» » » » Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе


Авторские права

Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе

Здесь можно купить и скачать "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Рейтинг:
Название:
Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2429-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Описание и краткое содержание "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать бесплатно онлайн.



Культура повседневности, проблематика которой стала неотъемлемой частью гуманитарного образования, сегодня вошла в широкий образовательный контекст. Ее изучают в музеях, школах и вузах. Ценность предлагаемого универсального пособия состоит в том, что оно написано на основе междисциплинарного подхода, включает знания по истории, истории культуры, методике преподавания истории и музейной педагогике. Оно ориентировано на студентов, учителей и музейных педагогов, имеющих практику работы с детьми. Структура пособия научно обоснованна и включает в себя учебный, методический и дополнительный блоки.

Книга содержит обширный фактический материал по истории российской повседневности и раскрывает различные стороны повседневной жизни общества. Книга состоит из пяти частей. Первая часть повествует о традиционной русской культуре и повседневности допетровского времени, которые целиком зависели от годового жизненного цикла и были подчинены традициям. Во второй части показаны переворот в повседневной культуре петровского времени и особенности культуры барокко и рококо периода правления Елизаветы Петровны. Третья часть посвящена повседневности классицизма и ампира. Европеизация русской повседневности осуществлялась комплексно, сразу во всех сферах: нравы и ассамблеи, усадьба и духовная культура, театр и литература, образование и семья. В четвертой части книги показано вторжение капитализма и урбанизации в повседневную и духовную жизнь людей в период эклектики. В последней, пятой, части показана авторская версия феномена модерна как нового этапа развития культуры серебряного века.

Безусловный интерес представляет список рекомендуемой для изучения литературы. Методика прописана в дидактических разработках тем, вопросах и заданиях учащимся. Применение их в совокупности позволит обыграть темы по истории повседневной культуры, что даст возможность студентам, учителям и музейным педагогам внедрять их в своей работе с детьми.






Сорванные в этот день травы обладали особой силой: ими окуривали больных, боролись с нечистой силой, бросали в затопленную печь во время грозы, раскладывали по углам дома от воров. Иван-да-Марью – цветок, отразивший легенду о Перуне и богине Заре, – вплетали в веники и парились ими в бане. С этого дня начинали вязать веники. Для успешного замужества девушки собирали 12 трав, среди которых были папоротник и чертополох. Собранная в этот день роса считалась лучшим косметическим и лечебным средством. С купальной ночью связан обряд опускания в реки венков из собранных трав с зажженными свечами. Если венок потонет – суженый разлюбит, если дольше всех проплывет – того ждет долгая жизнь и счастье. На рассвете хоронили соломенное чучело Купалы и купальное дерево Мары (Мораны), олицетворявшие зиму и смерть.

Забавами праздника были качели и игры. Языческая игра в горелки связана с культом Солнца. Играющие пары ходили вереницей, впереди – «горящий». Задняя пара разъединялась и старалась соединиться впереди «горящего». Если это удавалось, то круг замыкался, а если нет, то «горящий» ловил себе в пару одного, а другой становился «горящим». Играли также в городки и лапту. Все игры демонстрируются учащимися в конце урока и на перемене.

В заключение урока школьники должны назвать все обряды, которые связаны с языческими представлениями духовной жизни славян.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях славян. – Л., 1983.

2. Короткова М. В. Быт и культура русского города. – М., 2007.

3. Короткова М. В. Застольные и кулинарные традиции. – М., 2005.

4. Короткова М. В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.

5. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2006.

6. Короткова М. В. Традиции русского быта. – М., 2008. 7. Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура русского народа. – СПб., 2004.

8. Найденова Л. П. Мир русского человека в ХVI – ХVII веках. По «Домострою» и памятникам права. – М., 2003.

9. Панкеев И. А. От крестин до поминок. – М., 1997.

10. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб., 1994.

11. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000. 12. Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.

13. Рейли М. В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. – М., 2002.

14. Рогов А. П. Мир русской души. – М., 2003.

15. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. – М. 2002. 16. Российская повседневность от истоков до середины ХIХ века / Под ред. Л. И. Семенниковой. – М., 2006.

17. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

18. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2000.

19. Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. 4–7. – М., 1999.

20. Черный В. Д. Русские средневековые сады. – М., 2010.

21. Шангина И. И. Русская изба. – М., 1999.

22. Шангина И. И. Русские дети и их игры. – СПб., 1999.

23. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. – СПб., 2003.

24. Шангина И. И. Русский народ. Традиционный быт. – СПб., 2003.

25. Шангина И. И. Русский праздник. – СПб., 2001.

