Владимир Николаев - Философия в стихах
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия в стихах"
Описание и краткое содержание "Философия в стихах" читать бесплатно онлайн.
С формальной стороны, перед вами рифмованный курс лекций. По нему можно освоить основы философии по всем темам, кроме раздела «Методы и формы научного познания» (он слишком специален для стихов). Преподаватели философии и родственных дисциплин могут использовать этот материал в своей работе, студенты могут блеснуть его знанием.
А с неформальной стороны, это плод стремления автора подвести итоги своей многолетней творческой работы в общедоступной форме, сравнительно легкой для усвоения. Мы надеемся, что такое изложение будет полезным для развития менталитета наших современников и соотечественников.
II. Логика и диалектика
Есть у людей и у многих животных мышление образами,
Но среди всех лишь одни «изъясняемся прозой»[5] мы,
То есть владеем понятием, словом и мыслим логически.
Лишь потому изменяем мы мир исторически.
В этом мышленьи две силы являются разом:
Твердый рассудок и гуттаперчивый разум.
Каждый из них – то последует, то ведёт,
И всё добытое другу передаёт.
Знает рассудок понятия все, применять он умеет приёмы,
Разум – другие куёт, расширяя познанья объёмы.
Строит рассудок железные силлогизмы
И совершенствовать может он всякие «измы».
Формой рассудок силён, его выводы строгие, ясные;
Но где важна новизна, там они зачастую напрасные.
Сам же открыл он, что этим путём невозможно
Всё доказать, что бывает на деле не ложно.
Математически вывел приятель Эйнштейна Курт Гёдель:
Чтоб отразить содержание, метод подобный негоден.
В мире ведь есть не одни лишь формальные связи, –
В формалистическом что ж забываться экстазе?
Разум тогда выступает носителем правды космической,
С логикой творческой, сложной, диалектической.
Первый в ней принцип – единство противоположного,
Недопустимое вроде с позиций в рассудке возможного.
Всё же тут нет против логики явной вины,
Так как в реальности стороны разведены.
Есть у любого предмета и левый, и правый бока, –
Цел же предмет, середина бытует пока.
Атом – единство протонов и электронов,
Но лишь пока их пространство разъединяет.
Если ж сольются они, в нарушенье обычных законов,
Каждый из них обязательно погибает.
Значит, формальная логика там лишь верна до конца,
Где организм превращается в мертвеца.
В жизни ж борьба и единства противоположностей
Нам освещают любые сплетения сложностей.
Верен сей принцип для всех, кто и что ты ни будь!
Ну а сторон разведенье – развития всякого суть.
Но разведенье всегда происходит на общей основе;
Стало быть, нет ничего, что совсем уже было бы внове.
И никогда окончательно связь меж частями не рвётся,
Но обязательно в общем она остаётся.
Значит, предметы всегда друг на друга влияют –
Даже когда ни волной и ни телом не ударяют.
Иначе тел и явлений всеобщая связь
В цепях причинности скоро бы прервалась:
Для удалённых на световые века
Связи прямые исчезли бы наверняка.
Связь «безударную» эту зовут нелокальной,
И по значенью бывает она радикальной.
Это особенно явственно в квантовом мире,
Но проявляется много важнее и шире:
Не только в квантовой телепортации,
Но и в привычной всем гравитации,
В дальних предвиденьях без профанации[6],
В житейской по Юнгу[7] «синхронизации».
Есть и другое, но многое в этом темно,
Ибо пока что изучено плохо оно.
Что ж не признали тех связей учёные-физики?
Им помешали философы-метафизики.
Ведь метафизик уверен, что связи везде лишь такие,
Как у шаров на бильярде под действием кия
(Этот для мысли тупик и ума катаклизм
После назвали «лапласовский детерминизм»).
Ньютон великий открыл – тяготение действует сразу,
Но под влиянием Локка[8] изрёк он лукавую фразу:
Мол, объяснить не берусь, не поскольку не понимаю –
Просто я гордый такой, что «гипотез не измышляю».
Релятивисты влияют на квантовых физиков чаще,
Но их разлапистый хрен той же локковой редьки не слаще.
Крайности сходятся тут, как бывает всегда,
И получается в мыслях абсурд и бурда.
