» » » Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе


Авторские права

Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе

Здесь можно купить и скачать "Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе
Рейтинг:
Название:
Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9906134-4-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе"

Описание и краткое содержание "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе» предназначено для использования в учебном процессе при изучении дисциплины «Инновационные процессы в образовании». В пособии комплексно и обобщенно раскрываются теоретические и практические аспекты проектирования балльно-рейтинговой системы и компетентностно-ориентированных оценочных средств, которые рассматриваются как составная часть вузовской системы контроля качества образования. Материалы учебного пособия могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений при разработке рейтинг-планов учебных дисциплин и фондов оценочных средств, предназначенных для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.






Преподавательское сообщество весьма неоднозначно относится к внедрению компетентностной модели обучения, упрекая «реформаторов» в разрушении фундаментальных основ образования. Однако речь идет не об отказе от фундаментальности образования, а о радикальном пересмотре ее критериев. На смену «фундаментальности знаний», то есть системной целостности содержания образовательных программ, приходит системность личностного развития студента. И эта задача не является броским лозунгом: каждая из формируемых компетенций представляет собой не просто комплекс неких знаний, умений и навыков, а целостное социальное качество – практико-ориентированный способ действия, требующий инструментальной грамотности и мотивированной готовности к его применению. Не случайно, что компетентностная модель обучения значительно усиливает роль межпредметных связей, стирает грань между аудиторной и самостоятельной работой (что отражено в новой системе расчета трудоемкости), лекционными и семинарскими занятиями, текущим и итоговым контролем, требует активизации воспитательной работы со студентами.

Закрепление компетентностной модели образования соответствует логике перехода от классической к неклассической и постнеклассической общенаучным методологиям. Но что еще важнее, этот процесс тесно связан с социокультурными последствиями информационной революции. Сегодняшние студенты представляют то поколение, у которого вербально-логическая система мышления и соответствующая ей знаковая культура все в большей степени сменяются латеральной («клиповой»), порожденной интенсивным информационным потоком, медийной перенасыщенностью, виртуализацией самых разнообразных социальных практик. Человек с латеральным мышлением воспринимает все многообразие окружающей реальности как неорганизованную, деструктурированную и даже хаотичную информационную среду, лишенную жесткой внутренней логики и открытую для собственной интерпретации. Успешная социализация такого человека зависит не от усвоения упорядоченных массивов информации, а от умения гибко реагировать на поток информационных «клипов», осуществлять их ситуативный отбор и комбинирование. Тем самым латеральное мышление преодолевает противостояние «знания» и «незнания». Оно не требует «пошагового движения мысли» и опирается на локализованные и даже спонтанные интеллектуальные действия.

Современная дидактика переносит акцент именно на те образовательные технологии, которые способствуют развитию латерального мышления – кейс-стади, учебные проекты, эссе, ролевые и деловые игры, тренинговые и фреймовые реконструкции, дебаты, «мозговые штурмы». Преподавателю недостаточно «вычитать» основное содержание курса и проверить в ходе семинаров освоение студентами рекомендуемой литературы. Процесс компетентного обучения приобретает характер интерактивного взаимодействия (такое требование напрямую закреплено и во ФГОС). Причем, вопреки распространенному мнению, интерактивность обеспечивается отнюдь не использованием компьютерных технологий. Речь идет о нелинейном и продуктивном взаимодействии «обучающих» и «обучаемых», результат которого лишь отчасти является планируемым, а во многом определяется ситуативными факторами, личностным вкладом участвующих сторон. В этом плане интерактивное обучение принципиально отличается как от экстраактивного, когда студент выступает в роли пассивного объекта педагогического воздействия, усваивающего массив «готовых знаний», так и от интраактивного, где студент самостоятельно осваивает те или иные информационные ресурсы.

