Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV"
Описание и краткое содержание "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV" читать бесплатно онлайн.
Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова, 1782–1867), митрополита Московского, давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов. «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)» – это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов, имеющих отношение к жизни и деятельности святителя Филарета. В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета, а также цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников. Том IV охватывает период с 1839 по 1844 г.
Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.
19 июня. Резолюция на прошении коммерции советника о том, что принадлежащие ему каменные лавки он предоставляет в вечное владение и пользование с оных доходами для содержания девиц и вдовиц уединенной жизни: «Поелику существование Троицкой, что на усадьбе Одигитриевой церкви, построенной Грузинскою царевною Тамарою Георгиевною, Святейшим Синодом утверждено навсегда, между прочим ради поселившихся при ней лиц женского пола, составляющих общежитие… то с обстоятельствами места сообразно и полезно предлагаемое благотворение для обеспечения содержания находящегося при сей церкви богоугодного заведения, составленного женскими лицами, провождающими при оной скромную и набожную жизнь» (Резолюции. Т. 4. С. 129–130. № 9312).
20 июня. Резолюция на прошении пономаря о выдаче пособия ему и его семейству из восьми человек: «Поелику занимающимся земледелием причетникам особенно нужна помощь на обсеменение полей, то предписать благочинным, чтобы нуждающимся в сем, по засвидетельствованию местного священника и по дознанию благочинного, выдаваемо было заимообразно необходимо нужное количество денег из кошельковой суммы той же церкви, при которой служат, или другой, из которой окажется возможным заимствовать» (Резолюции. Т. 4. С. 130. № 9313).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Ищущий крещения испытан; определение о совершении крещения постановлено и утверждено. Будет ведомо сие восприемнику» (Письма. 1869. С. 85. № 60).
21 июня. Резолюция на прошении священника с причетниками об оказании им какого-либо пособия при дороговизне хлеба: «Священник в начале говорит о голоде, а потом пишет: едва могу пропитать. Следовательно, может быть, и пропитает свое семейство, и просит еще не по нужде, а по догадке» (Резолюции. Т. 4. С. 178. № 9408).
• Резолюция на прошении дочери умершего дьячка о прибавлении к получаемым ею из попечительства четырем рублям по дороговизне хлеба: «Попечительству выдать ей на сие время дороговизны единовременно 10 руб. ассигн.; а от священника может взять свидетельство для покупки хлеба уменьшенною ценою» (Резолюции. Т. 4. С. 178. № 9409).
• Письмо московскому военному генерал-губернатору Д. В. Голицыну: «…я предписал Консистории объявить всем приходским священникам, чтобы они, вникая в положение бедных прихожан, тем из них, которые окажутся нуждающимися и которые по сему желают получить свидетельства для получения хлеба по уменьшенным ценам, таковыя свидетельства выдавали без замедления» (ДЧ. 1891. Ч. 3. № 10. С. 309–310).
23 июня. Резолюция на прошении иеромонаха о перемещении его в число братии какого-либо московского монастыря из-за непереносимости жаркого климата: «Поелику проситель неизвестен и не представляет того, чтобы кто-либо из монастырских настоятелей московской епархии согласен был принять его; то в сей просьбе ему отказать и приложенное при ней врачебное свидетельство чрез астраханскую духовную консисторию ему возвратить» (Резолюции. Т. 4. С. 130. № 9314).
• Резолюция на журнале попечительства по прошениям разных лиц: «Девица не имеет ни отца, ни матери; для таких-то детей и нужно преимущественно общественное заведение. Попечительство должно беречь вакансии для таких детей. Дознать чрез опекуна, пользуется ли девица у зятя добрым призрением и воспитанием, и есть ли это так, то можно поступить по теперешнему мнению попечительства, а иначе всячески надобно взять ее в заведение» (Резолюции. Т. 4. С. 178. № 9410).
24 июня. Служение литургии и молебна, произнесено Слово в Успенском соборе в день рождения императора и великой княжны Александры Николаевны (МВ. 1840. № 52. С. 408).
• Резолюция на прошении русского подданного Эдуарда Ганя о присоединении его к Православной Церкви: «Как из прежнего прошения видно, что проситель обвинен в прелюбодеянии– а таковые, по правилам св. Отец, не вскоре допускаются до Таинств православной церкви, – то дозволить наименованному протоиерею иметь его в числе оглашенных и кающихся и употребить довольное время на испытание искренности его покаяния и чистоты намерения. Смотря же по тому, что окажется, может он просить дальнейшего разрешения относительно совершенного присоединения его к православной церкви» (Резолюции. Т. 4. С. 131. № 9315).
