» » » » Т. Селищева - Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию


Авторские права

Т. Селищева - Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию

Здесь можно купить и скачать "Т. Селищева - Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «Астерион»f0edbaa9-50c8-11e2-956c-002590591ea6, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Т. Селищева - Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию
Рейтинг:
Название:
Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-94856-677-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию"

Описание и краткое содержание "Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию теоретико-методологических основ инновационно-информационного экономического роста, раскрытию его сущности, выявлению и анализу проблем, особенностей и перспектив достижения устойчивого инновационного развития глобальной и российской экономик. Рассмотрено влияние глобального финансово-экономического кризиса на инновационные сектора и оборонно-промышленный комплекс российской экономики. Раскрыты причины, определяется характер и типология современного мирового финансово-экономического кризиса. Предложен методологический подход к формированию целевой проактивной государственной политики, призванной обеспечить управляемый переход к инновационному типу устойчивого экономического роста российской экономики.

Предназначена для научных работников, преподавателей экономических дисциплин высших учебных заведений, а также студентов и аспирантов, изучающих проблемы информационного общества, информационно-сетевой экономики и инновационного развития.

Монография опубликована при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, проект № 10-02-00375а.






Правительство России в проекте Программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.) пересмотрело приоритеты экономического роста. Отрасли, доминирующие в структуре производства России в настоящее время (энергетика, металлургия, сельское хозяйство), утрачивают динамизм, не могут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 %. Отрасли, ежегодные темпы роста которых превышают 7 % (высокотехнологичные отрасли промышленности, связь и информатизация), занимают в структуре экономики незначительную часть. Пока доля этих отраслей в структуре экономики не повысится, российская экономика не сможет выйти на устойчивый темп экономического роста[88]. Необходимый уровень «отсечения» в 7 % в проекте Программы принят исходя из возможности удвоения ВВП за десятилетний период.

В среднесрочной стратегии предусматривается необходимость перехода от сырьевого к инновационному развитию и формирование новых двигателей экономического роста. Для России это означает переход к инновационно – информационному экономическому росту. То есть информационная экономика становится востребованной. Именно это, по мнению разработчиков проекта, позволит на рубеже 2011–2015 гг. достигнуть годовых темпов роста ВВП в 7,2 %[89].

В таблице 7 показан потенциальный вклад в рост ВВП традиционного сектора и сектора «новой» экономики России, в который разработчики проекта Программы включили и отрасли социальной сферы, осуществляющие инвестиции в человеческий капитал, в том числе в науку, научное обслуживание и образование.

Согласно Программе, структура инвестиций в российской экономике изменится в сторону роста инвестиций в информационный сектор с 2003 по 2015 гг. более чем в 2 раза: с 9,3 % до 19,1 %. Удельный вес информационного сектора экономики в ВВП вырастет с нынешних 8,6 % до 16,2 % в 2015 г. В то же время доля нефтегазового сектора в ВВП сократится с 27 % в 2004 г. до 20 % в 2015 г, а инвестиции в этот сектор снизятся в 1,4 раза: с 20,2 % в 2003 г. до 14,7 % в 2015 г. (табл. 8). Занятость в информационном секторе повысится на 39 %, а ее доля в общем числе занятых в экономике возрастает с 4,9 % (2004 г.) до 6,8 % в 2015 г.[90]


Таблица 7

Показатели реализации инновационно – активного сценария развития экономики России, % прироста ВВП в год

Источник: проект Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.), июнь 2005 г.


Проект Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.), предусматривает совершенствование структуры российского экспорта, в котором предусматривается снизить удельный вес энергоносителей с около 60 % в 2004 г. до 42 % в 2015 г., а машин и оборудования – увеличить с 7,8 % до 18 % соответственно[91]. Предусматривается также значительный рост экспорта программного обеспечения и компьютерно-ориентированных услуг.


Таблица 8

Доля основных сфер экономики в ВВП и инвестициях, %

Источник: проект Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.), июнь 2005 г.


В соответствии с проектом Программы, доля ВВП России в мировом ВВП, рассчитанная по паритету покупательной способности, возрастет с 2,6 % в 2004 г. до 3,4 % в 2015 г., что позволит нашей стране в следующем десятилетии перейти в группу развитых стран со среднедушевыми ВВП свыше 20 тысяч долларов[92].

Информационный сектор, согласно Программе, должен стать составной частью и локомотивом экономического развития России. Финансирование стратегии развития будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств муниципальных образований и внебюджетных источников.

