» » » Татьяна Ким - Семья как субъект взаимодействия со школой


Авторские права

Татьяна Ким - Семья как субъект взаимодействия со школой

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ким - Семья как субъект взаимодействия со школой" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Ким - Семья как субъект взаимодействия со школой
Рейтинг:
Название:
Семья как субъект взаимодействия со школой
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2460-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семья как субъект взаимодействия со школой"

Описание и краткое содержание "Семья как субъект взаимодействия со школой" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Семья как субъект взаимодействия со школой» составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура». Основное содержание пособия составляют актуальные вопросы, посвященные изучению такого важного социального воспитательного института, как семья. В пособии освещается проблема взаимодействия школы и семьи как целостного педагогического процесса; рассматривается сущность семьи как субъекта образовательного процесса, ее структура и функции, предлагаются основные направления организации сотрудничества этих двух важнейших институтов социализации и воспитания личности; предлагаются формы и методы работы с семьей, способствующие повышению педагогической культуры родителей и направленные на оптимизацию воспитательного процесса в семье с учетом ее особенностей.

Пособие адресовано студентам и магистрантам физкультурных вузов, а также может быть полезно педагогам образовательных учреждений, классным руководителям, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в образовании.






Существовал и иной подход в поисках путей взаимодействия педагогической науки и практики, где взаимодействие вскрывалось через «интеграцию». При этом интеграция трактовалась двояко:

1) интеграция педагогики, под которой подразумевался межнаучный характер взаимодействия педагогики с другими науками (психологией, социологией, историей, экономикой, экологией и т. д.);

2) педагогическая интеграция, или внутрипредметное взаимодействие, осуществляемое в рамках педагогической теории и практики.

Смена социокультурной ситуации в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. привела к кардинальному переосмыслению многих традиционных подходов, концепций, взглядов в области гуманитарных наук в целом и в педагогике в частности. Большинство ученых того времени определяли этот период в отечественной педагогике как кризисный. Суть кризиса в педагогике состояла в том, что школа не могла больше развиваться в рамках традиционных парадигм, многие из которых уже устарели. Необходимость обновления педагогической теории и практики закономерно поставила вопрос о методологических основах педагогической науки, о необходимости разработки философии образования [79].

Тенденция к трактовке взаимодействия как базиса педагогического процесса прослеживается в учебниках по педагогике последнего десятилетия, где само данное понятие стало использоваться на категориальном уровне в качестве раскрывающего или раскрываемого понятия. Если раньше раскрывающим понятием для обучения и воспитания было «воздействие», то сегодня с учетом двустороннего, субъект-субъектного характера отношений участников образовательного процесса в качестве определяющего используется именно «взаимодействие»:

– «Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных институтов воспитания» [125].

– «Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности» [139].

– «Воспитание есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых – воспитательных – задач, а итогом – изменение психологических характеристик личности» [134].

– «Объект дидактической теории образования в настоящий момент определился как специально организованное взаимодействие личности с культурой, протекающее в рамках системы образования, а предмет – как система мер, организующих и упорядочивающих это взаимодействие» [64].

– «Воспитание – процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и учащегося в различных видах деятельности. Обучение – процесс целенаправленного руководства деятельностью учащихся на основе взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащегося» [43].

Общим для приведенных определений является понимание образования (в широком смысле слова) как процесса и результата взаимодействий в педагогическом пространстве. Те же нюансы трактовки взаимодействий, которые в них представлены (воспитание как специфическая деятельность во всеобщем взаимодействии людей или целенаправленное влияние на основе взаимодействия учителя и учащегося, обучение как специально организованное взаимодействие личности с культурой или целенаправленное руководство и прочее), связаны не только с закономерным субъективным подходом в осмыслении картины мира каждым из ученых, но и со слабой разработанностью педагогического взаимодействия как категории педагогической науки и практики.

В последнее десятилетие «взаимодействие» как самостоятельное понятие начинает выделяться в педагогических словарях. В «Российской педагогической энциклопедии» приводится следующее толкование: «Взаимодействие – особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний. Оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию» [120].

В «Педагогическом словаре» уточняется, что педагогическое взаимодействие – это «особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон» [64].

Данное толкование затрагивает область взаимодействия между субъектами педагогического процесса, оставляя за рамками взаимосвязь и взаимовлияние педагогических систем с другими системами и между собой.

В Большом энциклопедическом словаре также существует формулировка понятия «педагогическое взаимодействие», раскрываемая как «процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка» [121].

Это наиболее общее определение, в котором, однако, просматривается субъект-объектный характер взаимоотношений участников педагогического процесса (поскольку подразумевается только развитие личности ребенка).

В словаре «педагогическое взаимодействие» трактуется как «особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию; личностный контакт воспитателя и воспитанника(-ов), случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества и в виде соперничества…» [64].

Данное толкование оставляет за рамками взаимосвязь и взаимовлияние педагогических систем (школа, система образования) с другими системами и между собой. Кроме того, это определение фактически сводит все богатство взаимных действий лишь к двум видам – соперничеству и сотрудничеству, хотя в соответствующей литературе называют воздействие, одностороннее противодействие, уклонение от контактов, компромиссное взаимодействие и прочее.

Серьезные разработки в этой области исследования педагогических взаимодействий ведутся в социальной педагогике. В. Д. Семенов одним из первых выдвинул тезис о том, что основой теоретической концепции педагогики является педагогическое взаимодействие сторон, и предложил их классификацию:

– взаимодействие воспитателя и воспитанника;

– процесс, создающий виды деятельности (познание, игра, труд, общение);

– процесс, в котором, с одной стороны, развивается и формируется личность воспитанника, а с другой – совершенствуется личность воспитателя (при руководящей роли воспитателя).

А. В. Мудрик рассматривает категорию «взаимодействие» с точки зрения ее социальной значимости как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу. Основу взаимодействия в социальной педагогике составляет личностный подход, который является базовой ценностной ориентацией педагога, определяющей как ведущую его ориентацию на развитие личности воспитанника, а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений [106].

Ю. К. Бабанский обращается к педагогическому взаимодействию, подразумевая под этим понятием взаимную активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе [99].

Иной концептуальный подход обнаруживается в учебниках спустя десятилетие. Намечается качественный скачок в изысканиях в области педагогических взаимодействий, которые начинают трактоваться как «сущностная характеристика педагогического процесса», «базовая категория педагогики» и т. п.

К особенностям педагогических взаимодействий обращается К. М. Левитан в работе «Педагогическая деонтология», полагая, что в основе профессиональной роли учителя лежит принцип взаимодействия субъектов. Автор выстраивает модель взаимодействия личности педагога и личности учащегося с учетом не только прямого взаимовлияния субъектов образовательного процесса друг на друга, но и опосредованного влияния ближайших социальных сред субъектов [79].

Анализ всех приведенных определений взаимодействия свидетельствует о разнообразных основаниях, используемых педагогами, психологами в определениях этого понятия. Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников образовательного процесса; меньшая часть исследователей акцентирует внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и широкого окружения).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семья как субъект взаимодействия со школой"

Книги похожие на "Семья как субъект взаимодействия со школой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ким

Татьяна Ким - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ким - Семья как субъект взаимодействия со школой"

Отзывы читателей о книге "Семья как субъект взаимодействия со школой", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.