Тоже всё к чувствам и к опытным формулам сводят,
А смыслового порядка для микрочастиц не находят,
Так как причины везде признают лишь локальные.
И не решают проблемы свои кардинальные,
Вроде единства полей или квантовой гравитации;
Только с апломбом читают «профанам» нотации,
Что де для здравого смысла нет в физике места…
Это оладьи из солипсистского теста.
Все же надежду на правду даёт нам сейчас синергетика,
То есть ученье Пригожина о самоорганизации[9].
Мыслит она нелинейно, как диалектика,
И в современной науке весьма высоки её акции.
Как диалектика, видит она нелокальные
Связи в системах, и местные, и глобальные,
Видит стремление в мире к разнообразию,
Знает процессы творения скачкообразные;
Невозвращенье открыла к тому, что когда-либо пройдено:
Признак развития, времени сущность и родина!
Чтоб эффективно освоить законы развития,
Надо понятия знать, одного маловато наития.
Слово «количество» значит делимость на части;
«Качество» – место в системе, в процессах участье;
«Мера» – предельное расстояние
Меж двумя качественными состояниями.
Если достигнет в развитии мера предела,
Сразу, скачком изменяется качество тела:
Прежде – в породу свою же, хоть внешне в другое,
Ну а потом и в иное, уже по природе чужое.
Лёд, и снежинки, и пар суть всё та же вода,
Лишь изменения формы находим тогда.
Но если пар свыше меры своей нагревается,
Он неизбежно на атомы распадается;
Если ж до степени плазмы нагрев доберётся,
То от воды уже признаков не остаётся.
Так же и сущность природы материальная
Может, скачок за скачком, порождать идеальное.
Там, где в прогрессе скачки наблюдались уж ранее,
Властен закон отрицания отрицания.
Сложного нету в основе его ничего.
Он вытекает из двойственности всего,
Из колебаний, повсюду в борьбе неизбежных,
Но с невозможным повтором всех частностей прежних.
Двойственна сущность, и борются стороны в ней,
Чтоб доказать, что сегодня сильней и важней.
Форму одна задаёт, что сейчас побеждает.
Первый этап этот тезисом называют.
Но победившая – сущности лишь половина,
А потому отрицанию тоже повинна.
Значит, возврат будет в следующем отрицании
Снова к тому, что цвело в бытии уже ранее, –
Только возврат не зацикленный! Новое тоже
В очередной тот продукт отрицания вхоже.
Тезис, исчерпав себя, новой формой сменяется,
Что антитезисом в логике называется.
Правит опять половинка, и ясно, конечно,
Что состояние это опять же не вечно.
В синтезе далее тезис и антитезис
Объединяются, вовсе друг другу не грезясь.
Тут уж исчерпаны полностью сущности силы,
И впереди разверзается пропасть могилы.
Всё, что могли, эти силы уже совершили,
Вниз только может идти, кто достиг уж вершины.
Но если в почве его приживается плод,
Тех же путей начинается оборот.
Всюду в развитии действует эта триада,
Больше ступеней прогресса и нет, и не надо.
А переходы меж ними позднее обсудим –
Там, где ученье марксизма рассматривать будем
Есть и для связи законы диалектические,
Но не вошли до сих пор они в тексты классические;
Так что и мы оставляем их тут в стороне,
Хоть изложение было бы с ними полней.
III. Онтология
Суть онтологии есть философское знание
Главных конструкций частей основных мироздания,
То есть – устройства материи и сознания.
III.1. Материя и формы её бытия
Первоматерию любят искать метафизики,
Ныне же верить в неё не даёт уже знание физики.
Формам материи не существует предела.
Тело любое – она, и она же есть всё, что не тело,
Но, кроме мыслей, вокруг существует действительно,
Действуя также на мысли людей убедительно.
Новые формы её создаем мы искусствами,
А постигаем её не одними лишь чувствами.
Чувствовать можем мы то, что в пространстве и времени,
Но есть материи важные виды без этого бремени.
Так, по науке, пронзает нас вакуум всюду физический –
Вроде ничто и нигде, но источник Вселенной космический.
Всё ж не является он мировой абсолютной субстанцией,
Много вселенных других есть за этой «последней инстанцией».
