» » » Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе


Авторские права

Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе

Здесь можно купить и скачать "Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе
Рейтинг:
Название:
Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9906134-4-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе"

Описание и краткое содержание "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе» предназначено для использования в учебном процессе при изучении дисциплины «Инновационные процессы в образовании». В пособии комплексно и обобщенно раскрываются теоретические и практические аспекты проектирования балльно-рейтинговой системы и компетентностно-ориентированных оценочных средств, которые рассматриваются как составная часть вузовской системы контроля качества образования. Материалы учебного пособия могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений при разработке рейтинг-планов учебных дисциплин и фондов оценочных средств, предназначенных для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.






Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе

© Клименко А. В., Несмелова М. Л., Пономарев М. В. 2015

© Издательство «Прометей», 2015

* * *

Введение

В настоящее время в российской высшей школе завершается процесс перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО).

Важнейшей характерной чертой нового стандарта является компетентностный подход к результатам обучения. Согласно определению, предложенному в методических документах по проектированию ФГОС, компетенция понимается как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области»[1].

Поскольку модернизация российского образования идет в рамках Болонского процесса, уместно использовать понимание компетенции, раскрытое в Европейском проекте TUNING («Настройка образовательных структур»). Согласно документам, разработанным в рамках этого проекта, в понятие «компетенции» входят:

• знание и понимание – теоретические знания (основные понятия, концепции, методические подходы к изучаемому содержанию, способность применять знания для успешной деятельности в определенной области), составляющие когнитивный компонент;

• знание, как действовать – практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям (способность применять умения для успешной деятельности в определенной области), составляющих функциональный компонент;

• знание, как быть – ценностные и мотивационные ориентации как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте (способность применять личностные качества для успешной деятельности в определенной области), входящие в личностный (ценностный) компонент[2].

Этот последний аспект существенно отличает цели и результаты обучения в новом стандарте от предыдущих его поколений.

Внедрение ФГОС ВПО с необходимостью ставит вопрос об изменении подхода к системе и средствам оценивания результатов обучения студентов в вузе.


Основным принципом проектирования технологий и средств оценивания должен стать описанный выше компетентностный подход. Каждая учебная дисциплина обеспечивает формирование ряда компетенций (закреплены за ней в соответствующей графе учебного плана). Эти компетенции раскрываются на различных уровнях (например, через основные результаты обучения, дидактические единицы содержания, образовательные технологии и т. п.) в рабочей программе учебной дисциплины (далее – РПУД). В ее разделе «Компетентностно-ориентированные оценочные средства» должны быть помещены средства диагностирующего, текущего и рубежного контроля. В развернутом виде эти материалы представлены в фонде оценочных средств, наличие которого по каждой дисциплине учебного плана требует ФГОС ВПО[3]. Оптимальной технологией, интегрирующей все оценочные средства и формы контроля, как нам представляется, является рейтинг-план.

Помещенная ниже схема отражает иерархию и взаимосвязь элементов системы контроля качества обучения в вузе.


Раздел I

Проектирование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения в ВУЗе

1.1. Что такое «балльно-рейтинговая система»

В русле Болонского процесса ФГОС ВПО нацеливает вузы на обеспечение качества высшего образования, а следовательно, и на создание механизмов, процедур и технологий, которые гарантировали бы потребителям соответствующих услуг «тот уровень качества, который вызывает доверие»[4]. Одним из таких механизмов (иногда рассматриваемых как современное средство оценивания результатов обучения) выступает рейтинговая модель. Она позиционируется как «инновационная альтернатива» традиционной пятибалльной шкале.