26. Шокарев С. Ю. Повседневная жизнь средневековой Москвы. – М., 2012.


Дополнительная литература:

1. Венгеров А., Венгеров С. Житье-бытье московское. Век ХVII. – М., 1994.

2. Древняя одежда народов восточной Европы / Под ред. М. Г. Рабиновича. – М., 1986.

3. Забелин И. Е. Черты самобытности в древнерусском обществе. – М., 1900.

4. Ключевский В. О. История русского быта. – М., 1995.

5. Ковалев Н. И., Могильный Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М., 1990.

6. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996.

7. Кудряшов К. Яновский А. Москва в далеком прошлом. Очерки городской жизни, быта и нравов в ХVI – ХVII веках. – М., 1962.

8. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. – М., 1989. 9. Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города. – М., 1978.

10. Сиповский В. Д. Родная старина. – М., 1992.

11. Спегальский Ю. П. Жилище Северо-Западной Руси. IХ – ХIII вв. – Л., 1972.

12. Спегальский Ю. П. Псковские каменные жилые здания ХVII века. – М.—Л., 1963.

13. Цатурова М. К. Русское семейное право ХVI – ХVIII веков. – М., 1991.

Задания для самостоятельной работы и контрольные мероприятия

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите языческие обычаи, которые сохранились в деревне (городе) до сегодняшнего дня.

2. Назовите современные христианские праздники, которые отмечали древние славяне.

3. Составьте таблицу «Языческие представления и христианская религия», вписав в нее прямо противоположные положения.

4. Выявите языческие суеверия, которые были связаны с древнерусской одеждой.

5. Назовите особенности жилища различных социальных слоев населения Древней Руси.

6. Покажите, какие черты хозяйственной деятельности и бытового уклада проявились в питании славян.

7. Выделите черты повседневности и быта Древней Руси. 8. Подберите примеры вышивки или декоративной резьбы с языческой символикой и объясните ее смысл.

9. Найдите старинные русские песни, которые пели в зимние и летние святки.

10. Из фильмов о Древней Руси сделайте подборку фрагментов о различных элементах быта народа и знати и придумайте к ним закадровые тексты.

11. Сформулируйте тезисы, определяющие отношения людей допетровского времени согласно «Домострою».

12. Выявите новшества, которые появились в быту в ХVII в. 13. Определите, какие факторы способствовали тому, что идея ценности человеческой личности, присущая обществу Западной Европы, не прижилась в России.

14. Обоснуйте, мог ли «Домострой» появиться: а) раньше ХVI в., б) в XVII в.

15. Охарактеризуйте преимущества и минусы старинного боярского жилища.

16. Выявите, в каких случаях и почему в старинном русском быту использовали круг.

17. Разъясните, какие особенности одежды должны были придавать представителям знати «степенность».

18. Выполните научно-исследовательскую работу «Статьи “Домостроя” в нашей жизни», используя одно из пяти направлений структуры памятника. Она такова: 1) как веровать;

2) как царя и светскую власть чтить; 3) как чтить духовную власть; 4) как жить в миру; 5) хозяйственный экономический наказ о домовом строении.

19. Напишите мини-эссе с описанием костюмов одной семьи на примере картины А. П. Рябушкина «Семья купца в XVII веке».

20. Подготовьте реферат на тему «Старое и новое в боярском быту» или «Отрицательные и положительные стороны иноземного влияния на повседневность допетровской Руси».


Контрольные мероприятия:

1. Разработайте урок на тему «Повседневная жизнь в Древней Руси».

2. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Повседневная культура русского общества в ХVI – ХVII веках».

3. Составьте текст урока-экскурсии в музее «Боярские палаты Романовых» в Москве.


Часть 2

Русская культура и повседневная жизнь XVIII века. Эпоха барокко и рококо


Европейские идеалы и повседневная жизнь эпохи барокко и рококо в XVIII веке

Духовные ценности барокко

Правление Петра I ознаменовалось проникновением в Россию бытовой культуры барокко, которая пышным цветом расцвела в эпоху Елизаветы Петровны. Великий русский историк М. П. Погодин писал о заслугах Петра Великого: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платья сшито по фасону, данному его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена из овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начинаете читать ее – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты – Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни подписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабль, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам – допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет – первое светское училище учреждено Петром Великим…» По тому даже далеко не полному перечню ясно, что Петр I вмешивался во все стороны российской повседневной жизни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Книги похожие на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Короткова

Марина Короткова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Отзывы читателей о книге "Изучение повседневной культуры России в музее и школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.