» » » Фаина Зименкова - Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях
Авторские права

Фаина Зименкова - Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях

Здесь можно купить и скачать "Фаина Зименкова - Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Фаина Зименкова - Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях
Рейтинг:
Название:
Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях
Издательство:
Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2399-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях"

Описание и краткое содержание "Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях" читать бесплатно онлайн.



В настоящее время в период становления новой системы образования в России, сопровождающейся существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание, новые подходы, новые формы и методы обучения и др. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль в этом процессе отводится воспитанию творческой личности, становлению нравственного облика человека. Настоящая монография посвящена актуальной проблеме формирования личности школьника на уроках технологии и на внеклассных занятиях. В ней показана ведущая роль трудового технологического обучения и воспитания в развитии и формировании личности школьника, выявлены психологические и педагогические условия, при которых труд становится сферой его самоосуществления. Раскрыты также особенности взаимоотношений учителя с учащимися в процессе трудового воспитания, методы обучения на занятиях по технологии и внеклассных занятиях, и их влияние на формирование личности школьника.

Монография адресована учителям технологии, педагогам дополнительного образования школьников, студентам и аспирантам факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов.






Одной из важнейших задач нравственного воспитания на уроках технологии является формирование у каждого школьника добросовестного отношения к труду в школе и дома.

Требование добросовестного отношения к труду возникло на заре человеческой истории, характеризуя нравственные взгляды людей. В первобытном обществе труд становится нормой поведения всех взрослых здоровых людей. И на этой основе развивается важное нравственное качество – трудолюбие. В наше время труд лежит в основе жизнедеятельности общества, и отношение к труду относится к важнейшим проявлениям личности. Чем выше культура труда, тем большая роль его в нравственном формировании и совершенствовании личности.

Проблема нравственной подготовки подрастающего поколения к труду многопланова. Трудовое воспитание будучи сложным и многогранным процессом является предметом изучения представителей различных наук – педагогов, философов, социологов, экономистов, психологов и физиологов. Многие важные аспекты нравственного формирования личности учащихся были освещены в трудах выдающихся советских педагогов Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.

В исследованиях О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Д. И. Водзинского, И. С. Марьенко, Л. И. Новиковой, И. Ф. Харламова, А. А. Шибанова и других ученых содержатся общие теоретические основы воспитания у школьников нравственной готовности к труду. Ряд принципиальных вопросов нравственного воспитания школьников в труде рассматривается в работах А. Ю. Гордина, Р. Г. Гуровой, В. И. Петровой, И. Б. Первина, А. А. Пермякова, Ю. П. Сокольникова, И. Д. Чернышенко и других, раскрывается влияние различных факторов на трудовую подготовку подрастающего поколения. Важнейшие аспекты нравственно-психологической подготовки к труду раскрываются в работах психологов Ф. И. Иващенко, А. Г. Ковалева, Н. Д. Левитова, А. В. Петровского, К. К. Платонова и других.

В процессе труда человек не только выполняет определенные производственные операции, но и вступает в самые различные отношения с товарищами по труду, с коллективом, с семьей. В процессе труда у школьника формируется сознание, что его труд – это частица общего созидательного труда. В процессе трудовой деятельности учащиеся непосредственно соприкасаются с природой, материальным миром, чувственно воспринимают вещи, на которые действуют. Трудовой опыт убеждает школьников, что природа, мир существуют независимо от них. В труде и связанных с ним наблюдениях в сознании учащихся запечатлеваются факты, рождаются обобщения, которые служат хорошей основой для нравственных выводов. Таким образом, труд является одним из источников знаний и является лучшим учителем.

Однако нравственное формирование и развитие личности – процесс сложный и длительный, в котором внешние воздействия и внутренние силы постоянно взаимодействуют и в результате меняют свою роль в зависимости от стадии развития. В этом, как органическая составная часть педагогического процесса, выступает и воспитание в семье, обеспечивающего развитие всех нравственных качеств и свойств личности.

