» » » Коллектив авторов - Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи


Авторские права

Коллектив авторов - Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «МЦНИП»7df6bd0e-e17c-11e3-86c0-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи
Рейтинг:
Название:
Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-00090-035-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи"

Описание и краткое содержание "Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена одной из актуальных проблем организации и управлению профессиональной ориентации в современных социально-экономических условиях. В коллективном труде авторов определены концептуальные подходы к модернизации системы профориентации с учетом региональных особенностей Северо-Востока России, представлены механизмы обеспечения повышения качества профессиональной ориентации. Обосновано содержание психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности, раскрыты возможности дополнительного образования и социального партнерства в профориентационной работе. Научное издание предназначено для научно-педагогических работников учреждений среднего и высшего профессионального образования, специалистов в области образования и студентов, обучающихся по направлению педагогического образования.






По нашему мнению, мотив – это содержание направленности, внутренняя побудительная сила, потребность в самоутверждении. Это подтверждается тем, что в психологических исследованиях направленность личности рассматривается в связи с активностью личности как генерализованное, стержневое свойство человека. Таким образом, определяющим в характеристике направленности личности является мотив деятельности, имеющий направляющие и смыслообразующие функции. Он представлен как генерализованное, стержневое свойство индивида, представляющее начало, ядро личности.

В целом направленность личности во вне проявляется и конкретизируется в виде установки или в виде отношения. При этом установки характеризуют направленность человека на предъявляемые ему задачи профессионального выбора. А также становятся убеждениями благодаря активной познавательной деятельности школьников. В этой связи высшей формой направленности личности, в том числе и профессиональной, является убеждение, которое выражается в твердой решимости растущего человека избрать какую-либо профессию.

В первом случае в качестве побудителя выступает влечение, а в качестве цели – нечетко сформированная логическая конструкция или образ. Во-втором случае, побудителем становится мотив, а цель представлена в виде модели желаемого результата. Именно в этом, на наш взгляд, заключается связь мотивационно-потребностной сферы человека с познавательными процессами.

В психолого-педагогической литературе определение профессиональной направленности не имеет единого научного толкования. Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем наиболее важные аспекты профессиональной направленности личности, которые позволяют подойти к практическому решению проблемы подготовки старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Большинство авторов считают, что профессиональную направленность характеризуют чувство профессиональной зрелости, необходимость выбрать социальный и профессиональный идеал, найти свое место во взрослой жизни.

По С. Л. Рубинштейну, профессиональная направленность – это комплекс ценностно-избирательных и эмоционально-волевых отношений личности к тому или иному виду профессионального труда.

По мнению целого ряда ученых (Ю. П. Вавилов, Л. Л. Кондратьева, К. К. Платонов, А. Д. Сазонов), профессиональная направленность всегда отнесена к определенному объекту, виду трудовой деятельности. При этом мы придерживаемся мнения А. Д. Сазонова о том, что профессиональная направленность личности – это характеризующее данное человека, своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность.

Это позволяет нам считать, что профессиональная направленность имеет ряд специфических особенностей, которые определяются, в частности, через такие параметры, как: избирательность и специализация, способности и склонности, характерологические и стилевые особенности и др.

Как показывают современные исследования по изучению проблемы направленности личности, важное место в личностной структуре занимает профессиональная направленность растущего человека как его существенная индивидуальная характеристика.

Такую ориентацию можно обозначить как «предметно-профессиональную». В соответствии с ней старшеклассник выбирает будущую профессию, которая соответствует (или не соответствует) его личным интересам то и вызывает у него определенные эмоции. На основании вышеизложенного, можно утверждать, что профессиональная направленность, прежде всего, имеет предметное содержание.

В формировании профессиональной направленности личности важна субъектная позиция – процесс делания человеком себя. Как отмечает Н. А. Люрьи, «все разрывы и диссонансы современного образования должна преодолеть сама личность, ее самость, сам воспитуемый, обучаемый посредством неких возможностей, которые у него, безусловно, есть, их надо только выявить, раскрыть, реализовать» [40].

