Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Описание и краткое содержание "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II" читать бесплатно онлайн.
Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова, 1782–1867), митрополита Московского давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов. «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)» – это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов, имеющих отношение к жизни и деятельности святителя Филарета. В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета, а также цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников. Том II охватывает период с 1826 по 1832 г.
Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.
• Письмо А. П. Глазовой: «В мирном уединении, с благодарностию воспоминаю тех, которые в Москве, благорасположением, а наипаче благоговением к Богу и усердием исполнять волю Его, приносили мне истинное утешение, в числе коих на Вас и дщерь Вашу, благословение и покров Божий благодарным сердцем призываю… Патриарший стакан, за послушание Вам, дошел до Петербурга, и оказался очень употребительным. Как я боюсь сырой невской воды, то в него льют кипяток и ставят ко мне, чтобы пить, когда остынет» (ЧОЛДПр. 1876. Кн. 5. С. 61. № 36).
14 июня. Мнение по делу о предосудительных и безчинных поступках священника Орловской епархии: «…священника Посельского от должности немедленно удалить. Поелику прихожане покровской церкви четыре раза уже просили преосвященного епископа Орловского об определении на его место другого, и, по долговременному его запрещению в священнослужении, и… по часто объявленным им болезням, имеют нужду в исправном священстве, то и определить на его место достойного немедленно» (Мнения. Т. II. С. 189. № 184).
• Письмо епископу Иннокентию (Сельно-Кринову): «Книги для сбора подаяний на строение церковное давать надобно; ибо без сего средства в некоторых местах не можно было бы иметь и поддерживать церквей: но давать надобно только по истинной надобности, для чего и нужно требовать от консистории справки и разсмотрения… В прошедшее воскресенье служил я здесь в первый раз, и с того дня начинаю себя чувствовать несколько лучше прежняго. – Благословение Божие собратиям и прочим помнящим меня» (Прибавления. 1871. Ч. 24. Кн. 2. С. 412. № 5).
16 июня. Письмо епископу Иннокентию (Сельно-Кринову): «Приближаются экзамены. Посмотрите в Семинарии, а есть ли время позволит, хотя в одном и из уездных училищ, и уведомьте меня, что усмотрите… О себе сказать нечего. Я еще более отдыхаю, нежели делаю, не потому, чтобы в деле был недостаток, но потому, что немощь требует отдыха» (Прибавления. 1871. Ч. 24. Кн. 2. С. 413. № 6).
• Письмо графине А. А. Орловой-Чесменской[103] о построении новой церкви в селе Ивановское: «…обязанностию моей почитаю довести вышеописанное до сведения В[ашего] С[иятельст]ва и покорнейше просить Вас, Милостивая Государыня, богоугодному и необходимо нужному предприятию Ивановских прихожан Вашей отчины оказать зависящее от Вас Христолюбивое содействие» (ЧОЛДПр. 1873. Кн. 4. С. 69–70. – (Материалы)).
18 июня. Резолюция на рапорте благочинного о том, что прихожане, просившие дозволения на исправление храма, по истечении почти целого года к исправлению не приступают, плана еще не составили и материалов не заготовляют (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 176. № 1817).
• Ответная записка на секретную доносительную записку о состоянии женских монастырей в Москве, приложенная к письму епископу Иннокентию (Сельно-Кринову): «Доносительная записка начинается замечанием, что с давняго времени женские монастыри в Москве сделались предметом невыгодных замечаний публики. В сем замечании есть истина, которую, дабы говорить с точностию, можно изобразить так, что от времени до времени в Москве разносились повествования о соблазнительном поступке какой-нибудь послушницы какого-нибудь монастыря… Записка говорит далее, что все благочестивые и добродетельные люди с крайним соболезнованием видят в московских женских монастырях совершенный разврат. Пред очами Божиими и пред священным лицем правосуднаго монарха ответствую на сие, что не вижу причин признать в сих словах записки верное свидетельство истины… Доносительная записка заключается ироническим восклицанием: “Вот примеры благочестия и смиренных молитв наших женских монастырей”. Ответствую: Бог да простит насмешника» (Прибавления. 1871. Ч. 24. Кн. 2. С. 401–409).
19 июня. Резолюция на определении консистории о возложении на солдатскую жену епитимии на три с половиною года с содержанием из них полгода в монастыре за брошение в речку незаконно прижитого ею младенца женского пола: «Ввержение незаконнорожденного младенца в реку есть вольное убийство, и сей грех тягчае прелюбодеяния. Как 15 правилом Василия Великого положено за оный запрещение на 20 лет: то, по причине телесного наказания, положить на женку половинную епитимию на десять лет» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 176. № 1818).
