» » » Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе
Авторские права

Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:

Название:
Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе
Издательство:
ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Описание и краткое содержание "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" читать бесплатно онлайн.



В данном пособии представлены рекомендации по развитию информационной компетентности студентов в самостоятельной работе. Изложение ведется на примере направления 260000 – Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Рассмотрена характеристика профессиональной деятельности инженера пищевых производств и влияние складывающего информационного производственного процесса на ее информационную составляющую. В пособии приведена подробная характеристика информационной компетентности будущего инженера как образовательного результата, рассмотрена структура, содержание, формы и методы самостоятельной работы как фактора ее развития, а также представлена структура методического обеспечения развития информационной компетентности в самостоятельной работе. Методическое пособие содержит подробное описание этапов реализации самостоятельной работы в области информационных технологий с приложением примера программы самостоятельной работы.






Глотова М. И., Петухова Т. П.

Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе

Введение

Современное профессиональное инженерное образование должно быть направлено на развитие творчески мыслящей личности, обладающей высоким уровнем компетентности, конкурентоспособности, способности к самообразованию, самоактуализации, самореализации (В.И. Андреев, С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, В.М. Жураковский и др.) [1; 2]. В этих условиях одной из основных задач высшей школы становится – научить будущего специалиста учиться, ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, научить его мыслить самостоятельно, критически и творчески.

Выпускник университета должен быть готов к активному использованию профессионально значимых информационных технологий в каждом из названых направлений, т.е. не только в решении фактических инженерных задач, но и во взаимодействии области деятельности специалиста с глобальным информационным пространством, в принятии управленческих решений как в конкретном (локализованном) производстве, так и в распределенной компании.

Социальная среда, в которую сегодня попадает выпускник университета, отличается жесткостью, напряженностью и повышенной конкуренцией участников, что ставит перед вузами проблемы удовлетворения рыночного спроса на специалистов определенного уровня и качества подготовки. В условиях информатизации профессиональной сферы важную роль в развитии способности будущего специалиста осуществлять деятельность в трех измерениях играет информационная подготовка. Традиционно результатом информационного образования инженеров рассматривались знания, умения, навыки, определяющие в дальнейшем специалиста в большинстве своем как адаптационную личность. Главным недостатком, по словам Ю.Г. Похолкова такого подхода является то, что в результате выпускник «может знать очень многое, но не уметь делать ничего». В связи с этим сегодня обновление высшего профессионального образования ведется с использованием компетентностного подхода, где в качестве образовательного результата рассматриваются компетентности.

Для обеспечения вхождения специалиста в мир профессиональноориентированных информационных технологий, его адекватного информационного поведения, продуктивного взаимодействия с глобальным информационным пространством необходим более полный, личностно и социально интегрированный результат образования [9]. Адекватным решением проблемы подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности в информационном производственном процессе является целенаправленное развитие его информационной компетентности в образовательном пространстве университета, которое должно осуществляться в поле активной деятельности и жизненных смыслов студента.

В этих условиях особую актуальность приобретает самостоятельная работа по информатике, которая с одной стороны, имеет существенный временной ресурс, на неё отводится не менее 50 % учебного времени и эта доля, учитывая международный опыт и вхождение России в Болонский процесс, будет, очевидно, увеличиваться. С другой стороны, самостоятельная работа способствует развитию мотивации к дальнейшему освоению профессионально значимых информационных технологий, самоорганизации информационной деятельности студента, становлению его субъектной позиции, позволяет сформировать у обучаемых самостоятельность в принятии решений.

При этом результаты анализа научно- и учебно-методической литературы по обозначенной проблеме позволяют констатировать, что при наличии активного внедрения компетентностного подхода в высшее инженерное образование нет полного научно обоснованного методического обеспечения развития информационной компетентности студентов в самостоятельной работе.

На сегодняшнем этапе развития высшего профессионального образования следует констатировать, что, во-первых, несмотря на возрастающие потребности общества и рынка труда в компетентных специалистах инженерного профиля, способных к продуктивной профессиональной деятельности в информационном производственном процессе, еще недостаточно эффективно осуществляется современная информационная подготовка выпускников инженерных специальностей.

Во-вторых, самостоятельная работа по дисциплинам информационнокомпьютерного блока, обладающая потенциальными возможностями, способствующими развитию информационной компетентности обучаемых, недостаточно изучена в условиях инженерного образования.

В-третьих, учитывая наличие стремления студентов инженерных специальностей к повышению уровня информационной компетентности, следует отметить, что процесс ее развития в самостоятельной работе в вузе не имеет полного методического обеспечения.

В этих условиях, проектируя информационное образование будущих инженеров пищевых производств, необходимо ориентировать его на подготовку трех групп специалистов: сетевой инженер-универсал; сетевой инженерисполнитель; внесетевой инженер-исполнитель.

Для эффективной информационной подготовки будущих инженеров в качестве цели самостоятельной работы по информатике мы рассматриваем развитие их информационной компетентности. В данном пособии представлены рекомендации преподавателям вузов, которые содержат не только полную характеристику информационной компетентности как образовательного результата информационной подготовки специалистов инженерного профиля, а также структуру, содержание, формы и методы самостоятельной работы как фактора ее развития и структуру методического обеспечения развития информационной компетентности в самостоятельной работе.

1 Характеристика профессиональной деятельности инженера пищевых производств

Инженер по направлению подготовки 260000 – Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

− производственно-технологическая;

− организационно-управленческая;

− научно-исследовательская;

− проектная.

Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалистов, представлен в приложении А.

Из них в ГОУ ОГУ реализуется подготовка по следующим специальностям:

260201.65 – Технология хранения и переработки зерна;

260202.65 – Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий;

260501.65 – Технология продуктов общественного питания;

260505.65 – Технология детского и функционального питания.

260204.65 – Технология бродильных производств и виноделие;

Объектами профессиональной деятельности выпускника в зависимости от конкретной образовательной программы специальности или направления подготовки по блоку 260000 – Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров являются:

− зерно, мука, крупа, хлеб, кондитерские, макаронные изделия, пиво, безалкогольные и алкогольные напитки, органические кислоты, дрожжи, сахар; продовольственное сырье растительного и животного происхождения: крупы, бобовые, мука, крахмал, сухое молоко, плоды, ягоды, овощи, мясо, рыба, жиры;

− технологические процессы их получения и оборудование, нормативно-техническая документация, реализация, методы и средства испытаний и контроля качества соответствующего сырья и готовой продукции.

Для решения своих профессиональных задач инженер [19]:

− составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;

− участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования;

− рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии);

− рассчитывает экономическую эффективность проектируемых изделий и технологических процессов;

− осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования;

− разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;

− анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;

− разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции; − участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;

− рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их использования;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Книги похожие на "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Петухова

Татьяна Петухова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Отзывы читателей о книге "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.