При этом личная заинтересованность школьника заключается в самооценке им своих способностей, склонностей. Процесс перехода внешнего регулирования во внутреннее саморегулирование обеспечивает его сознательную позицию. В результате способность личности к самоактуализации деятельности выступает как основной признак продвижения старшеклассника в своем развитии.

Педагогический аспект феномена самоактуализации личности состоит в создании условий формирующемуся человеку для реализации его потенциала, которые предполагают опору на собственные силы, самостоятельное и независимое собственное мнение.

Процесс формирования профессиональной направленности старшеклассников завершается появлением у выпускника школы установки на конкретные профессиональную деятельность. Следовательно, профессиональную направленность характеризует также отношение личности к самой проблеме выбора профессии.

В этой связи профессиональная установка выражает собой личностную активность субъекта деятельности и относится к смысловым установкам, возникающим в ходе профессионального развития. Своим возникновением понятие «профессиональные установки» также как и понятие «профессиональная мотивация», обязано, прежде всего, реализации принципа личностной активности. Именно данный принцип позволяет учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять выбор профессии и подготовку к ней. Активность старшеклассника при выборе профессии определяется тем, насколько оно подготовлен как субъект деятельности. При этом важно оценить уровень сформированности профессиональной направленности. Для результативности ее формирования необходимо выявить показатели, критерии и уровни, характеризующие ее сформированность.

В теории профориентации разработка критериев и показателей сформированности готовности школьников к выбору профессии осуществлена в исследованиях С. И. Вершинина, Е. А. Климова, Е. В. Машиньян, Н. С. Пряжникова, М. С. Савиной, С. Н. Чистяковой и др.

С. И. Вершинин выделяет следующие критерии эффективности профориентационной работы в целом, в качестве которых представлены:

– информированность учащихся и профессиях и путях ее получения;

– наличие у старшеклассников потребности в обоснованном выборе профессии;

– осознание учащимися социальной значимости труда;

– степень развития самопознания школьника;

– наличие у учащихся обоснованного профессионального плана.


Таким образом, представленные критерии свидетельствуют о практической и психологической подготовленности школьника к выбору профессии, развитии его профессионально важных качеств. На наш взгляд, важнейшей характеристикой сформированности профессиональной личности является наличие у человека твердой воли, реальной способности превратить свои планы в деятельность. Поэтому мы считаем, что необходимо выделить в отдельный критерий – волевой. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить следующие критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной направленности старшеклассников.

1. Побудительно-мотивационный критерий. Показатели: наличие потребности старшеклассника в выборе профессии; обоснованность устойчивой системы мотивов выбора профессии; интерес к содержанию выбираемой профессиональной деятельности.

2. Когнитивный. Показатели: информированность старшеклассника о профессиях, содержании и перспективе выбираемой профессии, условиях ее освоения, требованиях, предъявляемых к человеку, возможностях профессионального роста.

3. Волевой критерий. Показатели: стремление преодолеть трудности жизненных ситуаций; уверенность в преодолении препятствий на пути в овладении профессией; эмоциональная уравновешенность; осознание своих возможностей, способностей и своей позиции, отношения к определенной профессиональной деятельности.

4. Адаптивный критерий. Показатели: умение личности адаптироваться к новым условиям; стремление к самореализации потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к выбору профессии, самопознанию; развитость умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии; умение осуществлять самоконтроль поведенческой и психологической активности, регуляцию и коррекцию своей деятельности.


Определение критериев профессиональной направленности позволило выделить следующие уровни ее сформированности у старшеклассников:

Высокий уровень – достаточно полная информированность о мире профессий, о выбранной профессии; устойчивый интерес к определенной профессии; психологическая готовность к выбору конкретной профессии; знания о своих индивидуальных особенностях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи"

Книги похожие на "Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи"

Отзывы читателей о книге "Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.