» » » » Дмитрий Деопик - История Древнего Востока


Авторские права

Дмитрий Деопик - История Древнего Востока

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Деопик - История Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
История Древнего Востока
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0384-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



Автор – профессор, доктор исторических наук предлагает читателю несколько иную систему приоритетов, более традиционную для нашей страны, чем теории учебников 50–70-х гг. XX столетия. В частности, больше говорится о социальных структурах и верованиях, о характере народов, о личностях их выдающихся правителей (которые всегда описаны в источниках подробнее, чем кто-либо из народа соответствующей страны). Кроме того, подробно рассказано о древних израильтянах (до вавилонского пленения), о тех соседях, которые как-то влияли на их жизнь.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся историей.






Основные группы семитского населения к концу 3-го тыс. до Р.Х. таковы.

Первая группа – западные семиты. Она подразделяется на три территориальные подгруппы: северная, аморейская, куда входят амореи, ханейцы и др.; центральная – хананеи (и часть амореев) в Святой Земле и близ Финикии; юго-восточная – за Иорданом (тоже амореи и, возможно, предки арамеев). Другими словами, по внешней дуге, на севере – хананеи и амореи, на западе – хананеи; по внутренней дуге – амореи и предки арамеев.

Вторая группа – восточные семиты. Они в основном жили в Месопотамии, назывались по городу, который основали (Аккад), – аккадцы.

Третья группа – южные семиты. Состоит из двух подгрупп: южноцентральной – народы оазисов Аравии, предки арабов; и собственно южной, живущей отдельно, на юге Аравии, где находится современный Йемен. Там позднее сложилось Сабейское царство, населенное сабеями и предками эфиопов. Последние отсюда, как считается, перебрались в Африку.

Данное разграничение во многом ориентировочное; указанные этнические группы часто перемещались и перемешивались, что особенно никого не удивляло.

Надо отдельно упомянуть еще одно, более позднее государство – Ашшур, из него потом возникнет Ассирия. Ашшур сложился как изолированный восточно-семитский центр в Месопотамии, на Нижнем Забе, в бассейне Тигра, вдали от основных долин, и быстро начал расцветать. Его правитель в 3-м тыс. вначале имел титул энси и был маленьким зависимым монархом, но в более поздних надписях правители Ашшура названы уже царями. Здесь несколько иная модель развития, более похожая на шумерскую: сначала – единый храм, потом – городские стены. Самые первые правители – Уштиа и Киккия – имели имена не семитские, но далее в списке есть и восточно-семитские имена. Государство более молодое, чем уже описанные: лишь к XXI в. относится конкретная информация об Ашшуре, когда здесь правил некий чиновник с редким семитским именем Зарику, это был «сменный» чиновник, назначенный из Ура. В конце XXI в. власть Ура над Ашшуром кончается – и город становится свободным. Начинается независимая, но обильно политая кровью соседей история Ассирии.

9. Малая Азия. Немного об особом районе Древнего мира – о Малой Азии. Известно, что Малая Азия, особенно ее юго-восточная часть, – район, хотя и тысячелетиями развивавшийся под влиянием населения Святой Земли, но довольно рано ступивший на путь создания своих сложных религиозных, социальных, экономических и политических систем. Уже в 4-м тыс. здесь есть города со стенами и т. д., но это не край ирригационного земледелия; здесь не возникает в то время техногенных обществ или крупных государств, зато все больше становится мелких протогосударств гармонического типа. В 3-м тыс. территория, занятая малоазийскими протогосударствами, расширяется, охватывая значительную часть полуострова.

Именно к этому времени относятся самые нижние слои города Троя (Илион) на западе Малой Азии. Это еще не греки, а какие-то их предшественники, скорее всего не индоевропейцы. Троя не единственный город 3-го тыс. до Р.Х., аналогичные поселения еще раньше имелись на юге Малой Азии. Наиболее же известные государства в западной Малой Азии – Троя и еще два пункта «государственности»: Терми и Полиохни.

Что мы знаем о Трое? Имелась каменная крепостная стена, дворец с портиком, найдено огромное количество предметов из металла, но крупных храмов нет; это не долина Нила и не Двуречье. Город очень богат, первый расцвет его относится к XXV—XXIII вв., но он пока еще очень маленький: 100×100 м; тут сохраняется «иерихонский» тип городской жизни, который мы видим позднее и у греков: малые площади при высокой интенсивности городской жизни. И позже храмы – небольшие по размерам, даже в крупных городах. Очень много золота, как и красивых вещей, – в погоне за последними троянцы завязали связи даже с Прибалтикой, откуда поставлялся янтарь, из Афганистана привозили лазурит, отдельные вещи – из Египта. А вот контактов с семитским миром не отмечено. Все, что попадало в Илион, шло морем или нагорьями.

