» » » » Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?


Авторские права

Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?

Здесь можно купить и скачать "Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?
Рейтинг:
Название:
Феномен зависти. Homo invidens?
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-699-74716-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феномен зависти. Homo invidens?"

Описание и краткое содержание "Феномен зависти. Homo invidens?" читать бесплатно онлайн.



Что такое зависть? Если кратко и просто: глубоко укоренившаяся естественная реакция человека на чье-либо превосходство… С древнейших времен людям была свойственна печаль о благополучии ближних. Зависть не только терзает душу и тело завистника, истощает его, но и доставляет мучения окружающим, следовательно, является порочной. Чему чаще всего завидуют? Деньгам, славе, красоте, здоровью? В чем секрет живучести зависти? Ведь люди не перестают и не устают завидовать! Может, находят удовольствие в этом страдании? Или мы созданы разноуспешными и завистливыми, дабы не почивать на лаврах, а стремиться к большему? Эта лишь малая толика вопросов, которые поднимает автор. Ответы на них и на многие другие можно найти в этой книге, которая, надеемся, заинтересует читателя.






Оберег трактуется автором достаточно широко, как группа магических и прагматических средств, в том числе словесных заговоров, ритуальных действий и предметов, включая амулеты, используемые в обряде защиты человека и его мира от опасности. Как и многие, Е.Е. Левкиевская различает обряды предохранительные, профилактические, имеющие дело с потенциальной опасностью, и лечебные, реабилитационные, связанные с реализованной опасностью, точнее – ее вредоносными последствиями. Автора заботят обряды первого типа, нас тоже, ведь нам любопытно, как воспринимается «поражающая сила» сглаза, т. е. «враг», нападение которого следует предотвратить, а не способы ликвидации причиненного им ущерба. Защитные обереги автор подразделяет на три категории в зависимости от стратегической цели: 1) не допустить потенциальное зло к человеку как объекту вредительства, всячески охраняя его; 2) обезвредить, нейтрализовать угрожающую опасность; 3) наделить человека качествами, делающими его неуязвимым перед опасностью. Механизмы, конкретные способы достижения названных целей могут быть различными. Так, в первой ситуации цель – создать сакральную границу, отделяющую охраняемый объект от опасности, реализуется с помощью «окружения», «преграждения», «разграничения», «укрывания». Эти «механизмы» автор именует «моделями». Ко второй категории оберегов, воздействующих на самого носителя опасности, отнесены «нейтрализация» («обезвреживание»), «нанесение удара», «уничтожение», «отгон». Сюда же попало и «задабривание», т. е. ненасильственные способы «общения» с источником зла. К оберегам третьей категории автор причислил единственную модель – «апотропеизацию», т. е. наделение неуязвимостью. К первой и второй категориям оберегов принадлежит и «замещение».

Такова общая логическая канва данного в «Славянском обереге» анализа способов предохранения от подстерегающих человека мистических напастей, включая сглаз. Не будем дискутировать об объяснительном потенциале этой «канвы», важно, что она послужила основой систематизации обширного фольклорного и этнографического материала о конкретных техниках защиты от сглаза в славянской традиционной культуре. К этим техникам, включающим как произнесение заговоров, так и ритуальные действия, в том числе манипуляцию с наделяемыми магической силой предметами, я и предлагаю вслед за автором обратиться. Первой из таких техник Е.Е. Левкиевская называет окружение – один из наиболее частотных и универсальных охранительных мотивов, который мы уже вспоминали, говоря о древнеегипетских мистических ритуалах[229]. К предметам, заключающим в себе семантику окружения, относится пояс – одно из наиболее сильных средств защиты от дурного глаза. В Полесье пояс от мужских штанов привязывали на рога корове, предохраняя ее от сглаза[230]. Особенно ценился пояс, оторванный от исподних мужских штанов, он наделялся символикой плодородия и сексуальной силы, являющихся дополнительным фактором защиты. Таким же фактором мог быть красный цвет или принадлежность пояса священнику как сакральному лицу. В роли пояса могла выступить рыболовная сеть, повязанная по голому телу, – у русских ею опоясывали молодых перед свадьбой, чтобы уберечь от порчи и сглаза[231]. У сербов женщина во время беременности должна быть в тех же целях опоясана поясом мужа. Вариантом опоясывания является обведение или обвязывание ниткой человека или охраняемого пространства. Сербы обводили красной ниткой вокруг роженицы с новорожденным, ограждая их от злого глаза и подмены младенца[232].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См.: Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 2007. С. 1059.