• Резолюция на прошении бывшего послушника монастыря о дозволении ему приискивать причетническое место: «Дозволить ему искать и просить причетнического места не иначе как с согласия местного священника и прихожан и на сие дать три месяца. Есть ли в сие время не найдет места, то Консистории рассмотреть, не следует ли исключить его, как излишнего, из духовного звания и препроводить в Губернское Правление для избрания рода жизни» (Резолюции. Т. 4. С. 131. № 9316).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Парфений (Чертков, ум. 1853) – архиепископ Воронежский и Задонский.
2
Георгий (Машурин, ум. 1836).
3
Новая редакция Пространного и Краткого Катехизисов, издана в 1839 г.
4
Виталий (Щепетев, ум. 1846) – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, впоследствии епископ Костромской.
5
Василий Ефимович Световидов– магистр XI курса (1834–1838) МДА, наставник Вифанской семинарии.
6
А. Н. Муравьев (ум. 1874) – церковный писатель и публицист.
7
Филарет (Амфитеатров, ум. 1857) – митрополит Киевский и Галицкий.
8
Иннокентий (Смирнов, ум. 1819) – епископ Пензенский и Саратовский, на выражения которого ссылался цензор в оправдание того, что он пропустил в сочинении Руднева фразу «церковь разделенная».
9
Святитель Филарет говорит о себе.
10
Этот текст был предложен митрополитом Филаретом А. Н. Муравьеву для вставки в его письма «О спасении мира Сыном Божиим».
11
Алексей Петрович Ахматов– будущий обер-прокурор Святейшего Синода с 1862 г.
12
Врач митрополита Филарета.
13
Иерофей (ум. 1885) – впоследствии Патриарх Антиохийский.
14
Афанасий V (ум. 1844).
15
Никодим (Казанцев, ум. 1874) – впоследствии епископ Енисейский.
16
Евлампий (Пятницкий, ум. 1862) – впоследствии архиепископ Тобольский и Сибирский.
17
Каменец-Подольская и Брацлавская епархия.
18
Кириллу (Богословскому-Платонову, ум. 1841).
19
А. П. Святославский.
20
Иосиф (Семашко, ум. 1868) – впоследствии митрополит Литовский и Виленский, в 1833–1839 гг., будучи еще греко-католическим епископом, содействовал движению Греко-Католической Церкви в России к воссоединению с Православной Церковью. Во время его совместного служения с двумя униатскими архиереями в Полоцке, 12 февраля 1839 г., был принят акт о присоединении униатской церкви к Православной.
21
Владимир (Ужинский, ум. 1855) – архиепископ Казанский и Свияжский.
22
Консисторий.
23
Московский дом для умалишенных.
24
Издание Катехизиса 1823 года, расширенное и дополненное.
25
А. Н. Муравьева.
26
Награждению орденом Святого равноапостольного князя Владимира I степени.
27
В 1837 г. этот монастырь переведен в Красное Село возле Сокольничьего поля, а на прежнем месте воздвигнут храм во имя Христа Спасителя.
28
Великая княгиня Мария Николаевна (1819–1876) – старшая дочь императора Николая I Павловича, в 1839 г. вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
29
Аграфена Ивановна Жадовская (ум. в конце 1840-х) – духовная дочь архимандрита Фотия, посвятила себя девству и молитвенной жизни. Поселилась в Москве, чтобы иметь возможность жить в одном городе с митрополитом Филаретом. Тетка Н. И. Сушкова.
30
Рукопись Стурдзы– перевод пространного Катехизиса на новогреческий язык. Александр Скарлатович Стурдза (1791–1854) – дипломат и писатель, исследователь политических и религиозных вопросов.
31
Протасову.
32
Петр Иванович Багратион (1765–1812), князь, генерал от инфантерии.
33
14 июля 1839 г. скончался на 40-м году жизни Никита Михайлович Дроздов, родной брат святителя Филарета, служивший в сане протоиерея в Коломне.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV"
Книги похожие на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV"
Отзывы читателей о книге "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV", комментарии и мнения людей о произведении.