Дмитрий Деопик - История Древнего Востока

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История Древнего Востока"
Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.
Автор – профессор, доктор исторических наук предлагает читателю несколько иную систему приоритетов, более традиционную для нашей страны, чем теории учебников 50–70-х гг. XX столетия. В частности, больше говорится о социальных структурах и верованиях, о характере народов, о личностях их выдающихся правителей (которые всегда описаны в источниках подробнее, чем кто-либо из народа соответствующей страны). Кроме того, подробно рассказано о древних израильтянах (до вавилонского пленения), о тех соседях, которые как-то влияли на их жизнь.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся историей.
5.2. Области Месопотамии. Нужно четко различать понятия Месопотамия и Двуречье. Месопотамия больше Двуречья, которое лишь часть Месопотамии (Южная). Двуречье охватывает территорию от того места, где две реки сближаются, до устья Тигра и Евфрата в Персидском заливе. На юге Двуречья, собственно, и жили шумеры. Тигр до его поворота к востоку и Евфрат до устья Хабура – это Северная Месопотамия, достаточно гористые и влажные по климату участки, входящие в состав средней части Плодородной дуги. Тут жили восточные семиты, через земли которых Авраам отправился из Двуречья в Святую Землю.
Месопотамию порой делят на Нижнюю, Среднюю и Верхнюю, тогда Средняя и Нижняя образуют Двуречье. Шумеры преобладали в Южном Двуречье, или в Нижней Месопотамии. В Средней Месопотамии они жили смешанно с восточными семитами. В Верхней же расселялись преимущественно восточные семиты.
6. Раннегосударственный период на Древнем Востоке. Такой была ситуация, когда примерно в 4300—4200 гг. до Р.Х. везде на Плодородной дуге и в Двуречье, но не в долине Нила, возникают города-государства. Начинается протогосударственный, или раннегосударственный период; в истории Древнего Востока происходят существенные изменения. Нигде за пределами данной территории в эти века нет ничего подобного – зато здесь города-государства возникают десятками, как по команде. Появляются крепости, храмы, дома, мощеные улицы и т. д. То, что ранее было уделом только Святой Земли, становится массовым.
6.1. Виды городов-государств. В целом города-государства можно разделить на два совершенно разных вида.
Первый, характерный для гармонических обществ Плодородной дуги, – города в изолированных долинах, возникшие на базе древних земледельческих центров и земледельческих традиций. Области с такого рода рельефом богаты водой, поэтому возникшее здесь искусственное орошение носит вспомогательный характер; обширные территории между полями удобны для скотоводства. В результате длительного социального развития и роста плотности населения появляется новая группа людей, которых порой ошибочно считают лишними, ненужными, – на самом деле они абсолютно незаменимы: это управленцы. Множество людей специализируются на управлении и на решении проблем остальных людей. Трудно найти такого совершенного человека, который, получив власть над другими, не старался бы жить хотя бы чуть лучше управляемых; но тем не менее считать основную массу населения просто эксплуатируемой ими нельзя, это нужная группа населения, в те времена легко контролируемая. Кем она контролировалась? Решение наиболее важных вопросов производилось большой толпой вооруженных мужчин, которая в разные времена называлась по-разному, обычно – народным собранием. Все, кто способен носить оружие, собирались и обсуждали происходящее. В условиях небольших государств, где все друг друга знали, деспотии тогда не возникли и возникнуть не могли.
Второй вид складывается в техногенных обществах долины Двуречья и на Ниле. Здесь имелись города иного типа, возникшие на построенных людьми достаточно больших каналах, без которых они не могли существовать. Люди с первого дня поселения здесь зависели от плодов своих рук. Они осваивали вначале небольшие территории; это было трудно, поэтому обживали их полностью; при этом друг с другом города-государства долгое время не граничили, будучи разделены болотистыми или, наоборот, сухими областями. Здесь, среди осушенных болот и сожженных тростников, возникали небольшие (порой – 10 × 10 км) государства. Такие независимые социумы – это общества, где жили гораздо теснее, чем в горах; свободных участков между полями почти не было, все были тесно связаны друг с другом. По аналогии с тем, как во времена древних греков назывались данные сообщества в Древнем Египте, современная наука порой именует их номами. Их формирование – важный этап в формировании техногенных обществ: четкие границы, высокая плотность населения, полная зависимость от собственных трудовых усилий и от разливов большой реки.
Еще раз напомним, что в номовых государствах различной продукции производили неизмеримо больше на единицу площади, чем в городах-государствах Плодородной дуги.
