» » » Людмила Тарабакина - Эмоциональное развитие подростков


Авторские права

Людмила Тарабакина - Эмоциональное развитие подростков

Здесь можно купить и скачать "Людмила Тарабакина - Эмоциональное развитие подростков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Тарабакина - Эмоциональное развитие подростков
Рейтинг:
Название:
Эмоциональное развитие подростков
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4263-0028-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эмоциональное развитие подростков"

Описание и краткое содержание "Эмоциональное развитие подростков" читать бесплатно онлайн.



Автор учебного пособия пытается восполнить пробел, который существует в обосновании путей психологического воздействия и условий сопровождения эмоционального развития подростков. Собранные материалы знакомят студентов с системным подходом к анализу эмоциональной сферы человека и расширяют представление о личностных механизмах эмоциональной регуляции. Предлагаются для внедрения программы, ориентированные на освоение подростками навыков эмоциональной регуляции в условиях образовательного процесса.

Предназначено студентам педагогических вузов, но будет интересно учителям, воспитателям, школьным психологам, социальным педагогам, а также широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами практической психологии.






2.3. Детерминированность эмоциональной сферы индивидуальностью личности

Восхождение к индивидуальности зависит от «техник жизни» (X. Томэ), «стратегии жизни» (К. А. Абульханова-Славская), «образа жизни» (А. Г. Асмолов). По мнению

А. Г. Асмолова, «под индивидуальностью понимается совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека при наличии необходимых антропогенетических предпосылок и обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей»[45]. Индивидуальные особенности, сколь самобытными они бы ни казались, в своей основе имеют системное происхождение. «Системные качества, присущие индивидуальности личности, ее Я – это вовсе не глубинное, «подпольное» проявление личности… а историко-культурное образование, которое становится тем выраженнее, чем выше развитие социальной системы, в которой протекает жизнь личности»[46].

Начиная с работ В. С. Мерлина, предложившего термин «интегральная индивидуальность», ведется уровневое изучение индивидуальности. Так, В. М. Русалов выделяет два уровня интегральной индивидуальности: дифференциально-психофизиологический (представленный свойствами организма) и дифференциально-психологический (состоящий из личностных, индивидных и социокультурных образований). В. В. Белоус выделяет четыре уровня интегральной индивидуальности: психодинамический (первичные свойства индивида), вторичных свойств индивида (показатели интеллектуальной деятельности), личностный, метаиндивидуальности. В исследованиях В. В. Белоуса предметом исследования выступали школьники, и были выделены две их группы: с высокой и низкой мотивацией к достижению успеха. Факторные веса показателей по уровням интегральной индивидуальности распределились следующим образом: у высокомотивированных школьников доминируют высшие уровни, а у низкомотивированных – низшие уровни интегральной индивидуальности. В данном исследовании анализ эмоциональной сферы по уровням был представлен следующими показателями:

психодинамический уровень – эмоциональная возбудимость, эмоциональная устойчивость;

личностный уровень – аффектотимия, робость, мягкосердечие, подозрительность;

уровень метаиндивидуальности – доброта, веселость, стеснительность, агрессивность, высокое/низкое самомнение[47].

Эти данные подтверждают идею о том, что эмоциональный мир с детских лет опосредуется смыслами и системой личностных отношений, а процесс их индивидуализации осуществляется в процессе становления «техник» личностного существования и творческой самодеятельности.

Индивидуальная техника как интеграция темперамента и характера изучалась в литературе на основе клинических наблюдений и описаний. Темперамент – это наличная предпосылка активности и эмоциональности, а характер – это результат усвоения социальных отношений. Тип личности, основанный на интеграции темперамента и характера, описывается как величина постоянная. Выделены два основных, прямо противоположных, интегративных типа индивидуальных различий личности – гипертимный и психастенический, основными показателями которых являются эмоциональность, активность, устойчивое отношение к жизни.

Главная особенность гипертимных людей – это всегда очень хорошее настроение. Хорошее настроение гармонично сочетается с хорошим самочувствием, аппетитом и здоровым сном, высоким жизненным тонусом, цветущим внешним видом. Гипертимные люди проявляют неудержимый интерес ко всему и устремляются туда, где «кипит жизнь». Они всюду быстро осваиваются, любят компании и лидируют в них. В школе такие дети могут доставлять хлопоты своими безудержными инициативами и новациями.

