» » » » Дмитрий Деопик - История Древнего Востока


Авторские права

Дмитрий Деопик - История Древнего Востока

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Деопик - История Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
История Древнего Востока
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0384-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



Автор – профессор, доктор исторических наук предлагает читателю несколько иную систему приоритетов, более традиционную для нашей страны, чем теории учебников 50–70-х гг. XX столетия. В частности, больше говорится о социальных структурах и верованиях, о характере народов, о личностях их выдающихся правителей (которые всегда описаны в источниках подробнее, чем кто-либо из народа соответствующей страны). Кроме того, подробно рассказано о древних израильтянах (до вавилонского пленения), о тех соседях, которые как-то влияли на их жизнь.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся историей.






Все 200 лет III раннединастического периода лугали дерутся между собой, пытаясь объединить Нижнюю Месопотамию. Выдвигается два лидера. На севере – город Киш, на юге – Лагаш. Киш – район семито-шумерский, Лагаш – чисто шумерский. Никого особенно правители Лагаша в эти века не завоевали, но о доминировании можно говорить определенно; власть лугалей и профессиональная армия в ходе междоусобиц укрепляется. В остальном, хотя прошло всего 200 лет после II раннединастического периода, общество «внизу» оставалось таким же; «вверху» же произошли важные изменения. Основную массу по-прежнему составляют свободные общинники – более двух третей населения. Они оформляются как социальная группа – члены аграрных общин («плотных» совокупностей «больших семей»), имеющих свое право, социальные институты и органы управления в масштабе деревни. На втором месте по численности население государственно-храмовых земель, т. е. принадлежащих храму, но тесно связанных с государством, и затем – крупные землевладельцы, не связанные особыми обязательствами ни с кем, кроме царя. И, наконец, слуги и жители городов – как связанные с землей, так и не связанные.

Общинный статус защищал свободных крестьян от царя, чиновников, храмов, крупных землевладельцев. Для свободных общинников и крупных землевладельцев единственное ограничение в продаже земли, существовавшее и в русской общине до XIX в., состояло в том, что продавать землю следовало соседям или родственникам, т. е. не давать участку земли уйти в чужие руки, о чем заботились тысячелетиями. Такой продажи – когда где захотел, там и купил или продал – практически не было почти ни в одном обществе. Всегда представители местного населения старались, чтобы земля была продана именно им; все были заинтересованы в том, чтобы не появился богатый чужак.

Земли храма состояли из трех основных блоков. Первый – собственные поля, на которых трудилось, и как на барщине, и для себя, зависимое население. Второй – наделы для среднего слоя, связанного с храмом, сюда включаются управленцы, жрецы, часть ремесленников (бывших тем самым и землевладельцами). И третий – земли, довольно дешево сдававшиеся в аренду, видимо, нуждавшимся общинникам, и персоналу храмов.

Кто же получал упоминавшийся паек? В основном лица неземледельческих профессий: храмовые ремесленники, мелкий обслуживающий персонал (более крупный имел надел), некоторые категории низкооплачиваемых воинов, бесчисленная женская прислуга, и те, кого сейчас называют дворниками – тоже огромный по численности обслуживающий персонал; получала его и часть зависимых земледельцев.

Кто такие зависимые земледельцы, обрабатывающие храмовые земли? Ни в коем случае не рабы античного типа – от этой точки зрения давно отказались, – скорее всего, иноземцы или обедневшие местные жители, частично лишенные прав; при этом зависимость их была неустойчивой: часть из них, если не все, могла вернуть себе статус свободных.

Крупные землевладельцы помимо царя – это правители городов, крупные жрецы и т. д. Их владения связаны с работой на определенной должности и в принципе должны быть возвращены ими по окончании службы. Но во всех подобных обществах на раннем этапе мы наблюдаем то же самое, что и в нашем сейчас: люди часто слабо различали предоставляемое им за службу от того, что ими самими было куплено или унаследовано. «Служилые» земли, т. е. данные на срок службы, они норовили продать или завещать. А в шумерском и целом ряде других древних обществ, в отличие от нынешнего времени, люди даже не понимали четко, что такое условное землевладение. Даже терминологически порой непонятно, что имелось в виду в ряде конкретных случаев. Но они прекрасно знали, что такое частное землевладение, и стремились превратить условное в частное. Стоило ослабеть власти монарха, как условные земли становились частными. Для того чтобы в обществе существовал фонд земель для условного служилого землевладения на срок службы, необходимо было все время прилагать усилия по поддержанию статуса условного владения. А вот частное землевладение возникало само по себе и совершенно естественно имело тенденцию к превращению в крупное.