У материальной культуры каждой группы народов есть свои отличительные черты. Для малоазийских народов, как известно, характерно раннее открытие металлов; еще с конца 7-го тыс. люди здесь обрабатывали медь, и к данному времени они многого достигли. Список массово использованных металлов впечатляет: медь, олово, свинец, серебро, золото, электр (сплав золота и серебра; бывает, но редко, в природе, обычно – искусственный). Но самое главное, чего достигает население Малой Азии теперь, в 3-м тыс. до Р.Х. (так же, как и население Египта и восточной части Плодородной дуги), – открытие бронзы (но они не самые первые). Только с появлением бронзовых орудий человечество на самом деле вступает в век металла, потому что бронза более твердая, чем медь, и легко плавится. Благодаря твердости бронзовые орудия медленнее стачиваются, и из малого количества исходного сырья можно изготовить большое число предметов труда и оружия. Поскольку жизнь новых орудий длительная, бронза по-настоящему вытесняет камень и долгое время доминирует, прежде чем появятся изделия из железа. То, что медь стоит первой в списке освоенного человеком до железа, видно в Библии.

Первая особенность малоазийских культур – их относительно более светский характер. Вторая – небывалый расцвет металлургии и развитие соответствующих профессиональных групп населения; в то время здесь уже хорошо умели пользоваться металлом, изготавливать сложные изделия. Третья – массовое распространение боевого оружия, о чем свидетельствуют находки большого числа предметов боевого вооружения: мечей, кинжалов, боевых топоров, шлемов. Одно из богатых погребений этого времени находится в Дораке, где обнаружилось небывалое скопление драгоценного оружия, высокохудожественных предметов из золота и серебра совершенно особенного стиля: местное общество породило и своеобразное искусство. В чем его своеобразие? В простоте и реалистичности изображений. Древние народы Святой Земли, Плодородной дуги, даже Двуречья, создали достаточно сложные системы образов, но сильно стилизованных, а в Двуречье – и сверхъестественных. Здесь же изображения обыкновенных животных или богов, очень похожих на людей. Причем с точки зрения профессиональной это высокохудожественные изделия, с точки зрения семиотической нагрузки – вещи довольно простые. Техника совершенна, а мир идей достаточно простой. Из этого кое-что взяли греки, хотя, скорее всего, прошла еще тысяча лет, прежде чем они здесь появились.

10. Закавказье. В Закавказье в широком смысле слова (вместе с Великой Арменией, Северным Ираком, Северо-Западным Ираном) возникает второй очаг «горных» культур, так же относительно простых в социальном плане, как и «горные» культуры Малой Азии. Это носители «куро-аракской» археологической культуры, относящейся ко времени ранней бронзы, – земледельцы горных долин, хурриты; они по неведомым нам причинам, будучи разделенными высокими горами (это не Плодородная дуга!), создали тем не менее тесную культурную общность, существовавшую более тысячелетия. В отличие от малоазийцев, они обладали ярко выраженной склонностью к перемещению на юг, где условия жизни были лучше; хотя здесь и не возникли крупные монархии, но имелся значительный импульс к территориальному распространению. Что касается языка носителей «куро-аракской» культуры, то это были люди, говорившие на кавказских языках, но на каких – неясно; кавказские языки довольно сложное явление. Это не армянский и не другие более поздние индоевропейские языки данного региона. Древние жители Закавказья говорили на каких-то более ранних языках.

Судьба их в 3-м тыс. такова: придя с севера и прожив некоторое время в окружении хананейского населения Восточного Средиземноморья, куро-араксийцы (хурриты) благополучно в нем растворились, хотя и успели оставить названия нескольких своих династий. Хурриты – так назвали их соседи, что значит это слово – неизвестно, но встречается оно в истории часто. Государство же их называлось Митанни.

Конец 3-го тыс. до Р.Х. как в Святой Земле, так и в Малой Азии и во многих районах Плодородной дуги отмечен повышением миграционной динамики и, как следствие, оставлением многих поселений. В Малой Азии плавный ход развития в конце тысячелетия замедляется. Причина этого более или менее очевидна: сюда прибыло новое население – протоиндоевропейцы (одна из ветвей потомков Иафета). Долгое время ученые думали: откуда же они сюда пришли? Вариантов было два: из европейских степей через Кавказ или с Балкан. Сейчас большинство склоняется ко второй версии, но откуда они взялись на самих Балканах, тоже неясно. Скорее всего, тоже из степей.

Местные языки индоевропейцев называются древнеанатолийскими[3]. Второе название – хетто-лувийские. На рубеже 3—2-го тыс. появляется местная письменность, как и во многих других частях ойкумены.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего Востока"

Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Деопик

Дмитрий Деопик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.