6.2. Храмы и религиозная жизнь в городах-государствах, в том числе и вне Святой Земли. Царские гробницы. Разным было и отношение людей двух типов обществ к своим богам. Если для городов Плодородной дуги характерно одновременное существование в поселении нескольких храмов небольших размеров с бесспорным отсутствием у них в течение веков какой бы то ни было административной власти, то в номовом государстве техногенов храм создается сразу – он обычно один, он главный, он большой, а все остальное формируется вокруг него, поскольку храму заупокойного культа предков или храму божества принадлежит управление. То есть это гораздо более приземленный, более «светский» храм, но общественный авторитет у него гораздо сильнее. Такова особенность ранних техногенных обществ (порой очень «мирских», как древнекитайское).
Техногенные долины больших рек и предгорные долины Плодородной дуги разделяло очень важное обстоятельство. В больших долинах, населенных техногенами, все было одинаково. Жители разных номов говорили на одном языке, имели одинаковые обычаи. А в Святой Земле что ни долина, то какое-то новое этническое образование. Представления о внеземном у этих народов были тоже разными. Божества народов Ханаана (западных семитов) жили в гуще самих хананеев: их храмы находились на той же улице. У шумеров же бог отгораживался от верующих, и редкие, но большие храмы были защищены внушительными стенами или находились в стороне, как у египтян. Отгороженность или неотгороженность – важное различие религиозной жизни двух типов обществ. Напомню, что тогда территории с народами двух названных типов не были еще тесно связаны (что было обусловлено и характером экономики), и взаимовлияние еще только начиналось.
Сходная черта описанных обществ – ни у кого еще не обнаружена письменность: или без нее обходились, или записи велись не на вечных материалах. Парадоксально, но письменность – точнее, документы на вечных материалах – пока еще не была нужна. В силу отсутствия текстов названия городов Плодородной дуги никому не известны.
В данный период (4-е тыс. до Р.Х.) среди монархов крепнет стремление отгородиться от народа и как-то выделиться. Когда велись раскопки на земле Ханаана, в одной пещере обнаружили огромный мешок, наполненный медными коронами и скипетрами, не похожими друг на друга. Все эти богато украшенные, сложные по технике изготовления предметы были разными по форме – это первый набор знаков власти. Недалеко располагался изолированный храм (вне поселения). Что характерно для гармонических обществ, а не для обществ техногенных – большой храм не был связан с городом и являлся, видимо, общим для нескольких городов-государств (что позднее встречается и у техногенов Двуречья). Когда возникла серьезная опасность – а она, видимо, реализовалась, поскольку никто не вернулся и ничего не забрал, – главы какого-то союза схоронили здесь «царские» регалии. Больше подобные находки нигде не встречались, хотя официальные гробницы тогдашних монархов раскопаны повсеместно[1].
6.3. Мегиддо и другие города Святой Земли. В литературе можно прочесть, что протогосударственный период аналогичен протогородскому, но логичнее его назвать раннегородским, когда на протяжении веков существовали государство, налоги, постоянная армия, войско. Какие типы городов мы видим в Святой Земле? Это, с одной стороны, города уже существующие, с другой – новые; и довольно мало деревень. Города возникают из селений или нескольких старых деревень, чьи жители объединились в один город. Это не значит, что забрасываются поля – просто горожане в основном занимаются земледелием. Нужно помнить: большинство населения большинства древних городов, кроме столиц и очень больших городов, – земледельцы. Не ремесленники и торговцы, как обычно объясняют в школе по аналогии со средневековой Европой, а как у древних греков[2].
Наиболее известные города этого времени (4-е тыс. до Р.Х.) Иерихон и Мегиддо. Мегиддо находится на северо-западе Святой Земли, в долине Ездрелона. Это один из красивейших и богатейших городов тогдашнего мира, существовавший тысячелетия, под его стенами прошел целый ряд великих сражений древности. Мегиддо – сильно укрепленный город, русское Средневековье не знает ни одного города с такой сложностью укрепления. В Мегиддо раскопано несколько храмов, один из них имел размеры 12 × 4 м. Своеобразна его архитектура: вход с длинной стороны, и против входа – алтарь; стены оштукатурены. Здесь же ремесленные мастерские, торговые кварталы; у города регулярная планировка, мощеные улицы различной ширины. На них вполне комфортные дома, имелись водопровод и канализация. Есть свидетельства об обработке сельскохозяйственного сырья, например, о производстве оливкового масла и о ткачестве.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Древнего Востока"
Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Деопик - История Древнего Востока"
Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.