» » » » Дмитрий Деопик - История Древнего Востока


Авторские права

Дмитрий Деопик - История Древнего Востока

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Деопик - История Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
История Древнего Востока
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0384-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



Автор – профессор, доктор исторических наук предлагает читателю несколько иную систему приоритетов, более традиционную для нашей страны, чем теории учебников 50–70-х гг. XX столетия. В частности, больше говорится о социальных структурах и верованиях, о характере народов, о личностях их выдающихся правителей (которые всегда описаны в источниках подробнее, чем кто-либо из народа соответствующей страны). Кроме того, подробно рассказано о древних израильтянах (до вавилонского пленения), о тех соседях, которые как-то влияли на их жизнь.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся историей.






3. Святая Земля. Что надо знать о Святой Земле в 3-м тыс. до Р.Х., в эпоху ранней бронзы? Это страна городов. В городах жили в основном земледельцы. Это не значит, что ремесла здесь не развивались: они были развиты не менее, чем в других обществах того времени, в отличие от торговли, которая в финикийском приморье была развита, а за его пределами – нет. А 3-е тыс. уже знает народы, у которых было еще меньше потенциальных предметов торговли, чем в Святой Земле, но те тем не менее они активно торговали (шумеры). Здесь же особенной заинтересованности в торговле не было.

Слуги, земледельцы, ремесленники, управленцы, воины, жрецы, торговцы – основные группы населения города. Уже существует как минимум десятка полтора городов; если вы представляете себе Святую Землю, то поймете, что расстояния между городами здесь 40—70 км, а то и вообще 15. Представим это зрительно. Война одного города с другим требовала от наиболее храбрых мужчин иногда пройти всего 7—8 км. Города порой были видны один из другого, и они – веками независимые. (В долинах же больших рек никогда, за исключением некоторых мест, веками не было такого вида социального общения; там быстро шло объединение.) Порой приходится читать, что на нагорье произошло разрушительное вторжение, совершен набег. А выяснилось – напали люди, жившие в 70 км от разоренного места. На самом деле все это драки на очень небольших территориях, и когда вы читаете в Ветхом Завете о «местных войнах», то речь идет именно об этом. В городе все друг друга знали, и наиболее громкие события были слышны в другом конце города. Житель среднего древневосточного города за всю свою жизнь видел меньше разных людей, чем житель современного мегаполиса за один день. Городов больше всего насчитывалось в Святой Земле, в Заиорданье – меньше: и там и там, бесспорно, уже жили потомки Сима, хотя точные места расселения и число этих потомков определить сейчас уже невозможно. Кроме того, в Заиорданье все более регулярно проникали с востока группы амореев (западносемитский по языку народ).

Что касается побережья Святой Земли, то оно было по-прежнему пустым. Торговые пути из Египта обходили этот район либо чисто морским путем, на Библ и другие города Финикии, либо морем, а потом, через север Святой Земли, на восток, в степную полосу к амореям, и далее опять на север по восточным степям или вдоль р. Оронт. Иногда отдельные города Святой Земли становились «точками влияния» фараонов. Но в 3-м тыс. до Р.Х. никому из владык долины Нила не приходила в голову мысль о длительном контроле над этими землями. Вообще, у фараонов был свой стиль общения с народами Восточного Средиземноморья, вернее, два. Первый – поддерживание трогательных отношений с маленьким городом Библ, поскольку оттуда поставляли необходимые египтянам высококачественный строительный материал – дерево. Второй – в отношениях с другими народами; тут египтяне применяли метод периодических грабежей. На протяжении веков и даже тысячелетий, обладая большим военным потенциалом, фараоны тем не менее не могли утвердить здесь какую-нибудь реальную власть. Они эффективно расширяли свою державу на юг, а вот здесь ничего не получалось, хотя воевали довольно регулярно. И при всем этом Святая Земля отнюдь не была захолустьем. Достижения техногенных соседей, исключая духовную и социальную области, воспринимались ее населением.

4. Миграции в конце 3-го тыс. до Р.Х. В рамках региона по-прежнему периодически возникают перемещения населения, все начинают куда-то «бежать», чему указывалось множество причин, и, как правило, взаимоисключающих. В конце 3-го тыс. мы видим один из циклов массовых перемещений населения; из документов (документов уже достаточно) следует, что последние века (где три, где два) этого тысячелетия заняты непрерывными, порой кардинальными миграциями населения по всей Передней Азии и в долине Нила.

