» » » » Коллектив авторов - Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)


Авторские права

Коллектив авторов - Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Астерион, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)
Рейтинг:
Название:
Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-94856-697-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)"

Описание и краткое содержание "Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)" читать бесплатно онлайн.



Издание представляет собой сборник научных трудов коллектива авторов. В него включены статьи, посвященные различным сюжетам теории, методологии, истории культуры, современным культурным практикам. Их объединяет жанр историографического и источниковедческого анализа, владение которым составляет область профессиональной компетенции культуролога.

Издание подготовлено на кафедре теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и подводит итоги работы теоретического семинара аспирантов кафедры за 2009-2010 годы.

Сборник адресован культурологам, философам, историкам, искусствоведам и всем, кто интересуется проблемами изучения культуры.






Развитие технологий массового производства дало возможность жить, как мы сейчас говорим, с комфортом. И хотя комфортная жизнь необходима, стремление к ней способствовало развитию огромного количества социальных организаций по правам людей, что до середины XIX века было скорее исключением, чем правилом. Люди перестали довольствоваться теми условиями труда и проживания, которые у них были из поколения в поколение, они стали стремиться изменить свою жизнь. Бесспорно, первый период процесса индустриализации был очень тяжелым для среднего и низкого классов, но именно этот период в особенности и определил всю последующую индустриализацию, модернизировав все сферы человеческой жизни.

Часть II

Историческая культурология

Бондарева В.Н.

Формирование источниковедческой базы песенного фольклора Петербургского региона

Для знакомства с традиционными песнями, бытовавшими на территории Петербургского региона, необходимо обращение к архивам и фонотекам различных научных и образовательных учреждений. История формирования обширного на сегодняшний день корпуса источников песенного наследия Петербургского региона характеризуется изменением масштабов собирательства, трансформацией методологических установок собирательства, эволюцией технологических средств фиксации и хранения. Выяснению основных этапов формирования корпуса архивов и коллекций песенного фольклора Петербургского региона посвящена статья.

На начальном этапе в собирании и изучении песенного фольклора доминировали этнографические и лингвистические задачи. Собирателей интересовали собственно сами произведения, они фиксировали в первую очередь текстовые и/или музыкальные записи. Косвенные сведения о личности информанта, его религиозная и этническая принадлежность и т.д. не всегда учитывались собирателями. Оценка значимости подобных сведений, важных для анализа, как локальных традиций региона, так и о культурной традиции в целом, пришла позднее.

Процесс формирования базы песенного фольклора Петербургского региона был довольно длительным. Первым этапом является вклад отдельных собирателей, среди них: А. Тёрнерос, Т. Таллквист, В. Алава, Я. Лянкеля, Ф.А. Саксбек, Й. Руотсалайнен, В. Поркка – финские исследователи, побывавшие в окрестностях Санкт-Петербурга в середине XIX – начале XX вв. Территория прежней Ингерманландии являлась для них местом сосредоточения финской традиции. Проявления инородного, иноязычного, иноконфессионального, то есть русского влияния расценивались ими негативно. В полевых записях исследователей немало места посвящено морализированию на тему степени религиозности местного православного и лютеранского населения и правильности его финскости. Местный житель был для финляндцев прежде всего runonlaulaja, рунопевец (точнее, рунопевица, т.к. среди исполнителей рун и заговоров преобладали женщины).

Одним из первых исследователей фольклорной культуры Петербургского региона можно назвать А.М. Шёгрена[119]. Шёгрен заинтересовался культурой и языком населения Ингерманландии еще в 1816, когда провел студенческие каникулы в деревне Губаницы (Волосовский район). В 1823 совершил поездку по Приладожью. В 1824-1826 путешествовал по Новгородской, Олонецкой, Архангельской губерниям, Финляндии; в 1826-1828 по Вятской, Казанской, Пермской губерниям. Шёгрен изучал историю, местные диалекты, стремился выявить финно-угорские корни у населения русского Севера. В 1833 первым описал ингерманландских финнов как особую этническую группу. Вепсов, финнов-ингерманландцев, ижору и водь кроме Э. Лённрота[120], Д. Европеуса[121] изучали и другие финские ученые[122]. По деревням южных вепсов в 1916 году ходили финские исследователи Е.Н. Сетяля[123] и В.О. Вяйсянен[124], после них прошел Лаури Кеттунен в 1917-1918 годах, а летом 1934 года вместе с ним здесь побывали также Лаури Пости и Пааво Сиро. Они производили записи в вепсских деревнях, расположенных вдоль дороги, идущей по берегу Онежского озера, в частности в Рыбреке и Каскесручье, затем продолжили путь за Свирь в большое село Ошту, куда переселилось много вепсов, особенно шимозерцев.

Первоначально, в первой половине XIX века интерес собирателей был сосредоточен на записях рун калевальской метрики. В середине XIX – начале ХХ веков в поле их зрения попали рифмованные песни – в это время шел процесс вытеснения архаической песни новыми формами под воздействием городской культуры и литературной традиции.