Человек формируется в деятельности. В семье много возможностей для совместной деятельности детей и взрослых. Это и домашние дела, и участие в хозяйственных заботах семьи, и всевозможный ручной труд, игры, развлечения. Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношения к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребенка, и т. д. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» [12], – писал А. С. Макаренко. Понимание этого, сознание ответственности за воспитание детей требует строгой внимательности родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словом, но и самим делом, добрым примером своей жизни и своего поведения.

Значение семьи в трудовом воспитании детей нельзя недооценивать. Всем своим образом жизни она учит культуре труда, если в семье порядок, а отношения родителей и детей строятся на заботливости, содружестве и взаимопомощи. В этом случае семейные отношения реально готовят ребенка к труду, где он познает азбуку прав и обязанностей, приучатся к ответственности за свой труд.

Семья как социальная ячейка общества аккумулирует в себе богатство всех общественных отношений. Область семейных отношений – одна из самых сложных, характер которых определяется не только родственными или супружескими узами, но и общественно-экономическими, национальными, политическими и другими условиями. Единство общественных отношений, которые сосредотачиваются в семье, оказывают серьезное влияние на формирование личности. Поэтому семейное воспитание неотделимо от семейных отношений.

Каждая семья это целый мир, особый, неповторимый. Нравственно здоровая и дружная трудовая семья формирует у детей высокие социальные и моральные чувства – любовь и доверие к людям, являющиеся эмоциональной основой, сердцевиной всех нравственных отношений в обществе. Психологический климат внутри семьи, организация общего семейного труда или распределения трудовых семейных обязанностей – одно из важнейших условий формирования личности ребенка. Эмоциональный и моральный климат семьи служит важнейшей предпосылкой воспитания у детей нравственных убеждений, чувств; приобретение нравственного опыта – формирования высоконравственного гражданина.

Чем более развиты чувства детей, тем выше их идеал, тем благороднее их цели. Неразвитость чувств или эмоциональная неразвитость рождает черствость, нигилизм, равнодушие. И об этом нужно помнить всем родителям. Ведь какими мы воспитаем наших детей, такую старость мы и получим в будущем.

Важную роль играют семейно-бытовые традиции в формировании нравственных качеств подрастающего поколения. В жизни любой семьи есть события, которые отмечаются по традиции как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию, празднование Нового года, Рождества и т. п. Разумно, ярко, впечатляюще проведенное семейное торжество носит также воспитательный характер, цементирует семью, укрепляет ее.

Особое место в семейно-бытовых традициях занимает организация культурного досуга. С ростом образования, культуры, развитием источников информации, которыми располагает семья, увеличиваются возможности разнообразия досуга. Большое значение здесь имеет умение взрослых разумно и интересно использовать свои свободные часы и научить этому детей. И надо отметить, что характер взаимоотношений между членами семьи, их общественной направленности и интересное времяпрепровождение с детьми не зависит от материальных и жилищных условий. Преобладающую роль здесь играют уровень культуры человеческих отношений, духовная близость в семье, разнообразие интеллектуальных интересов.

Все эти качества личности в тесном взаимодействии с семьей должны с не меньшим успехом развиваться и в школе, только тогда будут видны результаты воспитания, его эффективность. Поэтому при формировании нравственных и других качеств детей одна семья без конкретной и постоянной помощи школы не может добиться больших успехов. Ведь главная функция семьи – формирование у детей социально ценного жизненного опыта на основе совместной работы со школой по организации результативных видов детского труда. Семья воспитывает в полном согласии со школой тогда, когда она живет и действует как дружный семейно-бытовой и в то же время социальный и культурно-эмоциональный коллектив. Создание и поддержка полезных семейно-бытовых традиций – важное условие нравственного формирования подрастающего поколения в школе, на уроках технологии и на внеклассных занятиях.

К сожалению, многие десятилетия в теории и практике обучения, недостаточно уделялось внимания духовному, гуманитарному развитию личности, формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности: ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях"

Книги похожие на "Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фаина Зименкова

Фаина Зименкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фаина Зименкова - Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях"

Отзывы читателей о книге "Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.