• Письмо епископу Иннокентию (Сельно-Кринову): «Или я не точно сказал, или Вы, Преосвященнейший, много сделали… Прекратите Ваши распоряжения; списка и расписок не надобно, в советы пастырские не надобно мешать канцелярских обрядов… Радуюсь, что Вы познакомились с Князем Сергием Михайловичем[104]. Он точно Русский и православный болярин… Я все здесь чувствую тягость, хотя время не трудное, ибо собрания в Синоде однажды в неделю. Сегодня служил на погребении, потому что покойник Московской епархии. Устал, но, отдохнув, чувствую себя легче прежняго» (Прибавления. 1871. Ч. 24. Кн. 2. С. 413–415. № 7).
22 июня. Резолюция на рапорте благочинных монастырей и пустыней об избранных ими двух кандидатах на должность строителя Берлюковской пустыни (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 176. № 1819).
23 июня. Резолюция-предложение консистории об увольнении от должности по старости игумении Зачатьевского монастыря и о назначении новой игумении (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 177. № 1820).
• Резолюция на прошении священника с причтом и церковным старостой о дозволении им в холодном храме, выжженным неприятелем в 1812 г., устроить престол, жертвенник, иконостас и клиросы (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 177. № 1821).
• Резолюция на определении консистории об отсылке денег из внесенных в консисторию за дом умершего священника во 2-й департамент Московского уездного суда на удовлетворение кредиторов покойного (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 178. № 1822).
• Письмо А. П. Глазовой: «Вспомня, что сегодня память святыя, которой имя Вы носите [Агриппины, мч.], не могу пропустить, чтобы не сказать Вам, что сие воспоминание встречаю я с участием и с молитвою к Богу, да пошлет Вам в сей день новое благословение мира для дней грядущих… Но теперь не могу писать более, потому что начинается литургия, у которой и для Вашего дня быть надобно, дабы я не напрасно назывался В[ашего] П[ревосходительства]ва усердным богомольцем» (ЧОЛДПр. 1876. Кн. 5. С. 61. № 37).
Между 19 и 27 июня (без даты). Письмо епископу Иннокентию (Сельно-Кринову): «О первом письме моем, видно, погрешил я в счете, сколько ему надлежало быть в пути, Вам же не нужно было делать ничего более того, что сделали… Какой-то безпорядок был в Зачатейском по случаю погребения монахини. Узнайте чрез Благочиннаго монастырей, и напишите мне, или ему велите написать, неоффициально» (Прибавления. 1871. Ч. 24. Кн. 2. С. 415–416. № 8).
27 июня. Наставление миссионеру, посылаемому для обращения на путь истины совращенных в жидовскую секту: «…желательно, чтобы миссионер, с помощью местного священника и благорасположенных прихожан, завел с жидовствующими беседы о вере, без всякого участия гражданского правительства, начав с тех, кои менее ожесточены и, чрез убеждение сих, привлекая постепенно и прочих. Если сего не допустит сделать влияние начальников секты на прочих ее членов, в таком случае миссионер потребует от земского суда чиновника гражданского начальства для назначения, по взаимному соглашению места и времени собрания и для соблюдения порядка при увещании заблудших, о чем консистория предварительно снесется с Губернским Правлением» (ЧОИДР. 1874. Ч. 2. С. 70–71. – (Смесь)).
• Письмо епископу Иннокентию (Сельно-Кринову): «О мощах еще подумаю. Важен не тот вопрос, вписать ли в церковную опись, но представить ли в церкви на поклонение» (Прибавления. 1871. Ч. 24. Кн. 2. С. 416. № 9).
29 июня. Запись в дневнике: «Ап[остолов] Петра и Павла. Пересмотренный Катехизис[105] представлен мною Владыке[106]».
30 июня. Письмо М. М. Евреинову: «Против нашей немощи, греховности, ничтожности есть безконечная благость и всемогущее милосердие Божие. А против лености Бог положил нечто и в нас: ибо есть ли умеем победить леность, и трудиться неутомимо и неусыпно для выгод мирских, как можно часто видеть на многих: то почему не возбудить себя к подвигам для царствия небеснаго?» (ЧОЛДПр. 1868. Кн. 4. С. 96. – (Материалы)).
• Письмо матери: «Мое отсутствие прошу воспоминать не со скукою, которая безполезна, но с молитвою, которая да будет мне в помощь. Я не веселюсь, но, Благодарение Богу, до сих пор и не скучаю. Здоровье мое несколько лучше прежняго. Более прежняго отдыхаю, и тем подкрепляюсь. Государя еще не видал, потому что он непрерывно в Царском Селе» (Письма. 1882. С. 283–284. № 296).
• Запись в дневнике: «Собор 12 Апостолов. Какой ни есть способ размножения у ангелов, хотя неизглаголанный и недосягаемый для всех догадок человеческого воображения, впрочем действительно есть: так сей то способ размножения имел бы всю свою силу и между человеками, малым чим пред Ангелами умаленными, так что при сем способе они возрастали бы до числа в Совете Творческом предопределенного. (Григ[орий] Нисс[кий] кн[ига] о[б] [устроении] чел[овека] гл[ава] 17)[107]».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Книги похожие на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Отзывы читателей о книге "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II", комментарии и мнения людей о произведении.