» » » Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе


Авторские права

Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Описание и краткое содержание "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" читать бесплатно онлайн.



В данном пособии представлены рекомендации по развитию информационной компетентности студентов в самостоятельной работе. Изложение ведется на примере направления 260000 – Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Рассмотрена характеристика профессиональной деятельности инженера пищевых производств и влияние складывающего информационного производственного процесса на ее информационную составляющую. В пособии приведена подробная характеристика информационной компетентности будущего инженера как образовательного результата, рассмотрена структура, содержание, формы и методы самостоятельной работы как фактора ее развития, а также представлена структура методического обеспечения развития информационной компетентности в самостоятельной работе. Методическое пособие содержит подробное описание этапов реализации самостоятельной работы в области информационных технологий с приложением примера программы самостоятельной работы.






проективных (умение видеть проблемы информационного общества, профессиональной сферы в условиях информатизации; умение выделять информационную составляющую часть в решении проблемы и проектировать свою информационную деятельность).

Наличие развитости технологического компонента предполагает способность ориентироваться, принимать решения и действовать в соответствии с принятым решением в типовых, а также в нестандартных ситуациях.

Особо важное место в развитии информационной компетентности занимает мотивационно-ценностный компонент.

Данный компонент позволяет соотнести отраженную реальность с взглядами, представлениями, убеждениями, идеалами личности.

Мотивационно-ценностный компонент информационной компетентности включает в себя следующие группы отношений будущего инженера:

• отношение к информации как главному источнику знаний, производительности, инновации, критическое отношение к профессионально значимой информации;

• отношение к профессионально-ориентированным информационным технологиям как эффективному средству решения современных инженерных задач;

• отношение к процессу познания как источнику новых знаний в области информатики и информационных технологий;

• к профессии инженера в условиях информатизации как определяющей научно-технический и социально-экономический потенциал государства в условиях современного общества.

Развитие компонента закладывает основу для постоянного профессионального и личностного самосовершенствования в области информационных технологий.

Информационная компетентность будущего инженера находит свое выражение в следующих функциях:

• познавательной функции, направленной на систематизацию знаний, познание в области информатики и профессионально-ориентированных информационных технологий;

• аксиологической функции, направленной на ориентацию студента в системе ценностей и присвоение их личностью;

• оценочной функции, активизирующей умения ориентироваться в потоках различной информации, выявлять и отбирать необходимую, оценивать значимую и второстепенную в зависимости от цели поставленной задачи;

• регулятивной функции, направленной на регуляцию процесса и результата своей информационной деятельности;

• развивающей функции, способствующей активизации творческой работы субъекта образовательного процесса, ведущей к самоактуализации и самореализации в будущей профессиональной сфере. Выделенные функции информационной компетентности способствуют приобретению студентом четырех типов опыта (опыта деятельности по образцу, опыта познавательной деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений), развитию ее сущностных характеристик.

Будем рассматривать следующие уровни развитости информационной компетентности:

• адаптационно-исполнительский (характеризуется восприятием, осознанием, запоминанием, воспроизведением фактов, знаний, умений; накоплен опыт деятельности по образцу);

• частично-поисковый (характеризуется поиском, применением знаний, умений в похожей, приближенной к типовой ситуации; накоплен опыт познавательной деятельности);

• креативный (характеризуется применением знаний, умений в нестандартных ситуациях, обстоятельствах; наличие опыта творческой деятельности).

Более подробная характеристика уровней информационной компетентности представлена в таблице 3.

5 Характеристика самостоятельной работы студента в современных условиях

Информационная подготовка будущих инженеров начинается с первого курса за счет изучения дисциплины «Информатика», которая понимается сейчас как фундаментальная естественная научная область о закономерностях и формах движения информации в природе и обществе.


