большего распространения этого страшного идеологического половодья.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Слово мудрости имама ал-Газали"

Книги похожие на "Слово мудрости имама ал-Газали" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Салих Ахмад аш-Шами

Салих Ахмад аш-Шами - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Салих Ахмад аш-Шами - Слово мудрости имама ал-Газали"

Отзывы читателей о книге "Слово мудрости имама ал-Газали", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.