Вместе с тем, следует заметить, что информационный сектор сможет сыграть свою прогрессивную роль в экономическом росте России только при условии предварительного расширения спроса или потенциала для него. Именно по этой причине, например, на ранней стадии своего развития американская электронная промышленность нуждалась в военных рынках, прежде чем технологические инновации окупились на других рынках. По этой же причине японские, а затем корейские фирмы проводили протекционистскую рыночную политику, выбирая целевые отрасли и сегменты на глобальном уровне, чтобы, достигнув экономии на масштабе производства, затем добиться экономии на размахе операций[93]. В России вследствие низких зарплат существует невысокая покупательная способность населения. Удельная оплата труда в себестоимости российской продукции гораздо ниже, чем в развитых странах. Это повышает конкурентоспособность отрасли на внешних рынках в коротком периоде, однако в долговременном периоде это сдерживает развитие внутреннего ИКТ-рынка и тормозит экономический рост. В России затруднен доступ к дешевым кредитам малому бизнесу, что сдерживает использование ИКТ. Государству предстоит стимулировать спрос на продукцию ИКТ-сектора. Только в этом случае проявится мультипликативный эффект от развития сектора информационно-коммуникационных технологий.

1.4. Государственное регулирование инновационного развития

Научно-инновационная деятельность является важнейшим фактором экономического роста и социально-экономического развития на современном этапе перехода ведущих стран к экономике, базирующейся на знаниях. Экономика знания, или информационная экономика, означает, что уровень развития страны будет определяться прежде всего уровнем информатизации, развития информационных и телекоммуникационных технологий, сетевых структур и т. п. Развитие экономики, его темпы, скорость и обоснованность принятия решений, а значит, и конкурентоспособность во многом зависят от доступа и обработки соответствующей информации.

В широком контексте опыт развитых стран показывает, что существенное расширение сети государственных лабораторий и институтов, увеличение доли государственного финансирования и усиление регулирующих функций государства в сфере науки стало важнейшим импульсом эволюции национальных инновационных систем во второй половине XX в. Именно предпринимательский сектор был главным генератором новых технологий и инноваций.

Степень огосударствления науки резко возросла в период Второй мировой войны и в первые послевоенные десятилетия, когда начали осуществляться крупные атомные и космические проекты. Эти тенденции наиболее ярко проявились в США, Великобритании, Франции, Германии. В ряде других развитых стран, где частный сектор был и остается лидером научно-технического развития (например, в Швеции), центральные правительства реализуют научную политику в более скромных масштабах, опираясь в основном на косвенные, стимулирующие инновационную активность меры. В 1960-1970-е годы реализация государством разнообразных функций в инновационной сфере науки приобрела стабильный характер.

Под воздействием процесса огосударствления научной деятельности изменились условия функционирования науки в предпринимательском секторе. Во многих отраслях (электроника, машиностроение, авиа – и ракетостроение) корпорации создавали научные подразделения главным образом для выполнения государственных заказов, что вносило существенные коррективы в рыночную стратегию в целом и в организацию научно-исследовательской работы в частности. Экономические результаты крупных корпораций, ориентированных на производство наукоемкой продукции, стали в значительной мере определяться уровнем политического взаимодействия с федеральным правительством, доступом к контрактам на научно-исследовательские разработки. Послевоенный период показал, что корпорации, финансируемые государством и имеющие заказчика в его лице, отличались повышенными темпами экономического роста и эффективности производства, устойчивостью финансовой деятельности.

Тесное взаимодействие центральных ведомств и компаний частного сектора в процессе разработки и реализации государственных программ лежит в основе большинства передовых технологий. Наиболее известный пример – Интернет, прообраз которого родился в рамках проектов Министерства обороны США, связанных с обеспечением безопасности центров управления вооруженных сил (принцип сети позволял сохранять прохождение сигнала управления в обход «разрушенных» участков).

Процесс огосударствления расширил и укрепил инфраструктуру фундаментальных исследований и подготовки научных кадров, формирующих базовый инновационный потенциал общества на перспективу. Непрерывность вложений государства в развитие науки на протяжении нескольких десятилетий оказала сильный и глубокий кумулятивный эффект: усилились позиции государства в инновационной сфере, повысилась роль науки в общественно-экономическом развитии, изменились традиционные формы организации инновационной деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию"

Книги похожие на "Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Т. Селищева

Т. Селищева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Т. Селищева - Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию"

Отзывы читателей о книге "Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.