Таблица 3 – Характеристика уровней развития информационной компетентности будущего инженера


Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Информатика», согласно стандарту направления включают в себя:

− понятие информации;

− общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;

− технические средства реализации информационных процессов, алгоритмизация и программирование;

− языки программирования высокого уровня;

− операционные системы;

− пакеты прикладных программ общего назначения; текстовые и графические редакторы; табличные процессоры, базы данных; пакеты программ для организации работ в офисе;

− локальные вычислительные сети, компьютерная сеть Internet; справочные информационные системы;

− защита информации.

Анализ требований к информационной подготовленности будущего инженера, представленных в образовательных стандартах инженерных специальностей второго поколения показывает, что они содержат достаточно общие знания в области информатики и информационных технологий, умения и навыки по использованию основных методов работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами и математических методов проведения инженерных расчетов. Стандарты не закладывают возможности накопления опыта деятельности, формирования мировоззренческой составляющей, ценностных ориентаций будущего инженера в условиях информатизации, имеют поддерживающий характер, в большинстве своем представленное содержание информационной подготовки не ориентировано на будущую профессиональную деятельность инженеров. Такое рассмотрение результата информационного образования инженеров является узким и не достаточным.

Для подготовки инженера к осуществлению деятельности в обозначенных трех информационных измерениях необходимо в образовательном процессе предоставить ему поле широких возможностей активного использования информационных технологий, взаимодействия на их основе с другими субъектами образовательного процесса, внешним информационным пространством.

Однако аудиторные формы обучения по информатике в вузе не дают студенту в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и приобрести опыт самостоятельной и ответственной деятельности. В связи с этим особую значимость сегодня для образовательного процесса приобретает самостоятельная работа студента.

Начало активизации исследований по проблеме самостоятельной работы студентов, разработки ее содержания и способов организации происходит в 7080 годах XX столетия. Но в диссертационных и учебно-методических работах того периода по данной проблеме в качестве цели самостоятельной работы рассматривалось формирование грамотного специалиста на основе реализации когнитивного подхода. Самостоятельная работа составляла 20-30 % от общего количества учебного времени и сводилась в основном к домашней работе. Основными формами и методами обозначались самообразовательное чтение, рефераты и НИРС. Сегодня самостоятельной работе в образовательном процессе вуза отводится значительное место, не менее 50 %, и по рекомендациям Министерства образования и науки доля данного вида работы в учебном процессе российских вузов будет увеличиваться [21].

В работе Л.Н. Солдатовой проведен сравнительный анализ организации внеаудиторной работы в США, Японии и России, который показал, что в Японии и США внеаудиторная самостоятельная работа студентов с широким внедрением компьютерной техники занимает в три раза больше учебного времени по сравнению с аудиторной работой. В международных рекомендациях по преподаванию информатики Computing Curricula-2001 [20], Computing Curricula2005 [22], составленных на основе отчета объединенной комиссии ACM и IEEE Computer Science отмечается, что самостоятельная работа в области информационных технологий должна составлять примерно 2/3 от всего учебного времени.

Важную роль самостоятельной работы будущих инженеров отмечают Ю.Похолков, Б.Л. Агранович, А.И. Чучалин, В. Жураковский и др., опираясь на опыт использования в зарубежных вузах Aalborg University (Дания), Twente University (Голландия), Queens University (Канада), Norwegan University of Science and Technology (Норвегия) и др. «контекстного обучения», «обучения на основе опыта», работы в команде, «case studies», метода проектов [1].

Самостоятельную работу обучающегося отличают внутренняя мотивированность, рефлексивность, целеустремленность, ответственность, интеллектуальное удовольствие от процесса познания и самопознания [7]. Ее совершенствование в подготовке будущих инженеров сегодня детерминируется информационным производственным процессом и качественно новым содержанием инженерной деятельности (п. 2, 3). В связи с этим она рассматривается как основа модернизации образовательного процесса в вузе.

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия самостоятельной работы студента. В таблице 4 представлены трактовки понятия «самостоятельная работа» различных ученых, в основу которых положены современные научные подходы, а также целевая основа самостоятельной работы, формы, методы и средства ее организации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Книги похожие на "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Петухова

Татьяна Петухова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Отзывы читателей о книге "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.