» » » Ирина Муштавинская - Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя


Авторские права

Ирина Муштавинская - Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя

Здесь можно купить и скачать "Ирина Муштавинская - Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Каро»5a15d18d-5523-11e4-9277-002590591ed2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Муштавинская - Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя
Рейтинг:
Название:
Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-9925-0346-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя"

Описание и краткое содержание "Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя" читать бесплатно онлайн.



В книге автор описывает современную педагогическую технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя предложенные методы, учитель может добиться желаемой цели. В книге представлены оригинальные приемы и разработки новых форм организации уроков естествознания, истории, МХК, географии, физики, химии, которые дают возможность познакомиться с технологией.






Критическое мышление в контексте педагогической науки предполагает сформированность следующих рациональных способностей:

• умение работать с информацией: сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации;

• рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных ее моментов;

• выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов;

• выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного и т. д.

Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, в ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Концепция стандартов второго поколения, принятая в 2008 г., пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции» (основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей)) и общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты[6].

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета: знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам.

Ученые и практики ищут пути формирования вышеназванных умений. Технология развития критического мышления – один из путей, способствующих их развитию.

Предлагаем вам систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

• Кластеры.

• Таблица «Инсерт».

• Прием «Общее – уникальное».

• Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».

• Стратегия «Фишбон».

• «Бортовой журнал».

Умение осознанного, «вдумчивого» чтения: «Инсерт».

• Дневники: двухчастный и трехчастный.

• Чтение с остановками.

• Стратегия «Идеал».

• Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

• Таблица «ПМИ» или «ПМ?».

• Таблица «Сравнение источников».

Умение формулировать и решать проблемы:

• Стратегия «Фишбон».

• Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями:

• Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»

• Синквейн.

• «Концептуальное колесо».

• Денотатный граф.

Умение вести аргументированную дискуссию:

• Таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:

• Синквейн.

• Кластеры.

• Эссе и другие приемы рефлексивного письма.

• Прием «Общее – уникальное».

• Сводная таблица.

• Рамка.

• Двухрядный круглый стол.

Умения в области само и взаимооценки:

• Лист взаимооценки.

• Парная письменная взаимооценка.

• Градация.

• Совокупная оценка.

Умение планировать собственную учебную деятельность:

• Таблица «Верные – неверные утверждения».

• Вопросы «Верите ли вы?».

• Кластеры.

• Портфолио.

Коммуникативные умения:

• Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).

Этот список можно было бы продолжить. Как вы видите, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

3.2. Приемы стадии вызова

Рассмотрим отдельные приемы, работающие на стадии вызова.


Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»[7]

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология» (табл. 1).


Таблица 1


На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.


Таблица «ПМИ» и «ПМ?»

На стадии вызова работает и прием «ПМИ» – таблица «Плюс – минус – интересно» либо модификация данной таблицы «ПМ?» – «Плюс – минус – вопрос» (создатель Э. де Боно).

Например, нам необходимо выяснить, является ли атомная энергия энергией будущего? Занесем имеющуюся у нас информацию в таблицу «ПМ?». Учащиеся систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов и заносят их в третью графу (табл. 2). Теперь таблица выглядит так.


Таблица 2


Самый экономичный Радиация Сколько АЭС в мире?

Вид энергии Аварии на АЭС Каковы основные причины аварий на АЭС?

Энергия будущего

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу: заполняются соответствующие графы. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

• положительные стороны явления – П «+»,

• отрицательные стороны явления – М «—»,

• а также информацию, которая просто заинтересовала – «И». Или вопросы, возникающие по ходу чтения текста.


Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, – это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.

При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.


Таблица «Верные – неверные утверждения»

Как организовать работу в режиме технологии, если в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет? Началом урока по теме «Творческие искания Брейгеля» (учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века») могут быть следующие высказывания:

• прозвищем Брейгеля было «мужицкий художник»;

• в своих полотнах Брейгель «оживил» более ста народных пословиц;

• большое место в его творчестве занимают евангельские сюжеты;

• Брейгель утверждал: «Дело художника – угождать и писать по указке» и т. д.

Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу «Верные – неверные утверждения» (табл. 3).


Таблица 3


Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения. Если ученик согласен с предложенным утверждением, мы просим его поставить в графе «До чтения текста» знак «+», если не согласен – «—».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя"

Книги похожие на "Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Муштавинская

Ирина Муштавинская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Муштавинская - Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя"

Отзывы читателей о книге "Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.