2

Там же. С. 771.

3

Фролов И.Т., Борзенков В.Г. Человек // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 4. М., 2001. С. 344.

4

Гусейнов А.А. Что же мы такое? // Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке. М., 2007. С. 100.

5

Там же. С. 94.

6

Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2004.

7

Дубко Е.Л. История европейской этики. М., 2007. С. 5.

8

Гусейнов А.А. Что же мы такое? С. 94–95.

9

Бескова Т.В. Социальная психология зависти. Саратов, 2010; Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия. СПб., 2014; Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997; Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. М., 2004; Нильтон Бондер. Кабала зависти. М., 2005; Орлов Ю.М. Стыд. Зависть. М., 2005; Социально-психологические детерминанты зависти / Под ред. Т.В. Бесковой. Саратов, 2011; Шёк Г. Зависть: теория социального поведения. М., 2008; Эпштейн Д. Зависть. М., 2006; Berke J. H. Why I hate you and you hate me: the interplay of envy, greed, jealousy, and narcissism in everyday life. London, 2012; Polledri P. Envy is not innate: a new model of thinking. London, 2012; Raiga E. L’envie. Paris, 1932; Smith R. H. (Ed.) Envy: theory and research. New York, 2008; Salovey (Ed.) The psychologie of jealousy and envy. New York, 1991.

10

Частотный словарь русского языка. М., 1977.

11

См., напр.: Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999; Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск; 1989; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997; Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999; Камалова А.А. Формирование и функционирование лексики со значением психического состояния в русском литературном языке. Архангельск, 1994; Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005; Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. М., 2008; Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М.: Индрик, 1999; Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000; Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.: Вена, 2004; Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 1–3. М., 1995, 1999, 2004; Тер-Минасова С.Г. Языки и межкультурная коммуникация. М., 2000; Убийко В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке. Уфа, 1998; Шаховский В.И. Категория эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 1987; Языковая картина мира и системная лексикография. М., 2006.

12

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. С. 370.

13

Там же. С. 369.

14

Там же. С. 362.

15

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2000. С. 82.

16

Арутюнова Н.Д. Введение / Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С. 3.

17

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997. С. 216.

18

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. Т. 1. М., 1995. С. 107.

19

См. специальный выпуск журнала «Social Science Information», 2009, т. 48, посвященный языку эмоций.

20

Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. М., 2008. С. 160–161.

21

Cochrane T. Huit dimensions pour les emotions // Social Science Information. Vol. 48. 2009.

22

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Т. 1. М., 2007. С. 295.

23

Словарь языка Пушкина. Т. 2. М., 1957.

24

Старославянский словарь (по рукописям X–XI веков). М., 1994.

25

Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). Т. 3. М., 1990.

26

Русский ассоциативный словарь: В 2 т. М., 2002.

27

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1964–1973.

28

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: В 2 т. М., 2007.

29

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.

30

Там же. С. 341.

31

Vincent-Cassy M. L’envie au Moyen Âge // Annales. Economies. Sociétés. Civilisations. 35 année. № 2. 1980.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феномен зависти. Homo invidens?"

Книги похожие на "Феномен зависти. Homo invidens?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Донцов

Александр Донцов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?"

Отзывы читателей о книге "Феномен зависти. Homo invidens?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.