В Святой Земле имело место вторжение амореев из внутренней части дуги, из Заиорданья (2300—2000 гг. до Р.Х.). Амореи заняли свободную территорию практически везде, кроме побережья, – на городскую жизнь они существенно не повлияли, но оказали заметное воздействие на религиозную сферу, на представления о том, как люди должны общаться со своими предками после смерти. Если первоначально в Святой Земле устраивались коллективные захоронения в склепах, то с амореями приходит идея одиночного предстояния человека после смерти пред высшими силами, вне дома (реального или, как в случае с ассуарием, условно), а значит, одиночного погребения, каковой тип стал распространяться повсеместно. Еще одна особенность, связанная с приходом амореев на Святую Землю, – массовое распространение боевого оружия; короткие мечи стали принадлежностью практически каждого взрослого мужчины. В целом к хананейской традиции добавились важные черты более архаического, но этнически близкого общества.

Что произошло с амореями дальше? Как многие народы, приходившие из степей в районы с большей плотностью населения, они через несколько веков были ассимилированы хананейским населением почти полностью. То, что не случилось с древними израильтянами, произошло с амореями.

Примерно с конца 3-го – начала 2-го тыс. до Р.Х. события ветхозаветной истории начинают разворачиваться на территории Святой Земли. К этому времени исследователи, хотя и не все, относят приход Авраама. Придя сюда, Авраам встретился с праведником Мельхиседеком, царем государства, существовавшего с 3-го тыс. Мы видим, что здесь в это время жили и праведники, а не только потомки Ханаана. Связь по названию его царства (Салим) с городом Иерусалим большинство исследователей подвергают сомнению.

5. Финикийские торговцы. Наиболее динамические в социальном и экономическом развитии хананеи Восточного Средиземноморья – финикийцы. Финикия – территория побережья от устья Оронта до горы Кармил, серия узких, но чрезвычайно плодородных долин; не нужно думать, что Финикия – государство торговцев, здесь ввели в мировую практику интенсивное разведение оливок, фиников. И впервые, кажется, придумали поставлять на экспорт вино – иными словами, они торговали тем, что сами производили. Кроме того, им очень повезло исторически: только у них в изобилии росли кедровые леса. К северу почти ничего подобного не было, к востоку лесов было мало. В Палестине и Древней Сирии – во всей Святой Земле – росло много разных деревьев, но кедр почти не встречался. И в горах, которые на севере примыкают к Двуречью, тоже имелось много деревьев, кроме кедра. Высококачественное, очень прочное, долговечное дерево с приятным запахом годилось и для строительства, и для поделок, и для кораблей. Оно активно вывозилось отсюда на протяжении тысячелетий, как и знаменитая пурпуровая краска, которую производили из моллюсков, живущих только на финикийском побережье, которой красили ткани.

В итоге здесь сформировалась новая разновидность техногенных обществ – «вторичные техногены», зависящие от более крупных, этнически чужих, техногенных обществ.

Что представляла собой финикийская торговля с Египтом и каким образом торговал последний? Имелось три способа торговли. Один вам уже известен, достаточно поздний, – море. Однако есть риск утонуть, а еще быть зарезанным на берегу. Второй – так называемый этапный обмен. Например, приходит купец А на территорию, где его уже знают, там останавливается, встречает торговца Б, который знает жителей более далеких территорий, меняется охрана, и купец Б двигается дальше, и т. д. Это основной тип обмена. И наконец в 3-м тыс. появляется третий тип, когда торговцы идут на большие расстояния большими группами, с носильщиками и ослами, на которых везется товар, и их сопровождают войска, порой во главе с правящим царем. Торговые походы – все более важная форма сухопутных обменов. Тогда же, в 3-м тыс., возникает созданная техногенными обществами фигура купца-резидента – обычно жителя Шумера, постоянно живущего в том или ином городе и снабженного неким документом, который гласит, что если его убьют, то цари Шумера (и Аккада) рано или поздно доберутся до города преступников и так этого не оставят. Назывался купец тамкаром. Другие общества подобной должности не знают, а вот у шумеров данная группа населения постепенно стала весьма многочисленной. Причина в том, что у них не было полезных ископаемых и вообще ничего, кроме средств питания (зерна и др.), большого количества людей и бухгалтерии. При помощи своих экономических и человеческих ресурсов они поддерживали некоторый страх, и тамкары могли более или менее спокойно торговать даже в Малой Азии, за сотню километров от «пограничных» столбов шумеров и аккадцев. Они создавали свои поселки, имели охрану, но главной гарантией была уверенность, что рано или поздно тот, кто их тронет, будет наказан. И судя по тому, что тамкаров было очень много, видимо, наказания были эффективными и эта профессиональная группа могла существовать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего Востока"

Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Деопик

Дмитрий Деопик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.