Ибо материя всюду в себе изменяется,
И никогда на покой до конца не склоняется.
Даже в самом абсолютном, казалось бы, вакууме
Видим всегда, повсеместно движения всякие мы:
Всюду частицы рождаются в нём виртуальные,
И колебанья полей происходят реальные.
Если, допустим, ты рядом летишь с электроном,
Всё ж не покоится он для тебя, по природным законам:
Кружится он, словно вихрь (называется в физике спин).
Так же и мы до конца не покоимся, пусть даже спим.
А о глубинной природе пространства и времени
Спорят доныне роды философского племени.
Для метафизиков время – извечный поток, и пространство –
Тоже субстанция вечного постоянства.
Сколько б вещей и событий туда мы ни помещали,
Те же они мол, как были пустые вначале.
Релятивист возражает, в познании неумел:
«Разные время-пространство для разных по качеству тел.
Метрики ведь – не субстанции, а лишь вещей отношения,
Значит, от качества тел их должны бы зависеть решения;
Много поэтому есть де пространств и времён…»
Даже Вернадский был мыслью такой увлечён.
Взгляд экзотический этот порой и сейчас насаждается,
Только вот трезвой наукой никак он не подтверждается.
Верно, что метрики это вещей отношения,
Но ведь не все отношения – объединения.
Время с пространством такие материи снасти,
Что выражают деление на отстоящие части.
А ведь делимость – количество, но не качество,
Так что экзотика тут отметается начисто.
Знал Аристотель о том и другие мыслители истые,
Гегель же прямо сказал, что всё это количества чистые.
Быть здесь не может по качеству новизны,
Есть только разные степени кривизны;
А искривления тоже не собственные приметы
Метрики форм, но лишь то, как влияют предметы.
Нету в пространстве извечного постоянства,
Но лишь поскольку тела искривляют пространство.
Темпы меняет погода для прорастания семени, –
Дело зависит совсем не от качества времени.
И повторю здесь давно уж известное я:
Это лишь формы материи бытия.
Для диалектики странен вопрос тот затаскано-вечный:
Правда ль, что мир наш метрически бесконечный?..
В каждой Вселенной пространство и время – внутри,
Извне ты их не уловишь, в какой микроскоп ни смотри.
Столько же толку искать нам здесь первые атомы:
Ведь не разрежешь разрез, хоть бы вдруг попытались когда-то мы!
Не повторением атомов, метров и суток наш мир бесконечен –
Он новизной содержания неисчерпаем и вечен.
Вспомним: в развитии действует всюду триада,
Больше ступеней прогресса и нет, и не надо.
Вот и в пространстве находим лишь три измерения,
Три состояния знаем мы только во времени:
Прошлое, будущее и настоящее,
Тоже на месте одном никогда не стоящее.
Кто ищет больше – иль болен рассудком печально,
Или же связи любые решил толковать он локально,
И усложняет в научном своём огороде
То, что решается просто в реальной природе.
Тщетно схватить он пытается левой рукой
То, что без лишних проблем уловил бы другой.
Но – любит он, наслаждаясь сердечною мукою,
Свою философию бедную, однорукую!..
А «для любви не названа цена,
Лишь только жизнь»[10] – здесь, правда, не одна.
Громадными деньгами, жизней сотнями
Обходится плохая философия.
Немало стоил и Эйнштейн один,
Бесплодным ставший ранее седин.
Объединить поля в уме пытался он,
Локальностью одной лишь увлечён.
Чтоб воплотить такие намерения,
Пришлось ему добавить измерения, –
И сорок лет напрасно он потратил;
Но физики – рабы всё тех же правил!
Они и суперструны, и мембраны
Изобрели, чтоб залатать прораны,
И измерений больше десяти
Придумали, не зная где найти, –
Но лишь бы был всего быстрее свет!..
А только толку не было и нет.
И пусть педант меня за то осудит,
Скажу я прямо: никогда не будет!
III.2. Сознание, его суть и происхождение
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия в стихах"
Книги похожие на "Философия в стихах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Николаев - Философия в стихах"
Отзывы читателей о книге "Философия в стихах", комментарии и мнения людей о произведении.