Главная особенность психастенического типа – тревожная мнительность и наличие навязчивых страхов, опасений. Опасения адресуются даже к маловероятным событиям в будущем: как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья. Соматическое состояние у лиц психастенического типа оставляет желать лучшего. Сон беспокойный, аппетит пониженный. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить все люки, не наступая на их крышки, то не провалишься на экзамене. Если не дотрагиваться до ручек двери, то не заразишься и не заболеешь и т. п. Как считает

А. Е. Личко, травмирующим периодом для детей-психастеников являются первые годы учения, когда детство сменяется школьными требованиями и правилами.

Эмоциональная возбудимость, или эмоциональная сензитивность (по терминологии П. Фресса – «эмотивность»), считается одним из структурных компонентов темперамента как психодинамического основания индивидуальных различий личности.

Эмоции служат экстренной подготовке организма к действию и мобилизуют энергию. Исследователи отмечают также, что по интенсивности активация нервной системы, сопровождающая эмоции, отличается от той активности, которая имеет место при переходе от сна к бодрствованию. Тем самым полученные данные позволили идею активации распространить на самые разные психофизиологические проявления. В частности, понятие активации стали использовать для объяснения физиологических основ, как эмоций, так и мотивации (Н. С. Лейтес).

В исследовании А. Е. Ольшанниковой, выполненном на основе работы с подростками, получены данные, свидетельствующие о положительной связи динамических характеристик эмоциональности с показателями активации. По качественным показателям эмоциональности подростки распределились на две группы: с положительными и отрицательными значениями. В группе подростков с преобладанием положительных эмоций наблюдались более низкие значения показателей активации. Как объясняет автор, на фоне повышенной эмоциональной реактивности, связанной с пубертатным периодом, происходит существенная перестройка эмоциональной сферы в связи с включением подростка в новые формы общения и развитием чувства взрослости как особой формы самосознания. Перестройка связана в значительной мере с происхождением способности к эмоциональной регуляции.

Термин «активация» употребляется для обозначения процессов, возбуждающих мозговые центры. Взаимосвязь активации и направленности действий составляет основу уже собственно активности. Активность проявляется в динамике целенаправленных действий.

Зрелый способ эмоционального регулирования делает мир более человечным, предсказуемым и безопасным. Если мы оцениваем и воспринимаем поведение другого человека как величину постоянную, то это облегчает понимание и прогнозирование поступков.

На предсказуемость эмоциональных проявлений влияют установки, которые освобождают человека от необходимости контролировать действия в стандартных ситуациях. Эффекты установок обнаруживаются, прежде всего, при изменениях привычных условий жизни. Позитивный смысл установок в стандартных ситуациях заключается в том, что они помогают человеку быть адекватным, а окружающий мир воспринимать более справедливым.

Считается, что установки имеют три компонента: оценочный (наша любовь или ненависть к объектам), компонент веры (мы уверены, что объекты являются именно тем, что мы о них думаем) и поведенческий (готовность действовать определенным образом по отношению к объектам).

Индивидуальные траектории развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются тенденциями и внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа. Человек не знает, откуда приходят его чувства и почему, он не устанавливает связи между ними и прошлым. Неосознаваемые установки усваиваются в ходе взаимодействия с другими людьми. В литературе исследовались установки, которые возникают в период становления личности. Они оказывают мощное влияние на последующее развитие. Так, в исследовании А. Бандуры, Д. Росс, С. Росс была поставлена цель – выяснить условия появления различных моделей установочного и враждебного поведения в детском возрасте. Детей разделили на четыре группы: три экспериментальных и одну контрольную. В первой экспериментальной группе дети наблюдали грубое обращение взрослых с куклой. Во второй экспериментальной группе дети видели грубое обращение взрослых с куклой в кинофильме. В третьей экспериментальной группе детям показали фильм комического характера, где грубое обращение с куклой высмеивалось. Затем все дети наблюдались в естественных условиях: они играли с очень интересными игрушками, но во время игры игрушки отнимались, то есть демонстрировалось враждебное отношение в естественных условиях. Оказалось, что значительно больше агрессивных реакций на отнимание игрушек было у детей из тех экспериментальных групп, где дети видели образцы агрессивности, причем наибольшая агрессивность наблюдалась у детей второй группы, которые видели пример агрессии в фильме (но не комическом). Р. Бэрон и Д. Ричардсон отмечают, что шумные игры, в которых дети толкают, догоняют, дразнят, пинают друг друга и стараются причинить друг другу какой-то вред, могут оказаться способом обучения агрессивному поведению[48].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эмоциональное развитие подростков"

Книги похожие на "Эмоциональное развитие подростков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Тарабакина

Людмила Тарабакина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Тарабакина - Эмоциональное развитие подростков"

Отзывы читателей о книге "Эмоциональное развитие подростков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.