Переход к компетентностной модели образования требует внедрения соответствующих технологий оценивания. Классическая система обучения предполагала четкое разделение функций текущего и итогового контроля при особом статусе экзаменационной сессии, призванной выявить сформированность у студентов целостного комплекса знаний. Широкое внедрение интерактивных образовательных технологий заставляет хотя бы отчасти перенести акцент на оценку самих действий студентов в ходе процесса обучения, а не их конечного результата. К тому же совершенно очевидно, что в ходе классического экзамена невозможно проверить большую часть компетентностных требований. Это означает, что либо должен радикально измениться формат экзамена (хотя сложно даже представить технологию экзаменационных испытаний, позволяющую в комплексе проверить инструментальные и информационно-коммуникативные аспекты общекультурных, профессиональных и специальных компетенций), либо необходим переход к накопительной балльно-рейтинговой системе, интегрирующей функции текущего и итогового контроля. В рамках такой системы средствами оценивания становятся любые «текущие» учебные задания, а специализированные контрольные процедуры, в свою очередь, приобретают обучающие функции. Особое значение имеет тот факт, что в условиях балльно-рейтинговой системы сами студенты могут стать полноправными участниками контрольно-оценочной деятельности.

Итак, специфика балльно-рейтинговой системы заключается не в «100-балльной математике», а в переходе к накопительной системе оценивания учебных достижений студентов: оценка по дисциплине, которая вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра. Внедрение балльно-рейтинговой системы стимулирует переход к компетентностной педагогической модели с характерными для нее деятельностными формами обучения, интерактивными технологиями, личностной и практико-ориентированной направленностью образовательного процесса. Реализация балльно-рейтинговой системы должна осуществляться как на уровне учебных дисциплин, так и в рамках межпредметных связей, поскольку, с точки зрения личностного развития, студент не начинает изучение ни одной дисциплины «с чистого листа», и уровень его компетентностной подготовки, продемонстрированный «на входе», может быть учтен в рейтинге. Равным образом, и завершение изучения той или иной дисциплины не становится итогом формирования компетенций. Поэтому в рамках ФГОС понятие «итоговый контроль по дисциплине» сменилось «промежуточной аттестацией». Некоторые элементы балльно-рейтинговой системы могут вообще иметь надпредметный характер. Например, в рейтинговой системе могут быть учтены результаты научно-исследовательской работы студентов или их участие в общественной жизни – при условии, что в ходе такой деятельности были проявлены те компетенции, в формировании которых принимает участие данная дисциплина. Очевидно, что полномасштабная реализация такой системы контроля не только требует длительного переходного периода, но и вызывает немалые затруднения у преподавателей. К тому же, по-прежнему распространены некорректные представления о специфике балльно-рейтинговой системы. Частично такие «мифы» отражают непонимание происходящей в последние годы реформы высшего профессионального образования, но в не меньшей степени они связаны и с переоценкой значимости учебного рейтингования, преуменьшением его рисков и технологических сложностей. Опыт реализации балльно-рейтинговой системы показал, что она оптимально соответствует компетентностной модели подготовки выпускников, заложенной во ФГОС ВПО. Она подходит для диагностики сформированности тех или иных компетенций в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и умения учащихся, но и их творческие возможности: активность, неординарность решений поставленных задач, умения организовать группу для решения проблемы и т. д.[9]

1.2. Десять «мифов» о балльно-рейтинговой системе

Миф первый. Внедрение балльно-рейтинговой системы является частью «болонизации» российского образования – искусственного насаждения западных стандартов под маркой Болонского процесса, бюрократизации и коммерциализации высшей школы, разрушения советской модели образования, доказавшей свою высокую эффективность.

Это весьма расхожее суждение уязвимо, как минимум, по трем причинам. Во-первых, жесткое противопоставление традиций советской педагогики и формирующейся в последние годы образовательной модели совершенно некорректно. Суть компетентностного подхода заключается в придании процессу обучения ярко выраженного деятельностного характера с личностно-ориентированной и практико-ориентированной направленностью. По сути, компетентностная модель представляет собой наиболее последовательное воплощение идеи развивающего обучения. В советской педагогике это направление было представлено, в частности, знаменитой школой Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (характерно, что эта школа начала формироваться именно в тот период, когда в США в исследованиях Н. Хомского была впервые представлена концепция компетентностного обучения). Другое дело, что в рамках советской школы такие разработки так и остались на уровне «экспериментальной работы», и в современных условиях переход к развивающему обучению осуществляется путем радикальной ломки образовательного пространства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе"

Книги похожие на "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Несмелова

Марина Несмелова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Несмелова - Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе"

Отзывы читателей о книге "Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.