Что собой представляет условное землевладение и для чего оно нужно? Его статус связан с понятием «юридический налоговый иммунитет», т. е. пользователи освобождались от налогов – порой с уже имевшихся у них земель, а не только с вновь полученных. На земли, закрепленные за ними на срок службы, они получали иммунитет – право не платить налоги, а брать их себе и с этого жить. Такие владения были более выгодными, чем мелкие участки частных земель.

6. Формирование профессионального войска. Как выглядела армия и как велись войны на этом новом этапе? С кем воевал Лагаш? С Эламом, государством Субарту, с соседним, оставившим след в истории городом Умма. Воевали из-за плодородных земель – это новый тип войны, т. е. война не для того, чтобы показать, кто сильнее, или ограбить, а именно из-за земли. По такой причине и возникают теперь войны. Регулярное участие гражданского лидера – эна – в войнах в качестве лугаля – главнокомандующего – способствовало постепенному формированию власти царя, но пока еще не деспотии. Около XXV в., как уже говорилось, начинает складываться профессиональное войско. В зачаточном состоянии его элементы существовали и раньше, но окончательно – со своим вооружением, тактикой, строем и методикой боя – оно оформилось именно тогда. Мы можем себе представить это благодаря изобразительному искусству шумеров; отметим, что почти ничего нового последующие два тысячелетия в пехотное воинское дело не привнесли.

Ранние профессионалы принадлежали к тому же народу, что основное население страны. Их надо отличать от наемников, обычно из других мест; это второй, более поздний тип профессиональных воинов.

Первый же, выросший из местного ополчения, сохранял многие его традиции.

Общинник из ополчения воюет раз в год или вообще несколько раз в жизни – но с целью защитить жен и детей; в такой ситуации ему уже не жалко ни себя, ни тем более врага, и потери могут быть большими. Соответствующим было и вооружение. Возьмем, к примеру, ополчения греков-общинников, похожие в целом на шумерские. Шлем такой, что лица порой не было видно, броня, поножи и щит, тяжелый меч. Представьте себе, как на двух соседних буграх становятся две фаланги греков. Им зачитываются соответствующие мотивы предстоящего боя. Запевают эмбатерий, специальную военную песню, ритм которой постепенно ускоряется, и воины идут вниз навстречу друг другу по двум пологим холмам. Ритм все ускоряется, они уже бегут и, наконец, с жутким лязгом сшибаются и начинают рубиться. Кто раньше обессилел, тот проиграл. Что-то похожее было и здесь. И там и здесь общинники, которые знали, за что сражаются, шли в бой за родину, свой город, своего царя, хорошо известного (государства еще небольшие).

Теперь о раннем профессиональном войске. Это тяжело вооруженная фаланга в шлемах, мечи, щиты и копья разной длины. Чем дальше воин стоит от передней шеренги, тем у него длиннее копье, так что перед врагом предстает сомкнутый ряд щитов, обитых металлом, и острия копий. Профессиональный рукопашный бой сводится к следующему приему, который требует очень длительной подготовки, но предоставляет воину возможность дожить до пенсии. Чему их учили? Бить серьезно, точно, не суетясь. Вы стоите плечом к плечу, у каждого в руках меч, и должны точно рубить, но не толкаться, не размахивать руками или отпрыгивать, не кричать, а тупо и спокойно идти вперед в своем секторе – около 60—80 см, контролируя ситуацию. Враг-варвар из общинников может быть героем и «суперменом», но он прыгает, волнуется, орет и занимает со своим мечом пространство шириной метра два. А в этом секторе напротив него находятся два-три мужчины, которым нечего терять и которые его просто убьют – ведь он один. Поэтому потери у них много меньше, тем более что бой идет только на линии соприкосновения; даже если варваров больше, то в линии их всегда меньше, и их обычно постепенно перемалывают с небольшими потерями (если профессионалов не окружат; но тогда они строятся в каре, и задача сводится к предыдущей). Этому умению – рубиться, не теряя головы и не нарушая строя, – и учили профессионального воина. За отступление от перечисленных правил казнили или строго наказывали, вплоть до армии Византии. Кроме того, первый копейный удар фаланги был очень тяжелым. Но когда сшибались не профессионалы с варварами, а два войска профессионалов, шум стоял большой, а потери могли быть относительно маленькие; профессиональному воину любого типа хочется дожить до старости. Поэтому, когда исход боя складывается не в пользу его стороны, он быстро отступает, и убитых бывает немного. Психология наемного воина уже отличается от ополченческой. Но шумерское профессиональное войско первого типа по форме оружия и характеру боя во многом схоже с ополчением.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего Востока"

Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Деопик

Дмитрий Деопик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.