В самом широком смысле рейтинг представляет собой порядковый показатель, раскрывающий сравнительную значимость некоего объекта. Простейшая модель рейтингования представляет собой систему экспертных оценок, определяющих порядковую позицию объекта в сравнении с достоинствами и недостатками других объектов. Более сложным и эффективным является рейтингование с применением формализованной шкалы качества – своего рода «табеля о рангах». Такая шкала может иметь одномерный характер (в этом случае рейтинг определяется лишь по одному количественному показателю) либо опираться на комплекс качественных показателей (дескрипторов). Система дескрипторов превращает рейтинговую шкалу в эффективный инструмент управления качеством, поскольку придает ей таксономический характер[5]. Рейтинг, определяемый в соответствии с такой шкалой, не только показывает значимость объекта в сравнении с другими, но и позволяет анализировать динамику его качественного роста, планировать и стимулировать развитие по различным направлениям. Правда, при этом возникает определенное противоречие: чем более сложным является объект, тем более разнообразными и разнонаправленными будут его таксономические характеристики, а это затрудняет формирование рейтинговой шкалы. Преодолеть такую проблему позволяет применение балльно-рейтинговой шкалы, в рамках которой балльные оценки формализуют и объединяют самые разнообразные дескрипторы качества, то есть играют роль унифицированных показателей эффективности. Применение баллов придает процессу оценивания более объективный характер, поскольку степень успешности определяется относительно независимых и стандартных требований, а не путем прямого рейтингового сравнения. Однако по своей сути любая балльная шкала является таксономическим инструментом рейтингования.

Рейтинговая система контроля успеваемости студентов по дисциплине представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, обеспечивающих реализацию целей и задач дисциплины на основе принципов личностно-ориентированного, деятельностного обучения. Следует отличать ее от рейтинга отдельного студента, выраженного в баллах и фиксирующего оценку всех видов деятельности по дисциплинам учебного плана, а также участие в общественной работе. Рейтинг студента позволяет ранжировать обучающихся по достигнутым результатам и определять успешность их обучения в вузе. Целью же рейтинговой системы контроля успеваемости по дисциплине является комплексная оценка качества работы студентов в процессе освоения ими учебного курса.

Основными задачами введения рейтинговой системы являются:

1) модернизация традиционной системы контроля успеваемости студентов, в том числе классических процедур экзамена и зачета, преодоление их зависимости от субъективных факторов, переориентация на оценку компетентности студентов;

2) повышение качества образовательного процесса за счет комплексного проектирования всех форм текущего и итогового контроля в формате деятельностного обучения и с учетом компетентностных требований ФГОС ВПО;

3) укрепление учебной дисциплины студентов, улучшение показателей посещаемости занятий;

4) стимулирование мотивации студентов к активной и ответственной учебной деятельности, чувства личной успешности и состязательного подхода к учебе, развитие способностей к самооценке и рефлексии как средству саморазвития и самоконтроля;

5) эффективная реализация индивидуально-личностного подхода в образовательном процессе, создание условий для проектирования студентами индивидуальных образовательных траекторий, отвечающих их потребностям и уровню притязаний;

6) оптимизация профессиональной деятельности преподавателей в условиях перехода к компетентностной модели обучения, комплексному проектированию и контролю аудиторной и самостоятельной работы студентов, системе расчета трудоемкости учебных курсов в зачетных единицах. При этом в структуре учебного процесса целесообразно выделять дидактические модули (тематические блоки учебного материала и связанные с ними комплексные учебные задания и контрольные мероприятия), освоение которых рассматривается как критерий обученности. Ряд авторов даже предпочитает говорить о модульно-рейтинговой системе[6]. Кроме того, эта система призвана обеспечить вариативность форм контроля, ориентируясь на гибкую модель оценивания успеваемости студентов. Важными принципами рейтинговой системы являются также открытость результатов оценки и неизменность требований, предъявляемых к работе студентов в ходе освоения программы дисциплины. Гарантией успешного функционирования этой системы контроля должно стать строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студентами, профессорско-преподавательским составом, административно-управленческим персоналом). Рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины[7].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе"

Книги похожие на "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Несмелова

Марина Несмелова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе"

Отзывы читателей о книге "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.