Нельзя сказать, что в XIX веке Петербургский регион пользовался у собирателей фольклора особым интересом, так как существовала общая установка на «чистые», не затронутые городской культурой традиции. Петербургский регион входил в поле собирательского интереса лишь частично и отчасти случайно. Экспедиционные маршруты сосредотачивались в основном в местах компактного проживания финно-угров на пограничных с Карелией территориях. Существуют лишь отдельные публикации песен, бытовавших в Петербургской губернии, вошедшие в сборниках П.В. Киреевского, А.И. Соболевского и П.В. Шейна.

Финским литературным обществом в 1908-1948 гг. осуществлено издание «Древних рун финского народа» (всего 33 тома), в котором собраны аутентичные изустные записи традиционных эпических и лирических песен и заклинаний этих народов, в том числе собранные на территории Петербургской губернии.

Русский фольклор на этой территории стали изучать только в конце XIX века. Впервые песни Петербургской губернии были опубликованы К.П. Галлером в 1889 году, его сборник включил в себя тексты и нотные записи народных песен Лужского уезда[125]. В 1916 в журнале «Живая старина» опубликованы материалы свадебных обрядов и песен Лужского уезда, собранные крестьянином И. Максимовым[126].

После 1917 года собирание, изучение и публикация источников музыкального фольклора приобрели систематизированный характер и научную основу. Следует отметить специально тот факт, что к 30-м годам было выпущено значительное число фольклорных антологий. В это же время, среди «местных фольклористов» возродилась восходящая еще к пушкинской эпохе идея создания единой национальной библиотеки фольклорных памятников.

В 1939 году в историко-филологической структуре Российской Академии наук был создан отдел народно-поэтического творчества, ставший органичной частью Пушкинского Дома и специализировавшийся на фольклорной русистике. Он стал крупнейшим звеном собирания и изучения фольклорных источников.

В начале 30-х годов был создан Карельский научно-исследовательский институт (в настоящее время – Институт ЯЛИ КарНЦ РАН), при нем начала формироваться фонотека. Исследования института охватывают и Петербургский регион. В составе института была этнографо-лингвистическая секция, перед которой была поставлена задача изучения фольклора и языков народов Карелии[127].

К 1938-1941 гг. относятся первые грамзаписи фольклора, производившиеся на использованной рентгеновской пленке. Записи на грампластинки производились А.Д. Соймоновым, К.Ф. Беловой, В.Я. Евсеевым, Н.И. Богдановым и другими сотрудниками Карельского НИИ[128]. Гибкие грампластинки «на костях» составляют ценную коллекцию северно-русского и карельского фольклора: эпические песни, сказки, причитания, лирические песни, а также произведения сказителей («сказы» и «плачи») на темы советской жизни. Гибкие грампластинки хранят голоса последнего поколения северно-русских сказителей П.И. Рябинина-Андреева, ПГ. Горшкова, М.Е. Самылина, Н.В. Кигачева, ФА. Конашкова, М.М. Коргуева, И.Т. Фофанова: 39 былин, 6 исторических песен, 3 баллады, 28 сказок, 17 «былин» советской эпохи, в единичных записях песни и частушки. Хорошо представлен репертуар ФА. Конашкова: 25 былин. Уникальной является запись знаменитого былинного напева сказителей Рябининых от Петра Ивановича Рябинина-Андреева (Королевичи из Крякова). Основная часть записей была сделана в отрывках, поскольку пластинка позволяла записывать всего несколько минут звучания.

Карельский фольклор в грамзаписях представлен меньше: 5 рун, 8 причитаний, 5 сказок, 10 песен и 15 «плачей» на советскую тематику (также в отрывках). Больше всего записей было сделано от известной карельской сказительницы А.Ф. Никифоровой из с. Вохтозеро. От сказителя Т.Е. Туруева из средней Карелии записаны былины, сказки и другие произведения, от А.В. Ватчиевой и М.Михеевой – карельские причитания, песни. В единичных записях представлены другие исполнители. Записи на грампластинки производились А.Д. Соймоновым, К.Ф. Беловой, В.Я. Евсеевым, Н.И. Богдановым и другими сотрудниками Карельского НИИ. Последние грамзаписи датируются маем 1941 года. В годы Великой Отечественной войны грампластинки вместе с другими архивами были вывезены в эвакуацию. Обратно они вернулись не полностью, так как частично были утрачены во время переезда. То, что удалось сохранить, составляет большую научную и культурную ценность. Целью создателей этой коллекции была запись живых голосов самых лучших исполнителей русского и карельского фольклора. В послевоенные годы появились новые средства звуковой записи – магнитофоны, открывшие новые возможности в собирательской работе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)"

Книги похожие на "Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)"

Отзывы читателей о книге "Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.