» » » Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе


Авторские права

Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Описание и краткое содержание "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" читать бесплатно онлайн.



В данном пособии представлены рекомендации по развитию информационной компетентности студентов в самостоятельной работе. Изложение ведется на примере направления 260000 – Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Рассмотрена характеристика профессиональной деятельности инженера пищевых производств и влияние складывающего информационного производственного процесса на ее информационную составляющую. В пособии приведена подробная характеристика информационной компетентности будущего инженера как образовательного результата, рассмотрена структура, содержание, формы и методы самостоятельной работы как фактора ее развития, а также представлена структура методического обеспечения развития информационной компетентности в самостоятельной работе. Методическое пособие содержит подробное описание этапов реализации самостоятельной работы в области информационных технологий с приложением примера программы самостоятельной работы.






сетевой инженер-исполнитель, цель – принятие тактических решений (включен в процесс принятия решений, но не решает когда, как, с кем и почему; занимается внедрением инноваций, управлением отношениями между решениями, инновацией, внедрением и исполнением; принимает тактические решения на основе информационных технологий; преобладающий вид деятельности – организационно-управленческий на уровне предприятия; для них важно видеть информационную составляющую разработанной инновации инженерами первой группы, создать гибкую команду и уметь внедрить инновацию в производство на основе использования информационных технологий);

внесетевой инженер-исполнитель, цель – выполнение конкретных заранее алгоритмизированных операций – реализация тактических решений (осуществляют достаточно узкий перечень задач, реализует принятые решения, выполняет отведенные ему специфические задачи, требующие как проявления собственной инициативы, так и исполнения вспомогательных, заранее алгоритмизированных функций; специалисты этой группы должны быть способны автоматизировать конкретные операции решаемой подзадачи проекта (инновации) на основе использования информационных технологий, преобладающий вид деятельности – производственно-технологический).

Подробная характеристика групп инженеров пищевых производств в аспекте их современной информационной подготовки представлена в таблице 1.

4 Информационная компетентность будущего инженера как образовательный результат

Информационную компетентность будущего инженера мы рассматриваем как результат профессионально-ориентированного информационного образования выпускника и считаем ее составляющей профессиональной компетентности [6; 10; 12].

Как образовательный результат информационная компетентность будущего инженера должна включать в себя освоение обучающимися четырех типов опыта:

• опыта познавательной деятельности в области информатики и информационных технологий, фиксированный в форме ее результатов – знаний;

• опыта осуществления известных способов информационной деятельности в будущей профессиональной сфере и смежных областях деятельности – в форме умений действовать по образцу;

• опыта творческой деятельности в сфере профессиональноориентированных информационных технологий – в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

• опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, связанных с использованием информационных технологий в различных сферах – в форме личностных ориентаций.

Анализ различных трактовок понятия «информационная компетентность», а также перечня задач информационной составляющей деятельности выделенных групп специалистов, позволяет сделать вывод, что она, включая в себя ключевую и базовую составляющие, будет иметь следующие сущностные характеристики:

• интегративную природу знаний и умений в области информатики и профессионально-ориентированных информационных технологий;


Таблица 1 – Группы инженеров пищевых производств в аспекте информационной подготовки





• универсальность (по типу информационных технологий, области и степени их применимости при решении определенного класса повседневных и профессиональных задач);

• многофункциональность (т.е. она должна позволять решать различные проблемы с использованием информационных технологий, как в профессиональной, так и в повседневной, и социальной жизни);

• многомерность (должна включать различные умственные процессы и информационные умения);

• интеллектуальную насыщенность (т.е. для овладения ею требуется значительное интеллектуальное развитие: методологические знания о способах использования информационных технологий, абстрактное мышление в выделении информационных потоков рассматриваемого процесса, объекта как в обществе, так и в профессиональной сфере, саморефлексия информационной деятельности, критическое мышление в оценке и выборе приоритетной социально, профессионально значимой информации и др.);

• объемность (она должна представлять собой широкую компетентность в IT-образовании и обеспечивать связь с актуальными проблемами в современном обществе, информационной составляющей будущей профессиональной деятельности выпускника);

• междисциплинарность и надпредметность (в условиях высшего профессионального образования).

Информационная компетентность будущего инженера представляет собой интегративное качество личности, выражающееся в готовности студента к активному использованию профессионально-ориентированных информационных технологий в информационных измерениях (создания стоимости, создания отношения, принятия решения) будущей деятельности и смежных областей. Структура информационной компетентности будущего инженера включает в себя три компонента: когнитивный, технологический и мотивационноценностный [15].

Характеристика компонентов информационной компетентности будущего инженера представлена в таблице 2.


Таблица 2 – Структура информационной компетентности будущего инженера



Когнитивный компонент представляет собой систему декларативных (знаю «что»), процедурных (знаю «как») и методологических (знаю «как узнать») знаний в области информатики и информационных технологий (в т.ч. профессионально-ориентированных). Под системой знаний понимаем множество связанных элементов, являющихся целостным образованием и характеризующихся качествами гибкости, динамичности, вариативности, адаптивности, стабильности, прогностичности, целостности, преемственности.

В условиях информационного общества компонент предполагает не только наличие базовых знаний в области информатики, информационных технологий, но и знаний о способах, алгоритмах информационной деятельности в типовых и нестандартных ситуациях. В условиях быстрого обновления информационных технологий студенту необходимы знания общих принципов использования профессионально-ориентированных информационных технологий, знания об информационном методе научного познания, т.е. методологические знания в области информатики и информационных технологий.

Сформированность когнитивного компонента будущего инженера предполагает наличие у него способности в дальнейшем воспринимать, понимать и видеть проблемы, прогнозировать тенденции информатизации общества, профессиональной сферы и смежных областей деятельности, мыслить категориями ситуации.

Технологический компонент информационной компетентности будущих инженеров состоит из совокупности профессионально-ориентированных информационных умений, способствующих приобретению опыта деятельности по использованию информационных технологий в профессионально значимых ситуациях. Под умением понимается возможность выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых человеку приходится ориентироваться.

Технологический компонент представлен совокупностью следующих четырех групп профессионально-ориентированных информационных умений:

поисково-ориентировочных (умение ориентироваться в глобальном информационном пространстве, на IT-рынке и рынке информационных услуг, выявлять профессионально-ориентированные информационные технологии для решения типовых и проблемных ситуаций; умение осуществлять поиск, накопление, преобразование, передачу, технической информации);

аналитико-синтетических (умение анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать научно-техническую информацию, патентную литературу с использованием современных информационных технологий; умение оценивать профессионально значимую информацию и выявлять необходимую; умение анализировать состояние рынка информационных технологий, прогнозировать тенденции его развития, оценивать и выбирать оптимальные профессионально-ориентированные технологии, математические методы);

конструктивных (умение эффективно использовать профессиональноориентированные информационные технологии при построении и исследовании моделей, оформлении технической документации; умение автоматизировать отдельные действия, технологические операции в инженерных расчетах);

проективных (умение видеть проблемы информационного общества, профессиональной сферы в условиях информатизации; умение выделять информационную составляющую часть в решении проблемы и проектировать свою информационную деятельность).

Наличие развитости технологического компонента предполагает способность ориентироваться, принимать решения и действовать в соответствии с принятым решением в типовых, а также в нестандартных ситуациях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Книги похожие на "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Петухова

Татьяна Петухова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Петухова - Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе"

Отзывы читателей о книге "Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.